Пост–СВО. Как нам всем обустроить свою жизнь в стране и республике после специальной военной операции?
Любые войны и конфликты заканчиваются, не будет исключением и специальная военная операция, официально объявленная Верховным главнокомандующим 24 февраля 2022 года. Об этом намекают уже последние несколько месяцев; проговариваются перспективы мирных переговоров хозяевами киевского режима в Париже, Лондоне, Берлине и Вашингтоне. Кремль открыт для мира, но есть свои условия.
СВО и последующее сбрасывание масок нашими бывшими друзьями по геополитике предрешило новый этап российской истории. Пора открывать новую страницу и наводить порядок внутри страны и в регионах. Хотя на этот раз не обойтись простым перелицовыванием фасада политического здания страны – нужны серьезные перемены. Наступает время «Пост СВО».
Выбор Дагестана
Если сравнить со временем «Пост ВОВ» – послевоенными событиями в политической, культурной и экономической жизни Советского Союза, то можно сказать, что страна, невзирая на разруху, научно-техническое и экономическое отставание, обусловленное в том числе военной паузой, совершила серьезный рывок. Через полтора десятка лет после окончания самой кровопролитной в мировой истории войны, мы полетели в космос, была завершена ядерная программа, которая отбила охоту у Запада поставить на колени и/или покорить нашу страну. В целом за этот поствоенный период была подготовлена научная и техническая платформа к дальнейшему развитию 60-70-х гг. ХХ в., которая ввела СССР в состав супердержав и мировых лидеров.
Очевидно и то, что материально-технический успех, ставший основой развития, произошел благодаря высокому духу, настрою и правильно подобранной идеологии. Хотя и здесь были свои перекосы и перегибы. Но в целом мы создали во всех отношениях трезвое и здравомыслящее, самое читающее, научно подкованное, нравственное, патриотичное, разумное и без перегибов общество. Это еще раз показало, что дух, нематериальное, духовное, вера в будущее и в свои силы определяют развитие и удерживают лидерство супердержав.
Что касается религии. Кто хотел – верил, веру невозможно вырубить и выкорчевать – она в душе. Религиозные организации после войны работали тихо и без пафоса. А Бог был в молитве моей бабушки, которая и постилась, и молилась без проповедей из гаджета или напоминаний имама. С верой нельзя и невозможно бороться, это глупо, а жуликов, использующих религию в своих интересах, нужно ограничивать! Дабы они не возомнили себя посредниками, особо приближенными к Богу; как говорит мой отец, «заместителями Аллаха» на земле.
Наших же предков в советские годы толкала и поддерживала вера в Бога и в справедливость, надежда и уверенность в завтрашнем дне, вера и в светлое будущее, и в руководящую руку партии, вера в то, что мы на правильном пути. Социалистический путь действительно был и остается на сегодняшний день самым справедливым путем развития общества и государства. Близким к нашей многовековой культуре и нравственным кодам. К социализму в той или иной форме так или иначе тяготеет весь цивилизованный мир: свобода слова, социальные блага, жесткий общественный контроль, верховенство закона и справедливости, открытые правила игры для всех, а не кучки олигархов. В этом преуспела Швеция, появился даже феномен шведского социализма. Хотя, повторюсь, в Стране Советов социализм пережил много всего и прошел непростой путь, и, конечно, на этом пути ошибок было немало. Были и репрессии, и перекосы коллективизации, и преследование инакомыслящих. Везде существует негативное влияние человеческого фактора, в любой системе. Но надо понимать основание, цели и задачи системы и её компонентов. Тогда всё станет ясно.
В 90-е гг. ХХ в. социализм здорово демонизировали, переведя человеческий фактор в системные ошибки; демонизация и очернение проводились для целей опять же сугубо политических, чтобы привести к власти прозападную клику во главе с Б. Ельциным. Теперь-то всем это понятно!
Любая система подвержена поеданию тлей времени. И у системы должны быть внутренняя способность и механизм к самоочищению. Иначе – крах и гибель. Вопрос только в том, справедлива система или нет? Есть ли место в ней глубинным нравственным категориям и справедливости?
Главное в социалистическом пути, которое необходимо приветствовать, – это то, что он ставит заслон человеческой алчности с ее деструктивным импульсом к порабощению, к захватническим войнам, капитализму в его вульгарных формах и высшей его форме – империализму. Все, как описано в книгах классиков марксизма-ленинизма. Поэтому в Советском Союзе не было никакого частного или корпоративного права собственности на углеводороды, недра, поля, реки, озера и леса, а особенно – на землю. Невозможно удержать человека от того, что с помощью капитала он будет гнуть под себя и интересы своей корпорации – представителей исполнительной, судебной и законодательной власти, при этом запуская щупальца во все интересные ему сферы. Никакого ограничителя его распоясавшимся аппетитам не будет. В конце концов капиталист дойдет до того, что создаст свою партию, будет покупать голоса, политиков, СМИ, лоббировать свои интересы, развязывать войны и конфликты, играть на большой шахматной доске, внедрять своих людей в международные организации, парламенты, влиять на принятие решения на мировом уровне. Назначать президентов! Всё зависит от масштабов корпорации, аппетитов, амбиций (зачастую негативных) и возможностей капиталиста, которые ему дают ресурсы. Такова система, которую нам вернули в 1991 году с развалом Союза.
Грянувшая после развала Союза грабительская, дикая приватизация (вслед сгоревшим сбережениям сотен тысяч тружеников и пенсионеров) была еще одной пощечиной всему советскому народу, который строил промышленные предприятия и поднимал экономику, а хозяевами этих производств в одночасье стали отдельные шустрые ребятки из 90-х.
И естественно, когда социалисты говорят о пересмотре итогов приватизации, некоторые люди в Центре опасаются, что это приведет к очередной гражданской войне! Пугать нас этим могут только выгодоприобретатели существующей системы.
Транспорт, энергетика, ресурсы, природные богатства, вода должны быть в крепких руках государства, равно как и эмиссия валюты, армия, судебная и исполнительная власть. Могут быть альтернативы (медицина, образование, коммерческая торговля и т.п.), но основной, генеральный пакет должен быть у государства – коллективного социума (КС), нанявшего менеджеров для управления. КС делегирует, контролирует, выбирает, отзывает. В СССР таким коллективным наблюдателем была партия (ЦК, политбюро, обкомы и райкомы на местах), которая представляла интересы народа. И она представляла интересы народа!
Дагестан выбрал социалистический свободный путь в составе России. Геополитическое родство выбирали некогда владетели Дагестана и вольные республики под натиском обстоятельств и после осмысления геополитических процессов и выгод. Выбирали в XVI, XVIII, XIX вв., хотя идеологические предпочтения у разных дагестанских государственных образований и были разными. Естественно, феодалы выбирали монархию, империю и капитализм, а беднота – социализм.
В XX в. дагестанцы выбрали путь с Россией на съезде народов Дагестана в Темир-Хан-Шуре осенью 1920 года, в 1941 году – голосовали за Россию ногами 180 тысяч дагестанских солдат на передовой Великой Отечественной войны, в том числе добровольцы, а в 1999 году Россию и свою свободу выбрали дружным народным ополчением. Так что будируемые «нашими» иноагентами вопросы сепаратизма и деоккупации – это плевок в могилы тех предков, которые выбрали путь стабильности с Россией. Понятно, что враги делают ставку на невежество и ярость молодежи.
Надо понимать, что с революционными преобразованиями 1917 г. большинство передовых дагестанцев выбрало социализм. И контуры его надо возвращать в реальную политику и жизнь – социальными мерами поддержки, достойной жизнью пенсионеров (а не нищенской, как теперь: на 14 тысяч руб. в месяц не разживешься), бесплатной и качественной медициной, качественным средним, специальным и высшим образованием, беспроцентными ссудами на жилье молодым семьям (особенно специалистов), ордерами на квартиры (то бишь бесплатным жильем) за многолетнюю и безупречную службу во благо Отечества и др. жилищными программами, доступным санаторно-курортным лечением, дешевым проездом на регулярно курсирующем общественном(!) транспорте, адекватными коммунальными ценами.
Дагестан – джамаат
Слово «джамаат» в последние двадцать лет покрылось негативным пеплом спецопераций и КТО, ваххабитских сект и террористических группировок. В новейшей истории были «Джамаат «Шариат», «Джамаат «Дженнет» и др. Эти и десятки других диверсионно-террористических группировок действовали по всему Дагестану в 1999 – 2013 гг.
Сейчас пришло время собирать камни и возвращать демократическому республиканскому горскому понятию джамаат его исконное значение. В Дагестане исторически были сильны как аристократические, феодальные, так и республиканские, джамаатские объединения, позиции и векторы. Вольные общества жили своей независимой жизнью, хотя шамхальства и ханства и пытались подчинить и взять в орбиту своего влияния «вольников». Джамааты дагестанских республик управлялись коллегиально – неким парламентом, я бы сказал, Госсоветом. К примеру, в Ахтах такой совет – межлис – состоял из горцев солидного возраста (не моложе 60 лет), представителей сорока тухумов столицы Ахты-пары.
Идеология Ярагского и движение имамов (Гази-Магомед, Шамиль) в XIX в. вышла на арену как раз с социальными требованиями, за свободу, против феодализма и ханского засилья. «Мусульманин не может быть ничьим рабом», «Борись за справедливость, но и сам будь справедлив», – эти слова Мухаммада Ярагского должны быть высечены на памятных досках в парламенте, правительстве РД и в душах людей. Это и есть квинтэссенция борьбы за правое дело!
Стремление к свободе и чести в генотипе большинства горцев. А острая потребность в справедливости из кодекса чести любого дагестанского общества. Время шло, и созданный в переходный период от социализма к капитализму в 90-х гг. ХХ в. Госсовет РД был этнически маркированным представительным органом. Этим институтом в политическое поле вводился так необходимый механизм совещательности, и дали народам республики почувствовать эту справедливость при распределении портфелей и ресурсов, этноквотировании. Много и давно говорилось о создании двухпалатного парламента, который бы представлял не только «общины», но и национальности Дагестана. Интересы всех слоев, этнических и социальных групп! Нынешний парламент – Народное Собрание РД – грозит превратиться в некий «английский клуб», преимущественно состоявшихся (в бизнесе, политике и спорте) дагестанцев, делегированных туда отнюдь не джамаатами. За редким исключением, «на земле» слабо представляют образ родного депутата. Народное Собрание работает как фабрика законов, а Дагестану не хватает такого совещательно-консультативного органа, некоего Политбюро или Госсовета, в котором решались бы вопросы коллегиально, как бывало в межлисах вольных народных республик. С дискуссиями и дебатами! Так почему бы нам не возродить Госсовет, идею которого взяли на федеральный уровень? И начать думать над представительным органом народов Дагестана в виде одной из палат парламента. В условиях стремительно глобализирующегося мира, когда есть печальная перспектива окончательного вымывания этнического многообразия, это очень актуально. Может, поборемся за нашу и вашу идентичность? Кстати, для этих целей летом 2024 года был создан Фонд сохранения и развития языков и культуры народов РД. В Совете Фонда солидный состав: ректоры вузов, депутаты НС, представители научного и образовательного сообщества, общественные и государственные деятели. Президентом Фонда является ветеран дагестанской журналистики Али Камалов.
«Люди, люди – высокие звезды!»
Дагестан самодостаточен и богат на управленцев и политических деятелей. Мы и без варягов справимся, думают некоторые. Варягизация – это признак политического кризиса и управленческой инфантильности. Но этот кризис искусственный, ротация кадров и отбор порой деструктивны, кособоки, не отвечают интересам сферы, отрасли, наконец, общества. Наблюдаю за назначенцами последних десятилетий – везде один яркий кадровый маркер – «близость к телу», сослуживцы, однокашники, друзья друзей. В меньшей степени наблюдается строгая и методологическая опора на управленческий талант, политическую волю и мужество, инициативность. Кстати, по моей информации, Артем Здунов, который в 2018–2020 гг. проработал премьер-министром Дагестана, как-то обмолвился о робости дагестанского чиновника. (Видимо, имелись в виду руководящие лица). Не знаю, ему видней. То есть джигитская брутальность и стереотипы относительно горцев рушатся прямо на глазах!? Хотя нельзя сказать, что дагестанский чиновник туп или труслив. Иногда попадаются такие «смельчаки», которые могут себе любимым создать совершенно автономные и роскошные условия. «Когда знаешь ради чего, можно и рискнуть. За спиной, в загашнике несколько сот миллионов рублей, доступ к которым можно получить, отсидев пару лет нестрогого режима». Таков подход некоторых бесстрашных коррупционеров. Даже есть у меня какая-то уверенность, что они и молятся, и постятся, и паломничают. А такие понятия, как «ради республики», «во имя народа, общества», им абсолютно не знакомы. Все постсоветские годы в ходу у них была излюбленная фраза: «А что мне с того будет!?». Так в бизнес превращали госслужбу паразиты-чиновники, которые, боюсь, еще не все выведены. Нету же под рукой карандаша «Машенька», чтобы расчертил ночью на полу полосы и – чик: все тараканы наутро вверх пузом лежат на кухне, как бывало. Приходится быть разборчивее при назначениях.
Потенциальные кадры (по принципу двух ПП – Порядочных Профессионалов) Дагестана (именно служащих республике) надо видеть и строить для них быстрые и удобные социальные и кадровые лифты «наверх». Как в свое время увидел Нажмудин Самурский (один из основателей Советского Дагестана) Абдурахмана Даниялова, простого сельского парня из с. Ругуджа и организовал ему быстрый социальный лифт: будущий руководитель республики без спины и клана при поддержке лишь своего старшего товарища отучился в Москве и, получив хорошее образование, попал в кадровый эшелон Страны гор. Сам Н. Самурский очень болел за Дагестан и готов был пойти на многое, защищая родных горцев. Именно благодаря активному включению горца из Куруша Дагестан вышел из засилья Ростова, который некоторое время был центром, куда относилась республика, утратив на время самостоятельность и автономию, за которую проголосовали горцы на съезде в 1920 году.
Такой жертвенности мы более в истории не видели. Взять под козырек указ из Москвы, не вступая в диалог, – это мы можем, а вот убедить Златоглавую-Белокаменную в том, что хорошо, а что плохо для Дагестана, – здесь начинаем буксовать. Надо с Московией на равных говорить, а для этого у руководителя региона должна быть безупречная репутация и мощный потенциал легитимности.
Вот «посольство» Дагестана в Москве недавно «вычищено» от дагестанцев. Представительство закрыто на турникет и туда вход, даже известным общественникам дагестанцам (ранее сотрудничавшим с ними), сейчас закрыт. Хотя раньше Представительство Дагестана в столице было домом родным для дагестанцев.
С конструктивными и результативными социальными лифтами сейчас не очень хорошо. Где-то власть с этим справляется, а где-то человек в ожидании своего «шаттла» «наверх» достигает пенсии. Либо кандидат может оказаться неудобным, хоть и полезным республике. Простой востоковед Загир Арухов, получивший искомую степень кандидата наук по теме джихада под руководством профессора, заведующего кафедрой религиоведения ДГУ Михаила Вагабовича Вагабова, стал в 2003 г. министром по национальной политике. 20 мая 2005 года один из террористических «джамаатов» нацелил на него свое смертоносное оружие. В результате взрыва в подъезде дома, где он жил, погиб и министр, и его охранник. Загир Сабирович был моим научным руководителем, а тема моей диссертации: «Религиозно-политический экстремизм на Северо-Восточном Кавказе». Иногда я захаживал к нему в министерство (тогда оно располагалось в здании столичной мэрии) для консультаций. Человек был кипучей энергии, глубоких знаний и понимания процессов, а также организаторского таланта. Предлагаю его коллегам, друзьям и родным собраться и провести вечер памяти к 20-летию со дня трагической, мученической смерти З. С. Арухова. Человек отдал себя Дагестану. Настоящий патриот и государственник!
Другим государственником был, как может показаться странным, большой демократ, «частный политик», как он себя называл, дагестанский физик Вазиф Мейланов. Старшее поколение помнит, как он в 1980 г. вышел на одиночный пикет на площадь в Махачкале со словами, которые прожгли насквозь лицемерие власти своим ярким слогом: он призывал слову противопоставить слово, а не маузер или тюремную клеть. Вот слова на его плакате:
«ПРОТЕСТУЮ ПРОТИВ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ АКАДЕМИКА САХАРОВА. С идеями должно бороться идеями, а не милицией. Народу нужны Сахаровы. Они осуществляют истинный, неформальный надзор общества над государственными органами. ВСЕ БЕДЫ ЭТОЙ СТРАНЫ ОТ ОТСУТСТВИЯ СВОБОДЫ СЛОВА. Боритесь за свободу слова идейных оппонентов коммунизма. Это и будет вашей борьбой за СВОБОДУ СЛОВА».
После этого пикета Мейланова задержали. А за два года до того его исключили из преподавательского состава за «противопоставление себя коллективу и нанесение ущерба коммунистическому воспитанию молодёжи», так что ему, ученому, пришлось работать чернорабочим.
Но он не обозлился на власть. В 1991 г. на гребне волнений, когда толпа хотела вломиться в здание КГБ, чтобы учинить там произвол, Мейланов буквально грудью встал на защиту этой власти. Встав в дверях, он убедил решительно и яро настроенных людей, что делать этого не следует. Ученый Мейланов понимал, что КГБ – такая же система, как и МВД, Минобороны, Правительство, и допускать произвол и рушить систему, значит низвергать общество в пучину хаоса. Другое дело, поэтапно, вступая в диалог с властью убеждать ее представителей, руководство, что необходимо самоочищение, самоисправление и открытость. Именно это он и хотел донести на площади столицы Дагестана в 1980 году. Но его арестовали и дали 7 лет. Вернулся он в Махачкалу после заключения в ужасающих условиях (с голодовкой через день, пытками и карцером) с подорванным здоровьем в конце 1988 года.
Смотрю российский сериал «Чистые руки», в котором показаны два талантливых советских инженера, которых пригласили на работу в КГБ. По сюжету сериала выходит, что в «конторе» офицеры то предатели, то какие-то маньяки с нарушенной психикой, то завистники. Такое ощущение, что сценарий надиктовывали из вашингтонского обкома или какие-то либеральные диссиденты. Мы по инерции продолжаем гнуть либеральную линию, которая оставила после себя бесчисленное количество жертв, разруху и хаос. Под прикрытием свободы слова порушили всю страну и поломали миллионы судеб. И когда нам говорят о свободе слова, я принимаю это. Но никак не приму вседозволенности, отсутствия худсоветов, иммунной системы в искусстве, литературе, кино, прессе, образовании и науке. Мы воспитание возвращаем (в Конституцию и образование), а цензуры боимся как черт ладана… Противоречим себе. Цензура нужна. Но нужна и свобода диалога с властью – за слово в лицо власти нельзя отправлять на Соловки или Колыму. В этом нужно и полезно проявлять свободу, поэтому я за свободу диалога с властью, и она должна быть на первом месте в деле очищения общества и государства. Иначе на кухне одни разговоры – на публике другие.
Время героев
Кадровая программа «Время героев» реализуется по инициативе Президента страны, который отметил, что «подлинная, настоящая элита – это все, кто служит России, труженики и воины, надежные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России, достойные люди».
Герои, по мысли национального лидера, – это не только те, кто на передовой, но и все, кто верно служит стране, своей республике, региону, городу, району, селу. Таких и в Дагестане немало, но видны те, кто «состоялся». Либо те, у кого большие ресурсы, но нет необходимых качеств – профессиональных, человеческих, волевых и т. д. Кадровый отбор у нас учитывал лояльность (возможно, это и нормально, но когда кроме нее ничего нет – плохо), какие-то достижения и волевые качества, сформированные в эпоху лихих 90-х гг. Есть деструктивный опыт, который знает, как монетизировать государственную должность. Но он не годится! А «зеленые», неопытные, хоть и честные, не брались в расчет. Помнится, при Р. Абдулатипове (2013–2017 гг.) вначале объявили клич (алло, мы ищем таланты!), потом же нашлись «тысячи моментов», понадобился стаж государственной и муниципальной службы. Если не хватало пару месяцев стажа, могли отсечь кандидата на должность. Проверено! Поэтому в республике на разных должностях оказывались люди, мягко говоря, не способные качественно управлять и давать результаты. А результаты в случае с тотально отстающим Дагестаном нужны ощутимо прогрессивные, сверх нормы.
Программа «Время героев» показала, что управлять могут честные и преданные Родине люди и без опыта госслужбы. По принципу, «в губернаторы пошел бы – пусть меня научат».
Оздоровление общества может и должно начаться с кадрового переформата. Герой сейчас – это не только ветеран СВО, это все, кто в тылу, на гражданке работает по чести и не пачкает свои руки и совесть коррупционными и прочими связями и скандалами. У нас человек с определенным негативным шлейфом, про которого «каждая собака» в Дагестане все знает, вдруг оказывается в высоком должностном кресле и там «делает политику» для своей корпорации или, как говорил Сулейман Стальский, грозит своими «должностными кулаками» простому народу, преимущественно бедняку. А в условиях инфляции сейчас все, кто получает меньше 40 тысяч – бедняки!
Как отмечал В. Мейланов, «во власти должны быть люди испытанной честности». А потом, когда мы говорим об общественном контроле всех сторон жизни, мы подразумеваем, что два принципа – справедливости и милосердия – должны работать во благо государства и осмысленно. А то в отношении бабушки, унесшей с супермаркета булку хлеба или упаковку масла, – справедливое возмездие, а к коррупционеру, ворочающему миллиардами (вестимо, не честно заработанными), правосудие вдруг и избирательно милосердно.
Вот глава дагестанских профсоюзов Абдулла Магомедов предлагает ввести (может, законодательно?) принцип Общественного Фильтра (ОФ) при назначении на крупные государственные должности. Чтобы никакой прохиндей не пролез во власть. Рейтинг кандидата на искомую должность нужно «поправлять» данными как из открытых источников (цифровой след и публикации), так и справками из Общественной палаты РД и Совета старейшин, которые могут пользоваться секретными справками из спецслужб и данными аналитиков и журналистов. А почему бы и нет?! Да и Совету старейшин пора уже из декоративного органа при Главе РД превращаться в серьезный политический блок аксакалов, которые если и скажут слово веское, то оно ляжет поперек любого решения Главы, Парламента и Правительства, если это решение имеет вопиюще несправедливый след и характер. Должна же быть коллективная Совесть нации! Все это (ОФ и новые возможности Совета старейшин), конечно, должно получить правовую силу через законодательные инициативы Общественной палаты с подключением широкой дискуссии, интеллигенции и общественности. Иначе все эти добрые идеи так и останутся благими намерениями. На вдруг проявившуюся откуда ни возьмись политическую волю власти надеяться не приходится. Проходили.
А без права вето Совета старейшин и справок ОП РД мы получим волюнтаризм, либо заблуждение (Дай Бог добросовестное, но от этого не легче) товарищей, принимающих кадровые решения (на каком бы уровне они не были). А в конечном итоге при токсичной кадровой и политической культуре получим «Корпорацию воров и жуликов», опять же по выражению В. Мейланова.
Чем чревато управление этой корпорации, надо ли объяснять? Все беды Дагестана от кривого управления. Другого тут не дано. Не надо искать причины, взгляните на дела их. То бишь, на результат. Хаос везде, куда ни кинь… Вот низкие зарплаты и утоньшение социального профиля – когда начальство получает как в Москве, а остальные… Это тоже от кривого и алчного управления. «Мы ханы, а вы раяты», – видимо, так думает начальство. Иначе как объяснить это!?
Привожу пример с зарплатой, так как он близко к телу трудящихся, а то с плохой инфраструктурой мы как-то уживались все эти годы, а когда дело касается кровных денег, мы можем еще воскликнуть.
Таким образом, необходим общий и единый фронт улучшения и очищения государственного порядка и жизни, в котором будут состоять Общественная палата РД, Совет старейшин при Главе РД и профсоюзы Дагестана как глас трудящихся. Все остальные общественные структуры будут подключаться к формированию диалогового поля через эти важные институты гражданского общества.
В итоге: духовность, съезд, переформат
Для того чтобы жить в Другом Дагестане – быть, а не казаться, лучшей версией самого себя, в условиях республики назревает необходимость подготовки к проведению Съезда народов Дагестана. Последний раз съезд проводился в 2010 году. Много воды утекло с тех пор. Сменилось несколько глав, молодое поколение уже приступает к формированию нового Дагестана, его политической, культурной, спортивной, образовательной, научной жизни. За этот период произошла и клерикализация общества. У нас ритуализация порой вместо духовности. А цель ислама – улучшение нравов. Пророк Мухаммад (мир ему) дал понять это недвусмысленно.
Кроме нравов, Дагестану нужен профессиональный, научный, правовой подход к системам, к жизни, к взаимодействию с властью. Пока со всем этим у нас не очень ладно. Если взглянуть на республику, то видим: хаос и «какофонию» на дорогах, в жилищном и коммерческом строительстве, проблемы с экологией, мусором, образованием, наукой. Между тем нельзя подменять культуру, образование и науку религией и средневековым пониманием процессов. А от религиозного мышления другого и не стоит ожидать, потому как канонизировано не только Писание и средневековый комментарий (тафсир) его, но и Сунна и многочисленные труды и комментарии ученых, живших до Нового времени. Все это возведено в ранг закона! А это опасно и чревато откатом назад. Европа в лучшем техническом и профессиональном смысле и стала Европой, потому что отсекла вмешательство клерикалов в политику и экономику, в самую жизнь. Другое дело, они перегнули палку с ЛГБТ и квадроберами, но это другая история.
Духовенство хоть и играет стабилизирующую роль, однако иногда его представители на местах начинают вмешиваться в конституционные и правовые нормы. К примеру, под влиянием духовенства или отдельных имамов, на фоне политических кризисов и недоверия к власти, за эти годы наработавших большой авторитет и мандат доверия, запрещаются культурные мероприятия, театры, пропагандируется запрет музыки и уроков пения. Делается упор на религиозные знания, зазубривание священных текстов (этим даже похваляются), иногда в ущерб наукам и просвещению.
Следующим этапом может стать культурное и этническое вымывание – запрет национальной одежды и танцев, забвение истории, языка, фольклора, если власть будет делегировать духовенству формирование политики в разных сферах. Праздники государственные уже давно успешно атакуются агрессивной религиозной толпой в соц. сетях и не только. Родительские чаты уже стали полем битв между религиозной и светской частью нашего общества. Особенно достается Новому году и Международному женскому дню. Максималистски настроенная молодежь, особенно с салафитским уклоном и сознанием, готова реализовать прожекты слома всего светского. Но Муфтият удерживает часть молодежи, не давая ему карт-бланш для идеологических атак и столкновений. Думаю, он будет продолжать эту политику стабилизации сейсмического религиозного поля.
Идет восхищение всем арабским, турецким. Мы из одной крайности бьемся в другую. Обилие черных хиджабов иногда с никабами – тоже из маркеров последнего, почти полтора десятка лет после проведения Съезда народов Дагестана в 2010 г. До неузнаваемости изменились модные тренды, – поделив общество на «восточников» и «западников». А хотелось бы золотой середины. Ее мало или почти нет. И в этом я вижу опасность потери Дагестана.
И здесь нужно осмысление процессов. Мы зачастую, поддавшись реке времени, как щепки, уносимые мутными водами, не умея и не желая корректировать процессы, вводить их в нужное, конструктивное русло, русло диалога и стабильности. Как меняется облик Дагестана нам всем как будто все равно. О чем думает молодежь, что и как она будет строить через 10–20–50 лет!?
Мои предложения о реформах и внесении определенных стабилизирующих и выравнивающих кейсов направлены в АГиП*. Среди прочих предложений и создание аналитического центра, который бы аккумулировал весь поток информации в единую итоговую базу данных. Сейчас нет единой сконцентрированной аналитики, а есть у каждой системы-структуры своя, автономная, а значит куцый для целей осмысления общих процессов. В условиях Дагестана, который с 2022 года вышел на новый геополитический уровень, на новый виток в этой международной спирали, это очень важно – знать, куда мы идем. В увязке с международной торговлей и необходимостью открытия старого/нового «Восточного окна» есть еще одна инициатива – это создание международной площадки «Каспийский диалог». Назрела уже необходимость в формате подобных международных площадок (к примеру, «Валдай») создать с центром в Махачкале такой прикаспийский дискуссионный клуб, где бы наши партнеры и соседи (Азербайджан, Иран, Туркменистан, Казахстан) осмысливали и принимали бы выверенные решения по различным вопросам региональной геополитики и приграничному сотрудничеству.
Дагестан должен явить России и миру свои новые яркие грани исторической сути и потенциальных возможностей. Ждать, пока нам Кремль подбросит идей, нельзя. Давайте уже снизу – вверх. Хотя в случае с Дагестаном нужно говорить: с Центра – на Север! Кто-то побаивается усиления Дагестана. Но сильные регионы – крепкая страна! Этого забывать нельзя. И не забывать крылатый геополитический афоризм Расула Гамзатова: «Мы добровольно в состав России не входили и добровольно не выйдем!». Этим все сказано! А все остальное надо проговаривать на различных площадках. Тогда все у нас будет!