Купить PDF-версию
23:33 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X

Полномочия будущего

Поправки в Конституцию РФ, предложенные Президентом страны и дополненные многими россиянами, направлены на укрепление государства и института власти. О своем видении того, что изменится с принятием их, размышляет политолог Ильман АЛИПУЛАТОВ.

– Самое важное в этих поправках – укрепление государства, укрепление института власти как такового. Вспомним об условиях, в которых принималась Конституция в 1993 году. Документ принимался с определенными полномочиями. Сейчас ситуация другая, мы должны осознать, что за 20 лет были достигнуты управляемость государством, стабильность политической системы…

Особенно важными сегодня эксперты считают поправки, направленные на национализацию элит. Речь идет о закреплении в Конституции Российской Федерации запрета на двойное гражданство и вид на жительство за рубежом для высокопоставленных политиков и чиновников и 25-летнем цензе оседлости для кандидатов в президенты. Фиксация этих поправок в Основном Законе позволит защитить Россию от повторения украинского сценария, условного майдана.

Они также направлены на ужесточение требований перед вступлением страны в новый выборный период и относятся в том числе к будущим народным избранникам.

Важна, считаю, и социальная часть поправок: обеспечить гражданам России необходимый уровень социального достоинства, закрепить МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума; индексация социальных пособий, пенсий, формирование системы пенсионного обеспечения и т.д.

– Некоторые сомневаются в легитимности процедуры принятия поправок.

– Процедура уже абсолютно легитимна, исходя из того, что эти поправки приняты легитимно избранными Госдумой, Советом Федерации и законодательными собраниями субъектов.

Политическая воля действующего президента и желание услышать в данном случае не предусмотренное ныне действующей Конституцией мнение народа говорит об открытости намерения власти.

– Может быть, сомнения возникают в результате недостаточной работы по просвещению граждан?

– На современном этапе знание правовых норм необходимо человеку и гражданину для полноценной реализации его прав и свобод. Сегодня многие граждане не обладают даже минимально необходимым набором правовых знаний, навыков, позволяющих эти знания пополнять. Соответственно информирование граждан о правовых установлениях и об изменениях в законодательстве является важнейшей задачей, решить которую можно лишь путем правового просвещения населения. В наши дни оно может осуществляться разными субъектами (государством в лице органов государственной власти, СМИ, общественными организациями, высшими учебными заведениями и т. д.), которые пользуются для этого различными инструментами.

Сейчас сложилось совершенно очевидное мнение, что в области правовой информации происходят изменения, на смену традиционным каналам (газеты, журналы, специальная литература, радио) приходят оперативные каналы получения правовой информации (телевидение, Интернет). Однако эти каналы не могут, к сожалению, гарантировать полноту и достоверность информации. Межличностный обмен правовой информацией также оказывается результативным каналом. Обращение граждан за правовой консультацией относится к числу массовых явлений. Вместе с тем невысокий уровень информированности населения о своих правах можно объяснить и тем, что на сегодняшний день в стране отсутствует единая система воспитания гражданина правового государства.

– Нужен ли общественный контроль при голосовании?

– Общественный контроль на всех стадиях избирательного процесса – гарантия качества выборов. Он обеспечивает открытость, прозрачность избирательного процесса, является гарантией легитимности.

В последние годы мы видим прогресс в развитии института общественного контроля на выборах. Прорывом стало внесение изменений в избирательное законодательство, в соответствии с которыми право направлять наблюдателей на избирательные участки получили Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ.

Главным отличием общественного наблюдателя от иных является наблюдение за соблюдением установленных законом процедур в интересах граждан и закона, а не политических партий и кандидатов. Цель общественного наблюдателя – обеспечить соблюдение избирательных прав граждан, а не написать жалобу.

– Что изменит перенос даты голосования?

– В Кремле по-прежнему придерживаются концепции о проведении плебисцита в середине недели. Если назначить, например, его на вторник, то люди, отдыхая в субботу и воскресенье, могут прихватить еще и понедельник, а на следующий день не прийти на голосование, что скажется на явке.

Конец мая-начало июня – это оптимальное время для проведения плебисцита в случае, если ситуация, связанная с распространением коронавируса, уже стабилизируется. Позже люди начнут брать отпуска и разъезжаться по дачам, обеспечить приличную явку станет намного сложнее.

Теоретически возможен перенос на единый день голосования в сентябре этого года, но в Кремле это рассматривают как нежелательный сценарий — ряд положений закона о поправке в Конституцию отличается от норм избирательного законодательства.

Статьи из «Конституция России-2020»