Прикаспийский регион: перспективы интеграции
Республика Дагестан – самый южный из российских регионов, выходящих к Каспийскому морю. Поэтому перспективы экономического сотрудничества на Каспии это не только вопрос общегосударственного значения. Для многонационального народа нашей республики такие перспективы прямо связаны с ростом его благосостояния.
Объективно весь Прикаспийский регион стратегически важный, играющий одну из ведущих ролей в мировой политике и экономике, которая обусловлена, во-первых, общим географическим положением на пути важнейших торгово-экономических коридоров Евразийского материка и одновременно геостратегическим положением по отношению к сильнейшим государствам мира (либо их союзникам), во-вторых, наличием в акватории Каспия богатейших запасов углеводородного сырья. Поэтому развитие международных хозяйственных связей с учетом двух этих факторов является важнейшим условием устойчивого экономического роста субъектов Российской Федерации, расположенных на побережье Каспия.
Если говорить об углеводородах, то сегодня мало кто из ответственных людей станет отрицать, что потребность в таком сырье, несмотря на определенное снижение в период пика коронавирусного кризиса весной прошлого года, а также периодически вспыхивающие мировые финансовые кризисы, в целом продолжает расти. «Зелёная» энергетика при всех успехах современной науки еще не скоро сможет заместить нефть и газ, и сегодня качество жизни современного человека во многом продолжает определяться возможностями доступа к этим видам сырья.
Кроме того, если речь заходит конкретно о нефтяных запасах Каспийского моря, то необходимо принимать в расчет еще одну очень важную деталь. Эта нефть (наряду с нефтью Персидского залива) является по преимуществу «легкой», что позволяет не только добывать ее с меньшими, по сравнению с большинством других нефтеносных регионов мира, затратами, но и относительно легко выделять из нее наиболее дорогостоящие фракции. Это обстоятельство является значительным дополнительным конкурентным преимуществом государств региона на мировом энергетическом рынке.
Что же касается нефтяных запасов прикаспийских стран, то, например, Иран относится к наиболее богатым нефтью государствам планеты (свыше 11% мировых доказанных запасов), запасы Казахстана оцениваются в 3,5% от общемировых, запасы соседнего с Дагестаном Азербайджана – более 2%. Если говорить о природном газе, то только центрально-азиатские государства – непосредственно выходящие на берега Каспийского моря Казахстан и Туркменистан, а также соседний с ними Узбекистан – обладают 12% его общемировых запасов. В количественном выражении это составляет примерно 22 триллиона кубометров, что лишь немного уступает российским запасам (24 триллиона кубометров). Значительные запасы природного газа имеются и в акватории Каспия, относящейся к Азербайджану.
Отсюда вполне понятны и обоснованы интересы крупнейших российских компаний в налаживании самого тесного и долгосрочного, предсказуемого на перспективу межгосударственного сотрудничества в Каспийском регионе, куда – что тоже понятно – обращены взоры многих зарубежных конкурентов. Реализации российских интересов всячески способствуют добрососедские стабильные политические отношения между Россией и странами-соседями, в том числе в рамках интеграционного взаимодействия. Так, крепкие и разносторонние партнёрские связи России и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) способствуют тому, что уже ряд лет на Каспии реализуются конкретные соглашения о совместной эксплуатации месторождений углеводородов в ограниченной зоне каспийского шельфа (месторождения Курмангазы, Центральное и Хвалынское).
Кроме того, российские компании могут участвовать в государственной программе Казахстана по освоению своего сектора Каспийского моря. В свою очередь Россия, согласно имеющимся соглашениям, обеспечивает транзит казахстанской нефти на мировые рынки.
Наконец, помимо углеводородов, именно в акватории Каспийского моря сосредоточено 90% мировых запасов ценнейших видов осетровых рыб, что автоматически поднимает вопрос не только об их добыче на взаимосогласованных условиях, но и, что значительно важнее, о дальнейшем сбережении рыбных ресурсов, представляющих природное достояние всего человечества. Таким образом, наличие в Каспийском бассейне всех этих природных богатств самых разных видов, помноженное на транспортно-логистические возможности государств региона, предоставляет самые разнообразные варианты взаимовыгодного сотрудничества в области рачительного и эффективного использования указанных богатств на длительную перспективу.
Такое взаимовыгодное использование ресурсов приносит прямой эффект для всех государств Каспийского региона. Одно лишь участие стран региона в китайском мегапроекте «Один пояс – один путь» (ОПОП) на долгосрочной основе способно гарантировать усиление экономической взаимозависимости, сопряженной с уменьшением какой-либо политической напряженности в отношениях с одновременным обеспечением многомиллиардных прибылей.
Имеются и другие конкретные проекты, в которых могут быть максимально задействованы регионы нашей страны, выходящие к Каспийскому морю, включая Дагестан. Так, напомним, что в ноябре 2020 года было объявлено о создании Особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа, которая открывается в районе действующего на Каспии морского порта Оля. При этом порт с прилегающей ОЭЗ должны стать частью общего Каспийского кластера, который призван сыграть важную роль в качестве узла международного транспортного коридора «Север – Юг» – уникального межконтинентального маршрута транспортировки грузов и пассажиров от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи общей протяженностью 7200 километров.
Весь проект планируется реализовать к 2030 году, и активная роль в нем отводится портам Астраханской области и дагестанскому порту Махачкала. Понятно, что последующее количественное увеличение и ассортиментное расширение объемов обменов товарами и услугами в рамках этого коридора (учитывая прогнозируемые высокие темпы и перспективы экономического роста Южной и Восточной Азии) несет значительные возможности для экономического и социального развития нашей республики. В частности, расширение инвестиционной деятельности в районе Махачкалинского порта позволяет – при условии применения соответствующих мер федеральной и региональной политики по привлечению инвестиций – ориентировать капиталовложения (включая зарубежные) в направлении создания самых передовых объектов инфраструктуры, использующие инновационные разработки.
Учитывая вышесказанное, а также другие возможности, возникающие в рамках взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, необходимо иметь в виду, что обеспечению интересов России в Каспийском регионе было посвящено специальное заседание Совета безопасности РФ 30 апреля 2021 года, где говорилось о планах расширения экономической деятельности нашей страны на Каспии.
Если вернуться к вопросу о снижении уровня какого-либо политического напряжения в ходе взаимовыгодного экономического сотрудничества между государствами, то это еще раз доказывает хотя бы недавний пример начала совместной разработки газового месторождения «Достлук» на Каспии, соглашения, которого достигли Азербайджан и Туркменистан. При этом очень важно отметить, что со стороны туркменского берега к проекту (в части возведения необходимых объектов инфраструктуры) должна подключиться российская компания «ЛУКОЙЛ». Таким образом, многостороннее сотрудничество в Каспийском регионе дополняется важными штрихами, и это еще раз подтверждает наличие возможностей для расширения российского участия в экономических проектах в этом бассейне.
Кроме того, дальнейшее развитие межгосударственных экономических связей в Прикаспийском регионе, по нашему мнению, дает возможность привлечь к сотрудничеству страны, напрямую не выходящие на берега Каспия, но расположенные в соседних регионах и при этом обладающие значительными инвестиционными ресурсами. Речь, в частности, может идти о Катаре – государстве, расположенном на берегу Персидского залива и являющемся одним из крупнейших в мире экспортеров природного газа. У Эмирата Катар обширные экономические связи с Российской Федерацией, в том числе в части инвестирования. Достаточно сказать, что на недавнем Международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021), проходившем в Санкт-Петербурге, Катар подписал с Россией более 65 соглашений в самых различных областях, в том числе в области финансов и инфраструктуры. Представляется, что при наличии привлекательных и имеющих долгосрочную перспективу международных проектов, в том числе на территории Республики Дагестан, можно рассчитывать на активное участие в них катарских бизнесменов.
Вообще потенциал всестороннего расширения экономических связей с мусульманскими странами Ближнего Востока широк и разнообразен, и здесь культурно-исторические возможности Дагестана, наряду с собственно экономическими возможностями, способны сыграть значительную роль. Так, по данным за прошлый год, наша республика обладала самым крупным поголовьем овец в России, насчитывавшим свыше 4,5 млн голов. Это создает потенциальную основу не только для расширения поставок продукции овцеводства на внутрироссийский рынок, но и для экспорта баранины (в том числе халяльной) в страны Персидского залива. Помимо Катара речь, в частности, идет о крупнейшей нефтедобывающей стране региона – Саудовской Аравии.
Напомним, что еще в прошлом году, после завершения первой волны пандемии коронавируса, на поставки бараньего мяса в Саудовскую Аравию были аттестованы всего 5 российских производителей баранины, среди них дагестанский «Агрохом». Это само по себе уже высокая оценка возможностей нашей республики. По нашему мнению, дальнейшее расширение и диверсификация сотрудничества с богатым государством-экспортером нефти могли бы развиваться в свою очередь по линии участия инвесторов-саудитов в капиталовложениях в инфраструктуру Каспийского побережья Дагестана. Это, безусловно, способствовало бы не только экономическому, но и культурно-бытовому развитию приморских городов и поселений.