Принуждённые к миру
В такие же августовские дни 10 лет назад мир жил в ожидании грандиозного шоу по случаю открытия Летних Олимпийских игр в Китае. И информационное поле Интернета пестрело радужным многоцветием. Но на этом фоне, как гром среди ясного неба, прозвучал сигнал бедствия из Цхинвала: помогите, нас убивают!
В полночь 8 августа 2008 года грузинская армия внезапно открыла огонь по столице Южной Осетии г. Цхинвалу из реактивных установок «Град». Через несколько часов грузинские войска двинулись вперёд. Видимо, считали, что наступать надо на рассвете, как в свое время Гитлер на СССР. К такому финалу привел затяжной конфликт между Грузией и входящих в ее состав Южной Осетией и Абхазией. Руководимая прозападным президентом Саакашвили Грузия решилась-таки силой воздействовать на республики, не согласившиеся повернуться спиной к России.
Грузинские «ястребы» во главе с Саакашвили не могли уже отступать, иначе потеряли бы престиж и вес в глазах США. В то же время Россия, имея обязательства перед Южной Осетией, не смогла бросить республику на произвол судьбы. Тем более что там в качестве миротворцев находились и российские войска. Когда грузинская армия уже в первые часы наступления сумела овладеть рядом населённых пунктов на территории Южной Осетии, а также ворваться на окраины Цхинвала, боевые действия по «принуждению Грузии к миру» начала Россия.
Российские войска уже к 11 августа завершили освобождение захваченных агрессором территорий Южной Осетии. На следующий день Президент России Д. Медведев объявил, что опасности для мирного населения Южной Осетии и российских военнослужащих больше нет, ввиду чего операцию по принуждению агрессора к миру имеет смысл прекратить. После этого при посредничестве президента Франции и на тот момент председателя Европейского Союза Николя Саркози начались переговоры между Россией и Грузией. Общий смысл будущего мирного соглашения базировался на неприменении силы для урегулирования спорных вопросов, завершения боевых действий, отвода войск на позиции, занимаемые ими перед началом конфликта, возможности оказания гуманитарной помощи региону, а также начала международного обсуждения статуса Южной Осетии и Абхазии. Уже 16 августа договор о мирном урегулировании был подписан главами Российской Федерации, Абхазии, Южной Осетии и Грузии. Таким образом, хотя данный конфликт и называют пятидневной войной (ввиду того, что фаза активных боевых действий длилась с 8 по 12 августа 2008 года), фактически он был завершён 16 августа. После конфликта Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Что касается потерь, понесённых сторонами конфликта, то их оценки различаются. Согласно российским данным, потери войск России, Южной Осетии и Абхазии в сумме составляют около 510 человек убитыми и ранеными, в то время как потери Грузии – примерно 3000. Грузинская же сторона утверждает, что потери грузинских войск в ходе конфликта составили около 410 убитыми и 1750 ранеными, а потери российских войск и их союзников – примерно 1500 человек убитыми и ранеными.
В эти дни СМИ приводят слова спецпредставителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, который во время августовского конфликта был вице-премьером и курировал оборонно-промышленный комплекс. По его словам, до войны 2008 года у Москвы были частые контакты с грузинскими властями и лично с президентом Михаилом Саакашвили, позже ситуация изменилась: «Практические действия правительства Саакашвили и его самого говорили о том, что слова всё больше и больше расходятся с делом». Однако, отмечает Сергей Иванов, западные партнеры уверяли российское руководство, что Михаил Саакашвили не будет пытаться решать конфликты с отколовшимися республиками силовым путем. «Говорили и успокаивали нас, что Саакашвили никогда не решится на военную авантюру. Могу сейчас открыто признать, что Кондолиза Райс, будучи госсекретарем США, все время мне говорила в приватных беседах: «Сергей, не беспокойтесь, он красную черту не перейдет», – рассказал Сергей Иванов.
Как мы сейчас знаем, перешел. К такому шагу его подтолкнули заокеанские кукловоды. Для чего – скажем чуть ниже. А сейчас зададимся вопросом: чего добился тогда грузинский лидер своими военными действиями? Итогом этой войны стало то, что народ и правительство Южной Осетии окончательно отвернулись от Грузии и продолжили всеми силами добиваться признания своей независимости на международной арене. Да и сам грузинский народ впоследствии отвернулся от Саакашвили, назвав его предателем.
Для чего же заокеанские кураторы опекали грузинского лидера, обучали грузинских солдат, помогали вооружением? Они были обеспокоены территориальной целостностью Грузии? Нет, конечно. Им нужен был повод, чтобы начать крупномасштабную операцию против России. По итогам этой войны США обвинили нашу страну в агрессивном стремлении расширить свои границы, несмотря на выводы Европейской комиссии об ответственности Грузии за начало войны. Таким образом, именно с конфликта в Южной Осетии начинается новая эпоха во взаимоотношениях между Россией и Западом. Именно он послужил причиной для начала новой холодной войны.
За прошедшие 10 лет маленькая республика все еще окончательно не справилась с последствиями войны. Но ее жители сегодня смотрят в будущее с оптимизмом – играют свадьбы, растят детей и развивают бизнес. Почти восстановлены инфраструктура и в целом внешний облик городов и сел Южной Осетии, во многом за счет России, которая пришла на помощь республике.