Купить PDF-версию
08:10 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:24 11.07.2008

Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан

Уважаемые депутаты Народного Собрания!

Представляя доклад о положении в республике, хотел бы, прежде всего, подчеркнуть, что истекшие два года были для Дагестана сложным и очень ответственным этапом развития, связанным с коренными изменениями политической жизни, государственного устройства в соответствии с новой Конституцией. Вместо Госсовета как коллегиального органа исполнительной власти впервые была введена президентская форма правления. Нынешний состав парламента также впервые избран по пропорциональной системе. При этом мы были вынуждены уйти от привычного национального квотирования, жесткой привязки этнического фактора к формированию органов власти, что было особенно непросто при выборах депутатов Народного Собрания. Перед нами стояли сложнейшие задачи. Как будут проходить политические процессы в Дагестане после приведения порядка формирования органов власти в соответствие с федеральным законодательством? Сумеем ли вписаться в эту систему и при этом обеспечить общественно-политическую стабильность, мир и согласие в республике, одновременно осуществляя разбор «завалов» прошлых лет и перевод общества от одного состояния к другому — от закрытой, во многом теневой, к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике, от авторитаризма к формированию основ гражданского общества, развитию институтов демократии, от беззакония и коррупции к законности и порядку, от атрофии этики к духовности. Вы понимаете, что это очень болезненные, сложные процессы. Это и серьезное испытание.

Два года — слишком короткий срок, чтобы говорить о решении этих ответственных задач. Но утверждать, что мы последовательно идем по намеченному пути, у нас есть все основания.

Главный итог прошедших лет — нам удалось обеспечить стабильность в республике, создать благоприятные условия для дальнейшего долгосрочного социально-экономического роста. Мы убедились, что намеченный курс развития выбран верно и поддерживается абсолютным большинством дагестанцев. Об этом наглядно свидетельствуют не только перемены в социально-экономической и общественно-политической жизни, но и состоявшиеся выборы всех уровней власти: от муниципальных до Президента страны.

Нашими главными приоритетами в этот период были вопросы обеспечения безопасности и благополучия дагестанцев, повышения качества их жизни. Эти взаимосвязанные задачи мы стремились решать через достижение высоких темпов развития экономики, позволяющих ликвидировать отставание от других регионов. Поскольку эти темпы по подавляющему большинству показателей превышали средние данные по ЮФО, то по таким показателям, как денежные доходы, объемы инвестиций, строительства, розничной торговли, платных услуг на душу населения и по некоторым другим отставание республики от средних показателей по ЮФО сократилось на 7 — 10 процентов.

За два года сбор налогов в консолидированный бюджет республики увеличился почти в 2 раза, снизился уровень дотационности бюджета на 6 процентов. Выполнялись все бюджетные обязательства. Денежные доходы на душу населения выросли в 1,8 раза, снизился уровень безработицы и бедности. В настоящее время средняя заработная плата в республике составляет более 6900 рублей, что в 2 раза выше уровня 2005 года. За этот период введены 29 школ, 16 объектов здравоохранения, 374 км газопроводов, 54 км линий водоснабжения и водоотведения, 55 км автомобильных дорог, 18 мостов и другие объекты. Введенные в 2006-2007 годах новые ученические места составили 21 % от их общего количества по ЮФО. Продолжалась реконструкция Махачкалинского морского торгового порта. Здесь завершены работы по строительству трех причалов для сухогрузов. Значительно выросли объемы финансирования республиканской инвестиционной программы. Только федеральные средства на ее реализацию увеличились в четыре раза. 

Особое внимание уделялось привлечению частных инвестиций в экономику. Во исполнение предложений, содержавшихся в предыдущем Послании, принят ряд законов, обеспечивающих инвесторам поддержку со стороны органов государственной власти, в частности законы «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах»,

«О залоговом фонде Республики Дагестан». Внесены изменения в Закон Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций».

С целью выработки предложений по созданию в республике благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций созданы Экономический совет и Совет по инвестициям при Президенте Республики Дагестан. Агентство по инвестициям преобразовано в Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей, имеющее более широкие полномочия и возможности.

Подготовлены важные для экономики республики проекты, которые демонстрировались на инвестиционных форумах в городах Сочи, Санкт-Петербурге, Пекине, в посольствах Франции и других стран. По некоторым из них достигнуты договоренности о сотрудничестве с потенциальными инвесторами, в том числе с иностранными. Ряд проектов уже находится в стадии реализации. По другим идет согласование отвода земельных участков, размещения инженерной инфраструктуры.

Недавно, как вы знаете, подписаны соглашения о сотрудничестве с ОАО «НК «Лукойл» и ОАО «Россельхозбанк». Соглашение с «Лукойлом» предусматривает прокладку через территорию республики нефте- и газопроводов, развитие береговой инфраструктуры для перевалки ГСМ, освоение дагестанского сектора шельфа Каспийского моря, развитие теплоэнергетики, осуществление ряда других проектов. ОАО «Россельхозбанк» предполагает увеличить выдачу кредитов сельхозтоваропроизводителям, в том числе на модернизацию парка сельхозтехники и развитие инфраструктурной сети агропромышленного комплекса, социальной сферы.

В республике завершена работа по переводу денежных расчетов на электронную основу, что в значительной мере упрощает процедуры расчетов, делает их удобными для населения и хозяйствующих субъектов. Если раньше платежи осуществлялись на бумажных носителях и на это уходило почти две недели, то теперь они осуществляются в течение дня.

Продолжается реализация приоритетных национальных проектов, позволяющих существенно улучшить ситуацию в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, повысить качество жизни населения.

Как и в предыдущие годы, значительное внимание уделялось вопросам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, других категорий граждан. К Дню Победы каждому участнику войны, проживающему в республике, второй год подряд за счет средств республиканского бюджета оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей. Практически полностью решены вопросы обеспечения жильем остронуждающихся участников Великой Отечественной войны. В первом чтении принята республиканская программа «Старшее поколение» на 2008 -2010 годы.

Считаю также необходимым предусмотреть в республиканском бюджете средства на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед республикой, — заслуженных деятелей искусства, образования, здравоохранения, тех, кто в прошлом занимал ответственные должности на партийной, советской работе.

Правительству необходимо подготовить и внести такой законопроект в Народное Собрание. 

Вместе с тем по многим показателям социально-экономического развития мы по-прежнему отстаем от среднего уровня как по стране, так и по ЮФО. Преодолеть это отставание, коренным образом изменить жизнь наших граждан, обеспечить повышение их благосостояния призвана Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2020 года, проект которой сейчас обсуждается.

Каждый дагестанец, каждая дагестанская семья должны быть заинтересованы в реализации Стратегии. Для этого они должны увидеть в ней перспективы улучшения своего благополучия, понимать смысл происходящих изменений. Только тогда они будут участвовать в ее осуществлении, только тогда она станет идеей, консолидирующей дагестанское общество во имя будущего.

Стратегия, кроме того, должна быть увязана с разрабатываемой в настоящее время Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегией развития ЮФО до 2025 года. Базируясь на общероссийских подходах, наша Стратегия должна учитывать и особенности Дагестана, в том числе этнокультурные, исходить из необходимости максимально эффективного использования наших внутренних резервов.

Говоря о них, хочу особо отметить роль предпринимательской сферы. Президентом России Д.А.Медведевым поставлена задача к 2020 году довести число работающих в этом секторе экономики до 60-70% активного населения страны. Это очень актуально и для Дагестана.

Необходимо разработать действенную целевую программу ускоренного развития малого предпринимательства, более активно оказывать ему поддержку, создавая инфраструктуру — бизнес-инкубаторы, технопарки, гарантийные фонды, фонды микрофинансирования и прямых инвестиций в малые предприятия, грантовую поддержку начинающих предпринимателей. При этом одной из главных задач должно стать изменение структуры малого предпринимательства в пользу увеличения в нем доли производственного сектора, инновационных разработок, а не только торговли, строительства, сферы услуг.

Нужно свести до минимума административные барьеры на пути развития малого бизнеса. Недавний Указ Президента России «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» предполагает закрепить преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сократить количество разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, резко уменьшить количество проверок и усилить гарантии защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Серьезным препятствием, не позволяющим предпринимательству в наших условиях полностью раскрыть свой потенциал, является деятельность контролирующих и правоохранительных органов, особенно структур МВД, их многочисленные проверки, поборы и другие незаконные действия. Более того, во многом из-за их «бурной» деятельности большая часть малого бизнеса остается в тени, скрывая реальные объемы производства и доходы, выплачивая заработную плату по серым схемам в конвертах.

Легализация теневого бизнеса, перевод экономики в русло цивилизованных рыночных отношений — острейшая проблема, без решения которой сложно будет двигаться дальше. Тем более что в тени у нас находится значительная часть бюджетообразующих предприятий.

В последнее время наметились некоторые сдвиги в этом направлении. В результате наведения порядка в регистрации субъектов малого бизнеса мы смогли увеличить в 2007 году их количество на четверть, налоговые поступления выросли более чем в 2 раза, оборот малых предприятий увеличился в 1,6 раза, а инвестиции в основной капитал — в 1,5 раза.

Только за счет вывода бизнеса из тени мы сможем в разы увеличить налоговые поступления. Приведу некоторые примеры. В прошлом году от торговли бюджет республики получил налогов чуть более 500 млн. рублей. При этом у наших соседей, в Ставропольском крае, при таком же розничном товарообороте налоговые поступления в 10 раз больше. В строительстве в прошлом году объем выполненных работ составил 33,1 млрд. рублей, налогов при этом заплачено около 900 млн. рублей. В Ставропольском крае, где объемы строительных работ были в 1,6 раза меньше (20,8 млрд. рублей), налогов заплачено в 2,7 раза больше, чем в Дагестане (2,6 млрд. рублей). Эти примеры однозначно говорят о наших больших внутренних возможностях пополнения бюджета, которые можно реализовать, если будем проводить необходимую работу по выводу экономики из тени.

Не может безнаказанно на протяжении многих лет функционировать теневой бизнес без покровительства правоохранительных органов, в первую очередь милиции, и других контролирующих органов. Не может такое твориться в городах и районах, если в доле с «теневиками» не находятся главы муниципальных образований. Разве они не видят, не слышат, что на подведомственной территории функционирует запрещенный законом игорный бизнес, значительная часть предпринимателей не становится на учет, не платит налоги, нормальную зарплату? Функционирование этих коррупционных схем должно быть остановлено. В Дагестане это явление носит системный характер. Отдельными акциями, точечными ударами проблему не решить. Тем более, когда наведению порядка оказывают сопротивление многие чиновники всех уровней, заинтересованные в консервации существующего положения. Этой подпольной и довольно эффективно действующей антисоциальной системе должна противостоять альтернативная государственная система. В рамках выполнения поручения Президента РФ Д.А.Медведева о национальном плане борьбы с коррупцией нам нужно приступить к серьезной целенаправленной работе в этом направлении.

Предстоит принять закон «О противодействии коррупции в Республике Дагестан», провести антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов. В эту работу надо активно вовлекать институты гражданского общества, СМИ, следует оперативно реагировать на их выступления по фактам коррупции. Надо усилить парламентский контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Без широкого участия населения, без его поддержки в борьбе с этим злом добиться положительных сдвигов также невозможно. Поэтому особое внимание должно быть уделено реализации республиканской целевой программы «Повышение правовой культуры населения на 2008-2010 годы».

Очень важно, чтобы в эту борьбу реально и жестко включились правоохранительные органы. Они не сделали правильных выводов из критики в свой адрес в предыдущих Посланиях Народному Собранию. Статистика показывает, что произошло заметное ослабление борьбы с экономическими преступлениями, значительно снизилось число выявленных фактов должностных преступлений, взяточничества. Коррупционные преступления, совершаемые организованными преступными группами, практически не раскрываются. Это вызывает большую тревогу в обществе.

Совершенно очевидно, что при такой «работе» правоохранительных органов принимаемые нами меры по оздоровлению обстановки, улучшению социально-экономического положения в республике не дадут должного эффекта. Никто не собирается всю работу по борьбе с коррупцией возлагать только на правоохранительные органы. Но никто уже, наверное, не сомневается и в том, что при сегодняшнем их бездействии и коррумпированности значительной части сотрудников борьба с коррупцией в Дагестане будет безрезультатной. Так не может продолжаться далее.

Говоря об использовании внутреннего потенциала республики, хотел бы подчеркнуть, что мы не можем эффективно действовать по всем направлениям, надо сосредоточиться на самом главном, определив приоритеты после тщательного профессионального анализа, исследования ситуации в ключевых секторах экономики.

Вы знаете о наших реальных возможностях по использованию гидроэнергетических ресурсов. В этом направлении ведется достаточно активная работа. Завершается строительство Ирганайской ГЭС, продолжаются работы по возведению Гоцатлинской ГЭС, строятся малые гидроэлектростанции. Нам предстоит и дальше наращивать усилия по реализации программы освоения гидроресурсов республики. Вместе с тем настало время обратить внимание на развитие нетрадиционных источников энергии — энергии геотермальных вод, солнца, ветра. Здесь мы имеем большие потенциальные возможности. Есть и определенные наработки.

Дагестан — это преимущественно аграрная республика. Поэтому сельскохозяйственное производство, в целом агропромышленный комплекс является для нас жизненно важной отраслью. В прошлом году достигнуты неплохие результаты — прирост объемов валовой продукции сельского хозяйства составил 7,1%, по  сравнению с 2006 годом. В то же время, несмотря на положительные макроэкономические показатели, отрасль по-прежнему работает крайне неэффективно. Сокращаются посевные площади, в том числе под зерновые, виноградники, сады. Плохо используются орошаемые земли. 30% сельхозпредприятий завершили прошлый год с убытками. Низка продуктивность, показываются мизерные зарплаты, нет по сути налоговых поступлений. Более 100 тыс. гектаров пашни в прошлом году остались неиспользованными. Такое отношение к ведению важнейшей отрасли экономики недопустимо.

Вы знаете, что впервые за долгие годы развитие АПК включено в перечень приоритетных национальных проектов. В прошлом году принят Закон «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан». В рамках реализации нацпроекта отрасль за последние два года получила кредитов на сумму более 2,5 млрд. рублей.  На поддержку АПК в 2007 году, помимо этих кредитов, выделено 972 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета — 298 млн. рублей. А в этом году заложено 1,4 млрд. руб., из них из республиканского бюджета — 421 млн. рублей.

Указанные средства в первую очередь направляются на финансирование мероприятий по поддержке овцеводства, виноградарства, садоводства, элитного семеноводства, племенного дела, мелиорации, на поставку сельхозтоваропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота по лизингу. Однако эффективность их распределения и целевое использование вызывают вопросы. Счетной палате республики можно было бы проанализировать это, как и использование средств, выделенных на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан».

В приоритетном порядке предстоит решать вопросы опережающего развития пищевой промышленности, особенно в части переработки сельхозпродукции, доведения ее до конечного товарного продукта. Здесь наметились определенные положительные сдвиги. Руководители стали активнее привлекать заемные средства для модернизации производства, заключать договоры с зарубежными фирмами. В этом плане прежде всего следует выделить ОАО «Кизлярагрокомплекс». В прошлом году, можно сказать, заработала мясная промышленность, которая практически не функционировала более 10 лет. Возродил переработку мяса и птицы ЗАО «Махачкалинский мясокомбинат». Но в целом ситуация с переработкой мяса, молока и особенно овощей и фруктов остается неудовлетворительной. Это же касается и рыбной отрасли. Поэтому нам необходимо в короткие сроки возродить эти производства.

В прошлогоднем Послании значительное внимание было уделено развитию промышленности, прежде всего обрабатывающей. Республика обладает неплохим кадровым потенциалом, производственными площадями для выпуска машиностроительной продукции. Прирост объемов промышленного производства в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, составил 17,4% против 8,5% в 2006 году, а в обрабатывающих производствах- 25,6% против 20,3% в 2006 году.

Основными факторами, обеспечивающими эти показатели, стали увеличение оборонного заказа, а также заказов через интегрированные с нашими предприятиями крупные российские корпорации и компании. Эти предприятия, как правило, выпускают современную высокотехнологичную продукцию и стабильно наращивают объемы. ОАО «Авиаагрегат» выпускает конкурентоспособную инновационную продукцию в кооперации с ОАО «Автоваз», ОАО «Концерн КЭМЗ» — с авиационной корпорацией «Сухой», ОАО «Сапфир» — с Федеральной авиационной службой. Расширение таких предприятий, углубление интеграции и кооперации, эффективное взаимодействие с федеральными структурами и регионами России должно стать важнейшей задачей органов государственной власти республики.

С 2007 года происходят заметные сдвиги и в работе ряда других промышленных предприятий. Но в целом отрасль все еще не вышла из кризиса, по-прежнему пустуют большие производственные площади, многие руководители так и не адаптировались к особенностям ведения хозяйства в условиях рынка.

Более высоких темпов роста можно достичь в промышленности строительных материалов, максимально используя местные природно-сырьевые ресурсы и растущий спрос на продукцию отрасли — кирпич, гипс, цемент, нерудные материалы. Об этом говорилось в прошлогоднем Послании. Однако выводы из сказанного не сделаны. Не ведется работа по реконструкции и модернизации действующих предприятий, созданию новых производств с современными технологиями. Производство щебня, камня, других нерудных материалов в основном продолжает оставаться в тени.

Медленно идет и формирование банковского и страхового сектора — важных составляющих рыночной инфраструктуры. Обсуждение этих вопросов на Экономическом совете при Президенте Республики Дагестан показало, что, по существу, не используются для привлечения инвестиций в экономику и возможности рынка ценных бумаг. 

Дагестан, обладая уникальными природно-географическими условиями, самобытной историей и культурой, имеет все возможности стать крупным туристско-рекреационным и оздоровительным центром на Юге России. Нужно активнее использовать имеющиеся сегодня ресурсы, помощь государства и развивать этот потенциал.

Однако пассивность, безынициативность многих министерств, в том числе промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды и некоторых других приводит к тому, что мы теряем время, инвестиции, упускаем возможности, которые имеются для серьезного прорыва в развитии экономики. Довольствуясь макроэкономическими показателями, положительной динамикой роста, многие руководители не осмысливают происходящее с точки зрения стратегического развития, завтрашнего дня. Это неизбежно приведет к топтанию на месте, отставанию. Поэтому сегодня самая главная и самая трудная для республики задача — это повышение эффективности работы органов исполнительной власти, качества управления. Мы должны принять все меры к коренному улучшению работы государственного аппарата. Сказанное имеет прямое отношение и к работе муниципальных образований.

Одним из главных критериев оценки работы органов власти в современных условиях является привлечение инвестиций в развитие территорий. Мы должны кардинально изменить отношение к этой работе. Нужно минимизировать экономические, правовые риски для инвесторов. Инвестиционная деятельность должна быть открытой, публичной, надо принять все меры к тому, чтобы на пути частных инвесторов было меньше административных барьеров.

Главным приоритетом должно быть привлечение частных инвестиций в производственную сферу. С этой точки зрения чрезвычайно важно начатое в республике строительство крупнейшего в ЮФО завода по выпуску стеклотары «Анжи-стекло». В ближайшее время начнется строительство другого стекольного завода — по выпуску листового стекла. Нам надо ускорить строительство цементного завода. В республике реализуются и инвестиционные проекты, связанные с созданием пяти инвестиционных площадок, одна из которых является производственной. К этой работе надо активно подключиться органам местного самоуправления. Перспективными сферами инвестирования являются производство строительных материалов, инфраструктура ЖКХ, туризм, проекты, направленные на развитие инноваций, малого и среднего предпринимательства. Администрации каждого муниципального образования следует разработать несколько перспективных инвестиционных проектов для реализации на своей территории, подготовить для них соответствующие инвестиционные площадки. Необходимо также сформировать единый реестр инвестиционных проектов Республики Дагестан, куда войдут и проекты, подготовленные муниципалитетами, а также реестр свободных промышленных площадок и незадействованных объектов недвижимости, в том числе земельных участков, отведенных для реализации инвестиционных проектов.

Следует ускорить утверждение Схемы территориального планирования республики, а также активизировать разработку соответствующих документов территориального планирования на муниципальном уровне. В дальнейшем Схема территориального планирования должна быть увязана с разрабатываемой Стратегией развития республики.

В рамках обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций важнейшей задачей становится создание развитой инфраструктуры, особенно это касается автомобильных дорог и связи. Техническое состояние наших дорог не отвечает современным требованиям и возросшему уровню автомобилизации, что является одним из сдерживающих факторов развития экономики. В текущем году на развитие дорожного хозяйства будет направлено свыше 3 млрд. рублей, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. Необходимо обеспечить их максимально эффективное освоение. Следует разработать республиканскую целевую программу развития автомобильных дорог на среднесрочную перспективу.

Считаю необходимым особо выделить следующий вопрос.

Как известно, в начале этого года в ходе визита в республику в должности Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным была поставлена задача — полностью завершить строительство автодороги Махачкала-Ботлих и Гимринского автодорожного тоннеля к 2010 году. К этому же сроку даны задания завершить и газификацию горных районов. Общая сметная стоимость всех работ по строительству дороги и приведению объектов маршрута в нормативное состояние в ценах 2007 года составляет почти 6,5 миллиарда рублей. На цели газификации районов будет выделено более миллиарда рублей. При этом все села Ботлихского и Цумадинского районов будут полностью газифицированы за счет средств ОАО «Газпром», остальные — с участием республиканского и местных бюджетов. 

Нам представился уникальный шанс, который мы обязаны реализовать. Особое внимание должно быть уделено качеству производимых строительных работ, а также эффективности расходования выделенных средств. Практика криминальных «откатов», искусственного завышения сметной стоимости либо иные попытки «нагреть руки» на жизненно важном для республики строительстве недопустимы. Дорога будет из Ботлиха построена и до Агвали. Мы думаем продолжить ее и дальше, завершить строительство автодороги Эчеда-Шаури, то есть до границы с Грузией. Вся линия маршрута должна быть оснащена соответствующей сервисной инфраструктурой. Не надо ждать 2010 года, уже сейчас главы муниципальных образований должны поднять из архивов забытые туристские маршруты, привести их в порядок. Родина двух имамов аул Гимры, памятник воинской славы Кавказской войны аул Ахульго, Преображенская крепость в селе Ботлих, река Андийское Койсу, водохранилище Ирганайской ГЭС, прекрасная природа, минеральные источники и многое другое при наличии соответствующего сервиса, качественной автодороги могут привлечь тысячи, десятки тысяч российских и иностранных туристов, стать действенным источником пополнения местных бюджетов горных районов Дагестана, решения проблем занятости местных жителей, сокращения оттока молодежи из сел.
Хочу остановиться еще на одном вопросе.

В республике давно назрела потребность широкомасштабного внедрения информационных технологий во все сферы жизни: государственное управление, бизнес, образование, здравоохранение, культуру, производство и т.д. Отставание по уровню информатизации общества напрямую влияет как на качество жизни дагестанцев, так и на состояние бизнеса.

Необходимо ускорить прокладку оптиковолоконной линии связи, которая к 2010 году должна охватить все города и райцентры республики, подготовить предложения по телефонизации каждого населенного пункта, обеспечению доступа всех дагестанцев к сети «Интернет».
Уважаемые депутаты!

С учетом высокой дотационности республики и муниципальных образований важнейшей проблемой остается рациональное расходование бюджетных средств. С этой целью, прежде всего, предстоит продолжить работу по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства. В частности, максимально следует упростить процедуру распределения межбюджетных трансфертов, ввести критерии и показатели оценки эффективности использования бюджетных и инвестиционных средств.

Необходимо провести полную инвентаризацию получателей бюджетных средств и прежде всего бюджетных учреждений, проанализировать качество их работы, ускоренно переходить на отраслевую систему оплаты труда, позволяющую оценивать деятельность работников бюджетной сферы по конечным результатам.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения взаимоувязки их с долгосрочными целевыми программами развития республики, внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результат, считаю целесообразным расширить горизонт бюджетного планирования в республике и перейти, начиная с 2009 года, к формированию республиканского бюджета на трехлетний период как основу долгосрочного финансового планирования.

Надо также упорядочить процесс разработки, принятия и реализации республиканских целевых программ, четко определить критерии для их разработки, установить действенный механизм контроля за их осуществлением.

В прошлогоднем Послании мы говорили об оптимизации служб заказчиков по строительству, осуществляемому в рамках Республиканской инвестиционной программы. В этом направлении сделаны первые шаги. В частности, принято и реализовано решение о постепенном переходе к реализации Программы несколькими крупными заказчиками. В то же время еще остаются проблемы на уровне выбора подрядных организаций. Торги нередко превращаются в формальность, нет реальной экономии бюджетных средств по их результатам. При выборе подрядчиков не всегда изучается и налоговая дисциплина организаций. Правительству следует обратить на это особое внимание.

Важным направлением государственной политики, нацеленной на улучшение качества жизни людей и повышение эффективности деятельности органов власти, является проводимая в стране административная реформа. В республике принята и реализуется в соответствии с федеральной Концепцией программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008 -2010 годах». Главными задачами в ней определены повышение качества и доступность предоставляемых государственных и муниципальных услуг, их оказание в максимально сжатые сроки, в том числе и в электронной форме. Человек не должен изматываться в очередях, преодолевая многочисленные бюрократические препоны при получении различных справок, документов, пособий, субсидий, — то есть всего того, что ему обязаны предоставить государственные или муниципальные структуры.

Одним из направлений реализации административной реформы является создание многофункциональных центров по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Продолжается в республике работа по упорядочению деятельности контролирующих органов. Только в бюджетной сфере за счет оптимизации и внедрения системы комплексных совместных проверок удалось снизить их общее количество за два года более чем на 100. Считаю необходимым продолжить процесс оптимизации количества проверок при одновременном повышении их качества и результативности. В прошлом году было выявлено 147 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 205,8 млн. рублей, из них восстановлено в бюджеты всех уровней только 96,4 млн. рублей. По выявленным финансовым нарушениям передано в правоохранительные органы 142 материала на общую сумму 2,4 млрд. рублей. Ни один из них не дошел до судебных органов, что свидетельствует или о низком качестве работы органов контроля и следственных действий правоохранительных органов, или об их заинтересованности не доводить дело до суда.

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, приведения их в соответствие с новой системой и структурой органов исполнительной власти Российской Федерации, а также с учетом расширения возлагаемых на республику федеральным законодательством полномочий по предметам совместного ведения считаю целесообразным внести в структуру органов исполнительной власти республики соответствующие изменения.

В республике проведена значительная работа по обеспечению полноценного осуществления органами местного самоуправления своей деятельности. В порядке реализации предложений, высказанных в Послании в прошлом году, за ними закреплены дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, что позволило существенно укрепить финансовую основу местного самоуправления. Мы и впредь будем оказывать всестороннюю помощь муниципальным образованиям. В то же время от привычных подходов к межбюджетным отношениям, порождающим иждивенчество, нужно переходить к системе, стимулирующей инициативу и развитие. В этой связи принципиально важен переход к долгосрочному планированию объемов финансовой помощи муниципальным образованиям. На указанные объемы не должны влиять дополнительные доходы, полученные местными бюджетами в результате качественного улучшения администрирования, активной работы по наращиванию налогового потенциала. Это актуализирует и разработку системы показателей муниципальной статистики.

Необходимо активнее формировать экономическую базу на местах, искать дополнительные источники пополнения доходной части муниципальных бюджетов.

Особое значение имеют вопросы ускорения разграничения государственной собственности на землю, правового закрепления муниципальной собственности на земельные участки.

Надо отметить, что не все руководители на местах проявляют заинтересованность в завершении  этой работы. Учитывая важное значение этого вопроса, мы предусмотрели в республиканском бюджете часть средств на финансирование этих мероприятий (108,5 млн. рублей) и уже в нынешнем году планируем завершить работу по разграничению собственности на землю в 10 городах и 12 крупных районах.

Другое направление — это разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями. Несмотря на то, что эти вопросы в целом решены, в республике до сих пор не принят закон, устанавливающий порядок осуществления этих процедур. Необходимо ускорить его разработку и принятие.

Важной задачей является обеспечение местного самоуправления квалифицированными кадрами.

В результате прошедших в марте прошлого года выборов значительно обновился кадровый состав руководителей органов местного самоуправления. Из 52 глав муниципальных районов и городских округов сменилось 18, а из 706 глав поселений — 278. Таким образом, корпус местных руководителей обновился примерно на 40%. Пришли новые люди, от которых мы ждем ответственной и активной работы, понимания проблем, умения их решать совместно с населением. Между тем не всем руководителям на местах достает этих качеств. Только за 2007 год в адрес Президента поступило более 7 тысяч обращений граждан, до 70% из них касаются вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.

Есть случаи злоупотребления должностными лицами местного самоуправления служебным положением. В 2007 году в производстве правоохранительных органов республики находилось 19 таких уголовных дел, 17 из них направлено в суд. За хищение бюджетных средств осужден глава муниципального образования «Лакский район» Алиев Н. За злоупотребление должностными полномочиями осужден глава муниципального образования «Кизлярский район» Буров В. Возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы муниципального образования «Сергокалинский район» Кадиева А., судом рассматривается уголовное дело в отношении бывшего главы муниципального образования «Ахвахский район» Аминова М. За присвоение и растрату бюджетных средств приговорен к 4,5 годам лишения свободы глава муниципального образования «сельсовет «Дубримахинский» Акушинского района

Статьи из «Политика»

Без России мира нет

8
Июнь нынешнего года обещает быть самым жарким не только в смысле температурных режимов. Летом представители ряда государств обсудят конфликт России и Украины....

Адепты НАТО

6
И снился им сон. Про медведя косолапого. Про козни и неприятности, которые устраивали этому очень терпеливому, обходительному, доброму и, несмотря на свои размеры,...

Связанные одной нитью

434
Лето 2009 года выдалось жарким. В ателье, в котором трудилась Майсарат, работа кипела: кому-то...

Совещaние по актуальным вопросам

10
Как уже сообщалось, Сергей Меликов провел совещание по...

Симона, королева борзоты

11
На фоне обстрела ВСУ жилого района г. Токмака Запорожской области, кратного увеличения числа погибших и пострадавших от рук свинонацистов, посол Израиля в России...

Фельдшер с передовой

272
После начала специальной военной операции на Украине в зоне боевых действий возникла острая...

В гостях как дома

5
Заботой и вниманием окружат прибывших ранее в Дагестан белгородских детей в центре...

Семья – главная сила

382
«Ох, рыш (девочка в переводе с рутульского. – Авт.), что тебе рассказать? Простая я женщина....

Опыт, помноженный на профессионализм

35
Республику Северная Осетия-Алания Александр...

Ликбез для человечества

9
Не иначе как ликбезом для человечества можно назвать интервью Президента РФ Владимира Путина Генеральному директору Российской медиагруппы, автору и ведущему...

«Ты был щедрым и неунывающим…»

176
Брат для сестры – это почти всегда второй главный...

Нужна сбалансированная работа

8
Не надо кошмарить бизнес, говорил Дмитрий Медведев, находясь у руля государства. В недавнем...