X
04:05 27.06.2018

Политическая элита, коррупция и гражданское общество

Деньга Халидов, директор НИИ геополитики и историко-­политических исследований при ДГУ, член Общественной палаты РД
Выпуск - 2018 №165-166
120

Серьезность темы предполагает опору на науку, что автор и пытается сделать. Важно осмыслить путь, который прошел Дагестан за последние 1,5–2 века, без чего невозможно понять суть проблем и возможные пути их решения. Поэтому и задумана серия статей.

Поскольку у нас задача – выявить глубинные причины (они никогда не лежат на поверхности), то обойдемся без «личностей» (персон, районов, народов–этносов и пр.). Главное – понять себя, «кто мы реально есть, без прикрас», да и россиянам из других регионов это будет полезно, поскольку, как можно предположить, в центре и на местах очень живуч стереотип о тотальной коррумпированности (или готовности коррумпироваться) дагестанских чиновников. Тема еще актуальна в плане начавшейся системной борьбы с коррупцией в стране в целом и в Дагестане в частности.

Совет старейшин республики, к которому я отношусь с большим уважением, предложил идею — и уже берется на вооружение — «клятвы чиновников о честном служении». Но такого рода «клятвы верности» ничего не стоят, если они не подкреплены научным диагнозом ситуации и системными мерами с программой действий на этой основе.

Почему злоупотребления служебным положением, «игры» с бюджетами и коррупция для одних чиновников в порядке вещей, а другие и не смеют об этом даже думать? Почему в одном случае нарушения умеренные, к примеру, когда превышают объем сделанных работ при капитальном строительстве или ремонте или при государственных (и муниципальных) закупках в «допустимых» пределах 10%–15%, а в других случаях чрезмерные – более 50%? Каковы механизмы эволюции «нормы злоупотреблений и коррупции» за последние полвека и более, начиная со сталинских времен? Ведь эта «норма» начала медленно дрейфовать и расти еще при Никите Хрущеве.

Здесь речь не только о Дагестане, но и о всей России в целом. Мы же не считаем коррупцию таким изолированным явлением? Еще в советские времена, рассуждая на эти темы, мы выявляли «пирамиду» коррупции от рядового водителя автобусов (межгород, в основном) и до республиканского начальства (тогда автор работал старшим инженером в одном из управлений объединения «Дагавтотранс»); или от рядового заготовителя в системе «Дагпотребсоюза» до начальства этой чрезвычайно богатой организации. И так почти по всем отраслям, за исключением машиностроения и приборостроения.

Поэтому автор поставил перед собой задачу: определить научными методами «чисто» дагестанский вклад в воспроизводство коррупции, мафиозного типа отношений и, как следствие, масштабных злоупотреблений и воровства в бюджетной сфере. Нас интересует фундаментальное начало в этом процессе разложения и негативной трансформации, без личностей и банальностей, типа «все воруют».

Здесь нельзя умолчать о роли федерального фактора в этом явлении, поскольку Дагестан – субъект Федерации и в этом своем качестве представляет собой часть целого, она (эта часть) не может быть свободна от «болезней» системы в целом. Все, что происходило на уровне федерального центра, неизбежно отражается и на уровне части целого, и на уровне отдельной отрасли. Пример с полковником МВД Дмитрием Захарченко, на квартире которого нашли мешки с почти 8 млрд руб – более чем наглядное доказательство правоты этого утверждения. Владимир Путин и федеральные силовые структуры, безусловно, борются с этим злом, но оно настолько «въелось» в систему госуправления с 1990-х г., что предстоит очень трудная борьба.

С другой стороны, регионы РФ в этом плане сильно разнятся. Где-то этого «добра» меньше, где-то больше. И в этом плане сравнение действительно не в пользу Дагестана. Между тем центр для всех один, и методы управления и распределения бюджетных средств примерно идентичны. Можно, конечно, допустить, что в определенных кабинетах там, в центре, к Дагестану «особое отношение». Мне как-то один из наших министров с возмущением говорил об одном высокопоставленном московском чиновнике. Выступая с трибуны на одном из форумов в Махачкале (в 2016 г.) тот сетовал, что «дагестанские министры плохо пользуются возможностями федеральных программ…». А наш министр в кулуарах говорит, отвечая на мой вопрос: «Мы были готовы включиться в эту программу, но он же намекает на откат. И немалый. Потом отвечать-то мне придется!». Таковы реалии, к сожалению.

Нет оснований также не верить наличию реальных причин местного происхождения такого «специфического» отношения в центре к Дагестану, которое типологически воспроизводит отношения к союзным республикам Закавказья в советское время. От высокопоставленных чиновников Закавказья в центре всегда ждали «нечто», что выходило за рамки формальных отношений, о чем они не могли даже намекнуть в разговорах с представителями Прибалтики. Разные социально-культурные и правовые традиции, и в центре «нутром» чувствовали эту разницу. И если дагестанские лидеры в 1950-1970-е годы «икрой и коньяком» решали значимые для республики вопросы (за 20 лет построено около 70 новых предприятий), то с 1990-х вопросы решались (или вообще не решались ссылками на нехватку средств в федеральном бюджете) с значительными трудностями. А в 2000-е годы вопросы решались уже на другой «методологической» основе, о которых я уже писал выше.

Проблемы региональных различий в плане распространения коррупции и «теневой» экономики, которые здесь поднял автор, исследовали российские и европейские ученые еще в 1990-е годы (см. Специальный доклад экспертов Российско-европейского центра экономической политики, С. Николаенко (ИМЭМО РАН), Я. Лиссоволик и Р. МакФаркара, «Теневая экономика в российских регионах в 1997» //Обзор экономики России. Основные тенденции развития – М., 1998). Дагестан в этом рейтинге «теневой» экономики вошел в пятерку худших субъектов РФ. Затем была Справка Комиссии ЮФО от 2005 г. под руководством (тогда) замполпреда в ЮФО Александра Починка, согласно которой 70% валового регионального продукта в РД производится в «тени».

Интересно, что американские ученые изучали эти же проблемы в Италии (см. Роберт Патнэм, «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии»). Они задались такими же вопросами, которые интересуют и нас, но применительно к РФ и РД: «Почему так получается, что на Севере и Центре Италии нормальная политическая система, минимум коррупции и развитое гражданское общество, а на Юге Италии и острове Сицилия пышным цветом расцветает коррупция и мафия?».

Автор в ряде своих научных публикаций, опубликованных в том числе и на Западе, поднимал эту же тему применительно к Северному Кавказу (см. моногр. «Северный Кавказ: что делать? Системный анализ, назревшие меры и актуальные проекты». М., 2010).

Подробный анализ роли федерального фактора в контексте заявленной темы не входит в нашу задачу. Отметим только следующее. В социологии есть термин «экспектация», означающий систему ожиданий относительно социальных ролей в процессе взаимодействия двух и более субъектов. Они, эти самые «экспектации», формируются на основе стереотипов о другом, если нет личного опыта. Вот так взаимно подпитывали друг друга эти самые «экспектации» и стереотипы чиновников центра относительно нравов в чиновничьей среде Кавказа (и конкретно, Дагестана), множа то зло, тайну происхождения которого мы пытаемся раскрыть. Предполагаю, что в этом коррупционном взаимодействии «вклад» федерального фактора был ничуть не ниже 35-40%. При желании проверить гипотезу можно, проведя экспертный опрос наших бывших министров.

(Продолжение следует)

Статьи из «Аналитика»

Триумф и падение Европы

13
Европу жалко. Разве такую судьбу уготовили колыбели мировой цивилизации ее творцы Аристотель и Платон, Аврелий и да Винчи, Моцарт и Гегель, Сервантес и Дали,...

Слепые? Глухие? Тупые?

13
Нет, это не пересказывать, а цитировать нужно, поскольку лучше не скажешь. Итак, несколько...

Россию не победить!

19
Специальная военная операция, начавшаяся три года назад, заставила многое пересмотреть в нашей жизни. Это и груз переживаний за наших ребят, оказавшихся в пекле...

Полтора часа, изменившие мир

15
В Штатах приходит осознание катастрофических последствий политики демократов, возглавляемых Байденом, Трамп ставит Украину на счётчик, Европа считает себя...

Коллеги, расчехлим своё оружие

15
Как хорошо известно… Нет, дальше писать, что хорошо известно, не буду. Потому что запомнил реплику одного умного человека,...

Что в рукаве у шулера?

17
В последнее время всё, что связано с Дональдом Трампом, становится вселенской новостью. Каждый его чих, каждый поворот головы, уже не говоря о сказанных им словах и...

Давайте послушаем «Подмосковные вечера»

19
У меня есть все основания доверять публицисту Александру Проханову. Не потому, что он из рук Президента РФ Владимира...

Тонкой дипломатии больше не существует

18
Сегодня цитаты Владимира Путина из «Итогов года» стали своего рода христианскими заповедями в попытке удержать диких и...

Компас и третья сила

14
Действительно, любопытная штука компас: там два полюса долго спорят друг с другом на тему, кто на кого влияет. Потом успокаиваются, показывают один на север, другой...

Большая тройка

13
Большая тройка – это Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Мы, конечно, наслышаны и о других тройках – карточных, гардеробных, классно-журнальных и...

Фрау Непредсказуемость

14
Не дарите женщине цветы, Если эта женщина – политик. Эти стихотворные строчки пришли на ум при воспоминании лирического эпизода в политической европейской...

Мир спасённый

9
Вглядываясь в настоящее, размышляя о дне завтрашнем, ощущаешь себя частью единого пространства, чувствуешь дыхание людей, с которыми тебя роднит то общее, что одно...