Прямая линия: решение проблем началось
Прошло несколько дней со дня откровенного разговора руководителя республики с дагестанцами в ходе прямого телевизионного эфира. Это не первая прямая линия Сергея Меликова, и потому мы можем сравнивать их, поговорить об отличиях, тенденциях.
Вкратце повторим итоги прошедшего 29 ноября эфира. В адрес руководителя республики поступили тысячи вопросов по разным каналам связи, около 60 % из них было зафиксировано в социальных сетях. Обращения поступали не только из всех районов республики, но и из-за пределов Дагестана.
За без малого три часа руководитель республики успел ответить более чем на 30 вопросов. А какова судьба остальных обращений? Как отметил в начале эфира Сергей Меликов, прямая линия не заканчивается реакцией только на прозвучавшие в студии вопросы. «Мы отработаем все обращения. В ближайшее время, как это было сделано в прошлый раз, проинформируем всех граждан о сроках решения их вопросов», – сказал он.
Как и ожидалось, среди вопросов, заданных руководителю республики, возобладали те, что были связаны с энергетикой, благоустройством территорий, строительством дорог, объектов образования и здравоохранения… По сути, эти направления совместно с ЖКХ и составляют саму жизнь. О чём еще говорить?
Но некоторые СМИ посчитали, что есть вещи важнее. Вот что пишет одно издание: «Несмотря на ожидание, в ходе мероприятия не было уделено времени для освещения самого обсуждаемого вопроса в Дагестане за последние месяцы – антисемитских погромов в Махачкале. Вместо этого глава региона говорил о социальных проблемах».
Видимо, кому-то очень хочется, чтобы тема эта, инициированная извне, не сходила с новостных лент. Но для дагестанцев она как прошлогодний снег. Потому и не поднимается, что всё уже ясно, все акценты расставлены, оценки даны.
Следовало бы обратить внимание на то, что на этот раз практически не было вопросов, связанных с какими-то личными проблемами – достать лекарства, обеспечить инвалидной коляской, устроить ребёнка в садик… По итогам прошлого прямого эфира «Дагестанская правда» указывала, что такие вопросы не должны поступать к руководителю республики, это не его уровень. Такими вопросами должны заниматься муниципальные власти, а некоторые решаются даже на уровне поселений. Но тем не менее и в этот раз, хотя и в гораздо меньшем количестве, такие вопросы были заданы, особенно по Махачкале. Почему вопросы не решались поэтапно? – поинтересовался руководитель республики и порекомендовал главе города провести свою прямую линию и ответить на волнующие людей вопросы. При этом несколько раз похвалил мэра Юсупа Умавова за проводимую в столице работу.
В Махачкалинско-Каспийской агломерации, действительно, проблем немало, здесь живёт без малого треть населения республики. Какие-то вопросы удаётся решать, что называется, «не отходя от кассы». Например, махачкалинцы обратились с проблемой отсутствия общественного транспорта, позволяющего доехать до Дагестанского центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, расположенного на окраине города. Вопрос был переадресован руководству столичной мэрии. Глава города дал поручение возобновить работу маршрута № 188 с 1 декабря этого года.Вопрос был решён уже на следующий день.
А вот другой вызвал сомнение. Речь идёт о предложении запустить электропоезд между Каспийском и Махачкалой. Глава Дагестана засомневался в целесообразности этого. И не без основания. Ведь когда-то, лет 40 назад, поезд с двумя-тремя вагонами курсировал между этими городами. Но вскоре перестал из-за нерентабельности. Во-первых, в Каспийск идёт всего одна железнодорожная ветка и не из Махачкалы, а из пригородного Кяхулая, так что путь становится намного длиннее. Тогда уходило в два-три раза больше времени, чем на автобусе. Во-вторых, ветка не электрифицирована, и об электричке говорить не приходится. В-третьих, никто не станет часами ждать, пока единственный поезд (а двум тут не разъехаться) прибудет. Да, пассажиропоток между городами растёт, и решить проблему может только вместительный наземный транспорт.
Немало вопросов касались как газификации населённых пунктов, так и догазификации, то есть доведения голубого топлива до конкретного дома или объекта. Глава Дагестана снова вынужден был говорить об определённых трудностях, связанных с теми проблемами, которые дагестанцы сами себе создали. «Как мы знаем, подведение газа может осуществляться только там, где имеются документы на дом, где он зарегистрирован как собственность. У нас иногда бывает так, что заявление есть, дом де-факто стоит, а де-юре его нет, так как он нигде не учтён», – сказал Сергей Меликов. И напомнил, что элементарное несоблюдение требований юридически оформить недвижимость выливается в то, что власти не могут помочь даже в случае возникновения стихийных бедствий.
Все министры, депутаты парламента, главы муниципалитетов наблюдали за ходом прямой линии. И брали “на карандаш” те вопросы, решением которых занимаются возглавляемые ими ведомства.
Вот как министр энергетики и тарифов РД Марат Шихалиев прокомментировал прямой эфир Главы Дагестана Сергея Меликова.
«Поручение, данное мне Сергеем Алимовичем в ходе прямого эфира, – изучить ситуацию и проработать решение вопроса газификации села Алмак Казбековского района, а также обращения участника боевых действий из села Мискинджа Докузпаринского района и жителя Хасавюрта по вопросу догазификации, жительницы поселка Семендер по поводу частых отключений электроэнергии и ряд других вопросов, – будут на моем личном контроле».
То же самое могут сказать и другие чиновники. То есть решение многих проблем, поднятых дагестанцами, уже началось. Если же потребуются какие-то значительные финансовые средства, то и они будут выделены. Не случайно Глава РД попросил провести прямой эфир не в январе, как было в прошлый раз, а именно сейчас, когда продолжается работа над бюджетом.