Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:55 | 07 декабря, Ср

Махачкала

Weather Icon

Развитие республики – это прежде всего развитие территорий

A- A+

В целях содействия решению наиболее актуальных проблем общественно-политической и социально-экономической жизни республики и обеспечения скоординированного взаимодействия органов исполнительной власти Дагестана, а также территориальных органов федеральных ведомств и органов местного самоуправления РД Указом Президента от 21 апреля 2010 г. № 116 образован Президентский совет Республики Дагестан. Важно отметить: вновь созданный Президентский совет создан не формы ради. Это постоянно действующий совещательный орган при Президенте республики, образованный для выработки рекомендаций и предложений по важнейшим вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни республики, обеспечения координации взаимодействия органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований. Председателем Совета является Президент Республики Дагестан. В его состав вошли представители всех национальностей Дагестана, всех городов и районов, а также представители бизнеса и общественности республики.

Вчера, 22 апреля, в Махачкале Президент РД Магомедсалам Магомедов в рамках совещания с главами муниципальных районов и городских округов провел совещание по вопросу «Об основных направлениях социально-экономического развития Республики Дагестан в 2010 году» первое заседание вновь образованного Президентского совета Республики Дагестан.
В его работе также приняли участие Председатель Народного Собрания РД Магомед-Султан Магомедов, Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев, руководитель Администрации Президента и Правительства РД Гасан Идрисов, заместители Председателя Правительства РД, начальники Управлений Президента РД, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных районов и городских округов, представители общественности.

На совещании с вступительным словом выступил Президент РД Магомедсалам Магомедов:
«Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами впервые встречаемся в таком составе. Здесь присутствуют руководители всех районов и городов республики, представители федеральной и республиканской власти, политических партий, общественности, бизнеса, науки. Мы собрались, чтобы обсудить вопросы совместной деятельности, связанной с основными направлениями социально-экономического развития республики. Эта встреча была запланирована ранее, однако ряд обстоятельств не позволил провести ее в намеченные сроки.

Вы знаете, недавно в нашей стране произошли террористические акты. Один из них унес жизни мирных людей в Кизляре. В республике оперативно проведена большая работа по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим, ликвидации последствий террористического акта, усилению мер по антитеррористической защищенности социально важных объектов и мест массового пребывания людей. В районах и городах в рамках единого информационного дня проведены встречи республиканских руководителей с активами и населением.

Общественность республики осудила эти чудовищные преступления. Духовенство Дагестана, Совет старейшин, Совет ветеранов Великой Отечественной войны, Общественная палата, студенты и преподаватели всех высших и средних учебных заведений республики выступили с обращениями, в которых осудили экстремизм во всех его проявлениях и призвали объединить усилия общества в борьбе с терроризмом.
По этому поводу в Дагестан приезжал Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. На проведенном совещании с участием своего полномочного представителя в Северо-Кавказском федеральном округе с участием глав субъектов СКФО, руководителей правоохранительных органов округа Президент подробно остановился на основных направлениях работы и подчеркнул, что «ключ — в комплексном решении проблем». Он особо выделил при этом решение социально-экономических вопросов. В этой связи очень важно для нас правильно определить основные направления социально-экономического развития нашей республики. Этот вопрос и вынесен сегодня на повестку дня нашего совещания.

Хотел бы обратить ваше внимание на те задачи, которые, на мой взгляд, необходимо решить в первую очередь.

В вопросах социально-экономического развития республики, в наших планах и задачах очень важны конструктивное взаимодействие с Федеральным центром, позиция Центра, его отношение к проблемам республики. На состоявшейся ранее нашей встрече в Сочи с Дмитрием Анатольевичем Медведевым Президент России поддержал наши предложения и инициативы по построению нового экономического курса республики.

У нас есть интересные проекты и предложения, которые войдут в план первоочередных мероприятий по модернизации экономики и оздоровлению общественно-политической ситуации в республике. Мы договорились о формировании так называемой «дорожной карты». Я хочу, чтобы такая «дорожная карта», о необходимости которой говорил Президент России, безусловно, должна быть не только у меня, но и у каждого руководителя на местах. Все мы должны четко понимать, как и куда двигаться. Это особенно актуально сейчас, когда образован новый федеральный округ, ведется разработка комплексной стратегии его развития, и наши планы должны органично вписаться в общую концепцию развития округа.

Приоритеты социально-экономического развития нового округа обозначил Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин: это комплексная стратегия развития, создание особых экономических зон для улучшения инвестиционного климата, инфраструктурное развитие регионов с привлечением федеральных органов и естественных монополий, благоустройство городов и населенных пунктов, а также наведение порядка в государственном аппарате.

В ближайшее время нам следует завершить разработку и собственной долгосрочной стратегии развития. Основной акцент в ней будет сделан на использовании нашего потенциала и наших конкурентных преимуществ, но уже с более амбициозными подходами, которые базируются на новых инвестиционных возможностях республики, инновациях в управлении и технологиях.

По данным статистики, в последние годы экономика республики развивалась неплохими темпами, но это не дало нам реального качества роста, реальных качественных изменений так и не произошло. Дагестан по-прежнему остается одним из самых отстающих регионов по основным социально-экономическим показателям. Я убежден, для того, чтобы перейти на новый уровень развития, нам нужно измениться самим, модернизировать, если хотите, наше сознание, а вместе с ним — и подходы к управлению. Надо научиться развиваться самостоятельно. К сожалению, сейчас сложно говорить об экономической самостоятельности республики, городов и районов, но мы постепенно должны уходить от иждивенческих подходов и такой высокой дотационной зависимости.

В процессе реализации новых идей нас, конечно, будет отягощать груз накопившихся, тяжело решаемых проблем, которые переходят из года в год и требуют серьезных инвестиционных усилий. Это вопросы переселения, подготовки зон затопления гидроэлектростанций, газификации населенных пунктов республики, преодоление отставания социальной и инженерной инфраструктуры и другие. Ясно, что нельзя далее затягивать решение этих вопросов, но, надо честно сказать, пока самостоятельно реализовать эти направления нам не под силу. Тем более, что они выходят за рамки непосредственной ответственности республики, и здесь мы вправе рассчитывать на федеральную поддержку. Очень важно, что наши предложения поддержаны руководством страны, и сейчас мы работаем над проектом среднесрочной целевой программы по Республике Дагестан, включающей в себя наше финансирование, а также долевое федеральное софинансирование этих вопросов.

Безусловно, для того, чтобы эффективно реализовывать задуманное, нам необходимо обеспечить стабильность общественно-политической ситуации в республике.

В ином случае никакие инвесторы в Дагестан не придут. Многое здесь зависит от эффективной, слаженной работы правоохранительных органов, более активного взаимодействия органов правопорядка с местной властью, с населением. Мы должны совместными усилиями федеральных, республиканских и местных властей обеспечить гарантии безопасности развития общества и экономических процессов в республике, дать гарантию бизнесу в республике — это принципиально важно.

Развитие республики — это развитие в первую очередь территорий, муниципальных районов и городов.

Думаю, что начинать нам нужно с совершенно простых и даже обыденных вещей — наведения элементарного порядка в каждом городе и в каждом районе. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на санитарное состояние наших городов и поселений, на их внешний облик. К сожалению, визитная карточка многих из наших городов и районов сегодня — это кучи мусора вдоль дорог, серый и унылый облик улиц, разбитые дороги, неконтролируемая застройка.

Если мы говорим серьезно о привлечении инвестиций, развитии туризма и рекреаций, невозможно, не преодолев эти проблемы, приступить к ним. По первому знакомству, по первым впечатлениям от внешнего вида формируется представление тех же инвесторов о республике в целом как о деловом партнере, а у тех же туристов — мнение как о месте отдыха.
Давайте вместе подумаем, как нам обустроить, очистить от мусора, украсить вид наших городов, сел, привести в порядок дороги. Начать эту работу, я думаю, стоит в ближайшие дни с проведения во всех населенных пунктах массовых субботников. Эту практику можно возродить. Это особенно актуально в преддверии наступающего праздника Победы. Но ограничиваться только такими разовыми акциями, безусловно, нельзя. Уборка, вывоз мусора, утилизация отходов, озеленение территорий, освещение улиц — это все вопросы местного значения. И они должны стать одними из основных в работе местных органов власти.

Отдельное внимание должно быть уделено нашей столице. У Махачкалы особый статус — это административный и деловой центр республики. Вопрос его благоустройства — это общереспубликанская задача. Я думаю, Правительству совместно с администрацией города необходимо проработать вопрос и представить предложения, возможно, с привлечением федерального финансирования в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы.

Одна из основных проблем развития муниципальных образований — это недостаточная финансово-экономическая база местных бюджетов. Для обеспечения реализации возложенных на муниципалитеты полномочий в республике должны быть предприняты дополнительные меры по укреплению экономической основы местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос о передаче отдельных налогов местным бюджетам. Мы также собираемся уделить этому направлению особое внимание.
Но я хотел бы обратить внимание на эту проблему и глав муниципальных образований. Приоритетными направлениями вашей работы должны стать вопросы расширения налогооблагаемой базы территорий, создание условий для развития предпринимательской среды и привлечения инвестиций, легализации теневого бизнеса, улучшения работы по учету налогоплательщиков. Без этого предпринимаемые федеральными и республиканскими органами меры будут малоэффективны. Подчеркну, здесь нужна системная и целенаправленная работа на местах. И мы ждем её от вас.

Сегодня есть немало вопросов, которые предстоит решить в рамках муниципальной реформы. Но без профессионального кадрового состава и подготовленного резерва муниципальной службы решить их будет практически невозможно. Мы хотим привлечь в органы государственного и муниципального управления талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Для этого необходимо целенаправленно заниматься этими вопросами, в том числе и подготовкой кадров на местах.

Вы знаете, что сегодня более чем в половине муниципальных районов и городских округов республики главы администраций назначаются по контрактам, а конкурсы на эти места иногда проходят формально. В результате на эту ключевую работу нередко попадают плохо подготовленные люди. Может быть, на данном этапе стоит осуществить формирование и ведение кадрового резерва на эти должности на республиканском уровне. Это позволило бы более качественно и целенаправленно организовывать подготовку, применять различные формы обучения и повышения квалификации этих кадров. Думаю, что это — вопрос отдельный, и нам стоит его обсудить на одном из наших ближайших следующих совещаний и прийти к общему мнению.

Наиболее болезненной темой, которая вызывает нарекание в обществе, является качество представления государственных и муниципальных услуг населению. Гражданин, человек, придя в любое государственное или муниципальное учреждение за получением той или иной услуги, будь то оформление субсидии на оплату жилья, коммунальных услуг, оформление прав собственности на землю или на домовладение — не должен мучиться в очередях, не должен сталкиваться с безразличием и коррумпированностью чиновников.
В этой связи следует идти по пути создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Такие центры уже начали работать в Каспийске и Махачкале, и, как показывает опыт, многие вопросы там удалось снять.

Еще хотел бы обратить внимание, что в республике создается также интернет-портал государственных и муниципальных услуг, который начнет работать в текущем году. Помимо государственных услуг, на нем предполагается размещать информацию и по муниципальным услугам. Вы должны быть готовы, уважаемые коллеги, к активному взаимодействию с правительством по наполнению этого портала всей необходимой информацией.

Другой важной задачей, решение которой позволит нам выйти на качественно иной уровень управления и предоставления услуг, является создание электронного правительства. Сейчас в республике реализуется проект «Строительство волоконно-оптической линии связи в города и районные центры Республики Дагестан». Главам администраций необходимо оказать содействие в подведении линий связи к административным зданиям районов, школам, больницам, выделить необходимые помещения для установки соответствующего оборудования.

Уважаемые коллеги! Все вы, присутствующие на этом совещании, представляете публичную власть. Считаю, что главным критерием оценки вашей работы является уровень доверия к местной власти жителей вашего района, города, поселения. Хотел бы, чтобы вы постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением. Надо быть вместе с народом, прислушиваться к людям, обсуждать острые проблемы и научиться разъяснять принятые решения.

Помимо этого, необходимо еще более тесно наладить контакт со средствами массовой информации, сделать деятельность муниципальной власти более прозрачной и понятной людям.
Еще одну проблему, которую хотел бы обозначить: в октябре в республике будут проходить муниципальные выборы. Они охватят более 600 поселений, 31 район и 7 городских округов. Одновременно будет проходить Всероссийская перепись населения. Сами выборы и перепись станут важнейшими событиями в жизни республики, а подготовка к ним — это очень серьезная и сложная задача. Я думаю, мы также этому вопросу посвятим отдельное обсуждение. Сейчас же хочу обратить внимание всех присутствующих, что предстоящие выборы должны быть проведены на самом высоком организационном уровне, максимально прозрачно и в рамках действующего законодательства.

На последнем заседании Госсовета России особое внимание было уделено развитию политической конкуренции в сфере местного самоуправления. Прежде всего это связано с участием в организации и деятельности местного самоуправления различных политических партий (здесь присутствуют руководители партий, представленных в Народном Собрании РД).

В республике подавляющее большинство (85 процентов) партийных депутатов представительных органов местного самоуправления являются членами политической партии «Единая Россия». Думаю, другим политическим партиям также необходимо активно принимать участие в муниципальных выборах. И особенно при формировании представительного органа местного самоуправления, а также в работе представительных органов, в организации фракций, депутатских групп. Сейчас, к примеру, они сформированы только в 34 муниципальных образованиях из 758.

Органам государственной власти республики совместно с региональными отделениями политических партий и главами муниципальных районов и городских округов следует подготовить предложения по повышению эффективности деятельности политических партий на муниципальном уровне.

Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, еще на один очень важный вопрос. Немногим более двух недель осталось до празднования 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На федеральном уровне реализуется большой круг вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В этой связи хотел бы, чтобы главы муниципальных образований позаботились о ветеранах, проявили внимание к каждому из них, помогли им подготовить необходимые документы для получения жилья.

Это касается и дополнительных мер помощи, в том числе медицинской, санаторно-курортной, адресной поддержки. Ведь вы, как никто другой, должны знать, в чем конкретно нуждается каждый ветеран, и каждый ветеран должен почувствовать эту заботу, и не только в дни праздников, но и ежедневно.

Мною на республиканском уровне принято решение о двукратном увеличении с 1 апреля 2010 года дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения участникам войны, в том числе отдельно участникам — Героям Советского Союза. Соответствующий указ уже подписан. Наши ветераны будут ежемесячно получать дополнительно по 2 тыс. и 4 тыс. рублей соответственно. Кроме того, в связи с праздником принято решение оказать единовременную поддержку участникам войны в сумме 20 тыс. рублей, а героям — в сумме 40 тыс. рублей. Полагаю, что и главам муниципальных образований на местах нужно найти возможность для оказания материальной помощи ветеранам.

Уважаемые коллеги! Перед вами материалы, Указ о формировании Президентского совета РД.
Наша республика уникальна по своим географическим, природным условиям, экономическому укладу, многонациональному составу, языковому, культурному, конфессиональному многообразию. Но чрезвычайно важно в максимальной степени учитывать эти особенности, а также интересы всех дагестанских народов, территорий, политических сил, принимать согласованные решения по жизненно важным вопросам развития республики.

Я подписал указ об образовании Президентского совета Республики Дагестан, в него вошли все руководители муниципальных районов и городских округов, они составляют костяк этого Совета. Вошли также представители власти, лидеры политических партий, бизнесмены, представители СМИ, общественности. Еще раз повторяю, для меня принципиально важно, что костяк этого Совета составляют именно руководители районов и городов. Включая их в состав Совета, мы хотим активно вовлечь в решение общереспубликанской задачи и обеспечить полное представительство всех территорий республики. Этот Совет формирует президиум.

В президиум Совета включаются пять глав городов и районов, по одному — от каждой территориальной зоны. Предусматривается их обязательная ротация через каждый год.
Для обеспечения координации действий в состав Совета включены руководители территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, работа которых наиболее тесно связана с местным самоуправлением. Разумеется, и в этом составе возможны изменения.

Включение в состав Совета некоторых видных общественных деятелей республики персонально, от общественности также позволяет нам в максимально возможной степени обеспечить представительство всех народов нашей республики, в том числе и тех народов, которые не имеют территориального образования.

В рамках учрежденного Совета, я надеюсь, будут вырабатываться согласованные предложения по наиболее актуальным проблемам общественно-политической, социально-экономической жизни республики, а также обеспечиваться взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и организаций.
По существу наше совещание сегодня проходит в формате Президентского совета республики. И поэтому на этом совещании нам предстоит обсудить важные вопросы, связанные с основными направлениями развития республики на текущий год».

Затем Президент РД предоставил слово для доклада по основному вопросу Председателю Правительства РД М.Абдулаеву.

Выступая по вопросу «Об основных направлениях социально-экономического развития Республики Дагестан в 2010 году», Председатель Правительства РД сказал:
«Уважаемый Магомедсалам Магомедалиевич, уважаемые участники совещания! Как вы знаете, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, помимо общих целей по модернизации страны, поставили в своих программных выступлениях и поручениях ряд задач по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского региона, в том числе Дагестана.

В развернутом виде эти задачи были сформулированы, и по ним даны соответствующие поручения заместителем Председателя Правительства России, полномочным представителем Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Геннадиевичем Хлопониным и Президентом Республики Дагестан Магомедсаламом Магомедалиевичем Магомедовым.
Напомню, что нам поручено подготовить предложения по приоритетным направлениям развития республики до 2020 года для включения в разрабатываемый проект Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

В стадии разработки находятся проект федеральной целевой программы социально-экономического развития республики на 2011-2016 годы, поэтапный план первоочередных мероприятий, то есть своего рода «дорожная карта», с обозначением 10 наиболее важных задач, имеющих для республики первостепенное значение.

По итогам встречи Президента России и Президента Дагестана нам поручено провести работу в соответствующих федеральных органах исполнительной власти по увеличению объемов финансирования строительства социальных объектов в Дагестане. Эти и другие поручения призваны решить наиболее острые проблемы региона в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Над этими поручениями Правительство республики работает, и полагаем, что при такой солидной поддержке руководства страны мы сможем в ближайшее время приступить к реализации намечаемых планов.
Общей основой разработки программ и планов могут служить предложения для включения в проект Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года, где приоритетными направлениями развития республики определены топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, производство стройматериалов, санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплексы, транспортно-консолидирующий и логистический комплекс, технологическая модернизация промышленности, инновационно-образовательное направление.
Эти приоритеты учтены в проекте федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2011-2016 годы». Вместе с тем мы предлагаем включить большее число мероприятий по развитию инженерной и социальной инфраструктуры городов и районов республики. Например, для решения первоочередных задач по обеспечению качественной питьевой водой населения предлагается построить 155 водозаборов в 136 населенных пунктах, 2390 км водоводов и водопроводных сетей, канализационные очистные сооружения в 105 населенных пунктах, проложить 10 тысяч км газопроводов и разводящих сетей, завершить создание инженерной инфраструктуры на 7 инвестиционных площадках, построить школы на 145 тысяч ученических мест и больниц на 21 тысячу коек. Всё это я перечисляю к тому, чтобы были понятны масштабы предстоящей работы.

Но начать надо, наверное, с анализа качества выполнения нами текущих обязанностей и законов, посмотреть, насколько конструктивно осуществляется взаимодействие федеральных, республиканских и муниципальных органов власти.
Нужно также исходить из того, что если мы с вами, то есть представители органов государственной власти Дагестана и местного самоуправления, не будем активно работать, то, как сказал на совещании с Правительством республики полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Геннадиевич Хлопонин, никто за нас этого делать не будет.
При этом сегодня мы должны обсудить вопрос о том, как перестроить работу под углом необходимости модернизации экономики, внедрения современных технологий в производство, управление и другие сферы.

Если судить по статистическим данным, то экономика республики, несмотря на финансово-экономический кризис, в целом сохранила в 2009 году позитивную динамику роста основных показателей, хотя темпы роста ниже, чем в 2008 году.

Однако, по данным Дагестанстата, по итогам социально-экономического развития республики за I квартал 2010 года, происходит дальнейшее снижение темпов роста в ряде отраслей, а в некоторых происходит снижение объемов производства и работ.

Так, такой интегральный показатель, как индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, за 1-й квартал 2010 года, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, составил 102,5%, тогда как 1-й квартал 2009 г. к 1-му кварталу 2008 года составил 110%. Аналогичный индекс промышленного производства за 1-й квартал 2010 года к соответствующему периоду 2009 года составил лишь около 84% против почти 109% за соответствующий период предыдущего года.

Подобные тенденции не могут нас не тревожить, и мы должны принять дополнительные меры по улучшению ситуации.

В этом контексте, когда начинаешь анализировать показатели социально-экономического развития в разрезе городов и районов, то выясняется, что текущее состояние и происходящие процессы существенно различаются.

Например, стоило инвесторам в 2008 году на стекольном заводе в г. Дагестанские Огни поставить современное американское оборудование и начать строительство и ремонт домов в рамках программ реформирования ЖКХ, так сразу такой интегральный показатель, как объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий по всем видам экономической деятельности увеличился в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, в 13,7 раза. Этот же показатель по Кумторкалинскому району вырос в 9 раз, по Тарумовскому району — в 3,7 раза, по Хивскому — в 2,9 раза, по Ахвахскому — в 2,7 раза, по Акушинскому и Ботлихскому — в 2,3 раза.

В то же время в г. Кизилюрте тот же показатель за 2009 год уменьшился до 70% от аналогичного объема в 2008 году, Кизилюртовском — до 60%, Сергокалинском — до 52%.

Понятно, что потенциал и условия экономического развития порой не сравнимы, но тем не менее становится ясно, что многое зависит от умения руководства города, района правильно организовать работу, договариваться с инвесторами, представлять качественные документы и бизнес-проекты в республиканские и федеральные структуры. Иначе трудно объяснить различия, видя большие перепады значений конкретных показателей развития за 2008 и 2009 годы. Например, общая площадь жилых домов, введенных в действие за счет всех источников финансирования в одних муниципальных образованиях, увеличилась в 3-4 раза, а в других — уменьшилась в 5 раз.

Аналогичные перепады в значениях показателей можно встретить и по объемам производства сельхозпредприятиями основных продуктов животноводства, то есть мяса, молока, яиц. Зато в 2009 году, как и ранее, более-менее равномерно росли показатели оборота розничной торговли — различия не превышают 20%.

Резкий рост или падение ряда показателей, хочу еще раз подчеркнуть, имеет под собой как объективные причины, так и субъективные, связанные с наличием или отсутствием умений и настойчивости в достижении целей у отдельных руководителей городов и районов. К сожалению, следует признать, что сложившаяся практика формирования кадрового состава администраций муниципальных образований зачастую не обеспечивает необходимый уровень их профессионализма и ответственности.

Попытки ввести моральные и материальные стимулы для муниципальных образований путем проведения до 2008 года ежегодного конкурса по итогам социально-экономического развития и вручения премий имели ограниченное воздействие. С прошлого года в соответствии с указами Президентов России и Дагестана вводится грантовая система поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и соответствующей оценки эффективности их деятельности. Но и она пока не стала действенным механизмом стимулирования муниципальных образований. Возможно, следует увеличить размеры поощрений для отличившихся или разработать иные механизмы стимулирования. Скорее всего, надо отказаться от регионального зонирования районов, поскольку определяется эффективность деятельности именно органов местного самоуправления.

Далеко не в полной мере работает и механизм ответственности глав муниципальных образований. Представляемые данные по 70 и 65 показателям, утвержденным для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, целесообразно публиковать в печати, что поможет избирателям и депутатам представительных органов местного самоуправления лучше оценивать качество управления муниципальными образованиями.
Теперь перейду к конкретным направлениям работы органов местного самоуправления, где пересекаются функции республиканских органов власти и муниципальных образований.

Начну с соблюдения финансовой дисциплины. Согласно отчетам за 2009 год поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований составило 4 млрд. 262 млн. рублей, или 87 процентов к первоначально установленным назначениям и 96 процентов — к уточненным.

В уточненный бюджет полностью обеспечили поступление доходов 28 муниципальных образований. Среди них перевыполнили задания такие районы, как Ахтынский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский, Карабудахкентский, Кумторкалинский, Магарамкентский, Ногайский, Сулейман-Стальский, Унцукульский, Хасавюртовский, Цумадинский, а среди городов — г. Избербаш.

В то же время недостаточное исполнение плановых заданий на 2009 год отмечено в Бабаюртовском (77%), Кулинском (84%), Табасаранском (83%), Цунтинском (83%), Шамильском (80%) районах и в городах Хасавюрте (87%), Кизилюрте (91%), Кизляре (93%).

По видам доходов местных бюджетов проблемы остаются с собираемостью налога на имущество физических лиц (90%), транспортного налога (66%), а также единого налога на вмененный доход (79% к уточненным назначениям). Причины низкого уровня поступления имущественного налога видятся в недостаточном администрировании этого налога и в неисполнении частью муниципальных образований поручений Правительства и Министерства финансов республики о необходимости пересмотра в сторону увеличения коэффициентов по ставкам налога на имущество физических лиц. Эти рекомендации остались невыполненными в ряде городов и районов и по пересмотру коэффициентов по единому налогу на вмененный доход и земельный налог. Значения корректирующего коэффициента К2 для единого налога на вмененный доход, устанавливаемого решениями органов местного самоуправления, остаются низкими и тем самым снижают налоговые поступления.

Невыполненными остались и бюджетные назначения по единому сельхозналогу, что связано со снижением налогооблагаемой базы для его исчисления и уменьшением количества сельхозорганизаций.
Напомню, что соглашениями между Министерством финансов республики и муниципальными образованиями предусматривались финансовые санкции в случае непринятия решений по увеличению ставок налогов и корректирующих коэффициентов К2 по единому налогу на вмененный доход в соответствии с методическими рекомендациями. Однако от применения этих санкций ранее воздержались, но это не исключает возможности их применения в текущем году.

Что касается расходов, то общий процент финансирования из республиканского и муниципальных бюджетов выполнен на 100%. Финансовая помощь из республиканского бюджета нижестоящим муниципальным бюджетам составила в 2009 году 25 млрд. 996 млн. рублей, или 42,1% от общей суммы расходов бюджета. 8 млрд. из выделяемой суммы предназначалось на выполнение решений местного значения, а 11,4 млрд. — на выполнение расходных обязательств органов государственной власти. Можно сказать, что примерно одна пятая часть расходов — это поле совместной деятельности республиканских и местных органов управления.

Общая сумма расходов бюджетов муниципальных образований составила в 2009 году 29 млрд. 773 рубля. Таким образом, средняя дотируемость местных бюджетов из республиканского превышает 87%. Такие высокие уровни дотируемости обусловлены, с одной стороны, объективно невысоким уровнем налогооблагаемой базы, а с другой — недостаточными мерами по оптимизации бюджетной сети, значительными размерами «теневой» экономики и другими причинами.

Из общей суммы расходов доля перечислений на заработную плату и начисления составила 36%. Но это в среднем. А в Цунтинском, Сергокалинском и Гунибском районах, а также в Бежтинском участке эта доля выросла до 65-69%.

Более того, в нарушение ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Республики Дагестан от 17 марта 2008 года № 68 ряд муниципальных образований превысили в 2009 году нормативы на содержание органов местного самоуправления. Наиболее значительные суммы превышений — от 2 до 12 млн. рублей — сложились в Бабаюртовском, Буйнакском, Дахадаевском, Каякентском, Магарамкентском, Унцукульском, Цунтинском, Кайтагском, Сергокалинском, Гумбетовском районах, Бежтинском участке и городах Дербенте и Дагестанских Огнях.
Такие же превышения нормативов запланированы в ряде районов на 2010 год, что недопустимо и требует устранения этих нарушений.

Есть вопросы и по методикам предоставления дотаций из районных фондов финансовой поддержки на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. В одних случаях не учитываются особенности территорий — это отдаленность, малонаселенность, географическое положение, в других — такие методики до сих пор не представлены, и финансовая помощь основывается на действующих сетевых показателях.

Нельзя не остановиться и на других финансовых нарушениях, выявленных Контрольно-финансовым управлением Минфина РД. Среди них — нецелевое использование бюджетных средств на сумму 60 млн. неэффективное использование — на сумму 53 млн., хищения и недостачи — на 3,4 млн. рублей. Их общая сумма — 257 млн. рублей. Она вроде невелика относительно трех десятков миллиардов рублей, проходящих через местные бюджеты. Но это не значит, что у нас здесь почти полный порядок. Коррупция и хищения бюджетных средств по-прежнему остаются большой общественной проблемой, и нам потребуется значительно усилить борьбу с этими негативными явлениями.

В связи с перечисленными, а также другими недоработками и нарушениями со стороны органов местного самоуправления необходимо в этом году провести инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных выплат, продолжить работу по внедрению в бюджетный процесс целевых индикаторов бюджетного планирования и муниципальных целевых программ и на этой основе определить приоритеты и цели использования бюджетных средств.

В полной мере должен быть обеспечен также контроль за расходованием бюджетных средств, включая соблюдение нормативов расходов на коммунальные услуги.

В текущем году следует продолжить работу и по автоматизации бюджетного процесса и своевременному обновлению его программного обеспечения.

Важным направлением работы республиканских и местных органов власти продолжает оставаться инвестиционная деятельность. Несмотря на то, что в каждом из городов и районов есть назначенные лица, ответственные за это направление, и проведено более 10 совещаний Агентством инвестиций и внешнеэкономических связей, результаты в этом направлении следует признать скромными.

Со стороны муниципальных образований представляются в основном неактуальные и не соответствующие приоритетным направлениям социально-экономического развития республики бизнес-идеи. Часто представляются проекты по строительству школ, реконструкции и расширению водопроводной сети, асфальтированию и реконструкции автодорог, газификации, под которые трудно привлечь частные инвестиции.

Между тем резервы для улучшения инвестиционной деятельности есть. Об этом говорит пример таких муниципальных образований, как Кулинский район, где активно ведется работа по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики по 19 проектам, Лакский район — по 6 проектам, Рутульский район — по 8 проектам, Каякентский район — по 4 проектам.

Следует отметить и Карабудахкентский, Акушинский, Кумторкалинский и Дербентский районы, где в рамках федеральной целевой программы Юг России на 2008-2012 годы ведется строительство объектов инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов.

Особое место в экономике республики занимает агропромышленный комплекс. На федеральном уровне реализуется государственная программа развития сельского хозяйства. Осуществляются мероприятия и в рамках аналогичной республиканской программы. В 2009 году на поддержку агропромышленного комплекса всего было выделено около 1,3 млрд. рублей, из которых 74% — это средства федерального бюджета и 26 — из республиканского.

Кроме того, в прошлом году Дагестанским региональным филиалом Россельхозбанка выдано субсидированных кредитов около 8 тысячам хозяйств на сумму более 4 млрд. рублей, а по договору с «Росагролизингом» из средств федерального бюджета под гарантии Правительства республики получена сельхозтехника (89 тракторов и 5 зерноуборочных комбайнов) на сумму 126 млн. рублей.
Работа по этим направлениям продолжается и в этом году, но ясно, что инвестиций в сельское хозяйство недостаточно. Поскольку развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением социально-экономического развития Дагестана и Северо-Кавказского федерального округа, то необходимо Министерству сельского хозяйства совместно с муниципальными образованиями продумать дополнительные меры по привлечению частных инвестиций, повышению эффективности использования земель.

Напомню, что необработанными ежегодно остаются около 100 тысяч гектаров пашни. Такое положение в условиях малоземелья недопустимо, и решение таких и ряда других проблем зависит в основном от руководителей муниципальных образований.

Следует также отметить, что Александр Геннадиевич Хлопонин рекомендовал на совещании с Правительством нашей республики использовать возможность создания агропарков, в которых инвесторы получают ряд привилегий и льгот. Причем ориентировать инвесторов надо на внедрение современных агропромышленных технологий, а не на сохранение и поддержку низкорентабельных или убыточных хозяйств.

Как вы, наверное, знаете, недавно на заседании Правительства республики был обсужден вопрос о ходе работ по разграничению муниципальной собственности на землю. Учитывая важность завершения этой работы для создания инвестиционных площадок и повышения эффективности использования земель, принято решение о выделении дополнительных средств на эти цели в сумме 57 млн. рублей.
Еще одним фактором, определяющим развитие муниципальных образований, является обеспеченность градостроительной документацией. В связи с этим необходимо решить вопрос об организации и финансировании работ по составлению схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений. Дело в том, что согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков, для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.

Кроме того, Градостроительный кодекс не допускает выдачу разрешений на строительство объектов при отсутствии правил землепользования и застройки поселений. Эти ограничения сначала планировалось ввести с 1 января 2010 года, однако из-за неготовности к этому многих субъектов Российской Федерации их введение было отложено до 2012 года. Но мы не должны откладывать эту работу, учитывая непродуманный, а порой уродливый характер застройки многих поселений.

Мероприятия по разработке проектов схем территориального планирования были начаты в 2008 году, и на конец 2009 года принято 9 из разработанных подрядчиком 42 схем муниципальных районов. По предварительным расчетам, на разработку градостроительной документации для 698 муниципальных образований, имеющих статус «сельское поселение», и 8 муниципальных образований со статусом «городское поселение» в муниципальных районах республики потребуется порядка 1 млрд. 250 млн. рублей. Однако эта сумма может быть существенно снижена с учетом меньшей площади дагестанских поселений и привлечения через конкурс большего числа подрядных организаций. Кроме того, Министерству строительства и ЖКХ следует подготовить предложения по схеме софинансирования расходов на эти цели из республиканского и муниципального бюджетов.

Должен также напомнить, что до конца мая текущего года ряду городских округов и муниципальных районов необходимо подготовить заявки на получение финансовых средств из федерального Фонда реформирования ЖКХ в 2010 году. Отчеты за прошлый год по капитальному ремонту жилого фонда и переселению из аварийного жилья на сумму почти в 2 млрд. рублей уже утверждены, за исключением одного объекта в г. Дагестанские Огни.

Поскольку вопросы ЖКХ у нас стоят очень остро, то надо в полной мере использовать возможности получения около 1 млрд. рублей, которые может получить Дагестан на капитальный ремонт жилого фонда и переселение из аварийного жилья.
Серьезные задачи стоят перед муниципальными органами по вопросам модернизации коммуникаций. Износ сетей водоснабжения, канализации и электроснабжения весьма высок, для ремонта требуются большие средства. Министерству строительства и ЖКХ с учетом предложений местных администраций надо будет принять дополнительные меры по поддержке профильных предприятий, привлечению инвестиций в организации коммунального хозяйства, использованию механизмов частно-государственного партнерства.

На прошлой неделе Александр Геннадиевич Хлопонин провел совещание по вопросу «О мерах по регулированию ситуации на рынке труда в рамках реализации субъектами Российской Федерации, расположенными в пределах Северо-Кавказского федерального округа, переданных полномочий в сфере занятости населения». Вы знаете, что Дагестан в числе регионов, где проблема занятости населения стоит наиболее остро. И хотя эти вопросы не входят в число непосредственных полномочий и компетенцию органов местного самоуправления, тем не менее ваше участие в подготовке и реализации инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего предпринимательства будет способствовать снижению напряженности на рынке труда.

К сожалению, по данным Министерства труда и социального развития, в большинстве районов не удалось создать прогнозировавшееся число новых рабочих мест, хотя в целом их число, включая сезонные и временные, превысило ожидаемые данные и составило почти 20 тысяч. В городах аналогичные прогнозы были превышены почти в два раза и составили в сумме 6400 рабочих мест.
Однако напряженность на рынке труда остается достаточно высокой, и поэтому надо активизировать работу местных администраций в сфере инвестиционной деятельности, тем более, что в протоколе упомянутого совещания даются поручения федеральным министерствам по подготовке инвестиционных проектов.

Муниципальным органам необходимо также оказывать необходимое содействие городским и районным центрам занятости населения по вопросам реализации программы по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2010 год. В частности, это касается мероприятий, связанных с обеспечением содействия безработным гражданам в организации ими предпринимательской деятельности (самозанятости), на которую в 2010 году республике в целом выделено около 350 млн. рублей, что больше, чем в прошлом году.

Особое внимание, как вы знаете, уделяется в республике вопросам повышения материальной обеспеченности участников Великой Отечественной войны. С апреля 2010 года Президентом Республики Дагестан увеличены размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения с одной до двух тысяч рублей, а участникам войны — Героям Советского Союза и Российской Федерации — с двух до четырех тысяч рублей. Завершена работа по улучшению жилищных условий 150 ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет органами местного самоуправления до 1 марта 2005 года. В настоящее время ведется работа по улучшению жилищных условий нуждающихся ветеранов войны, вставших на учет после 1 марта 2005 года, посредством выделения им безвозмездной субсидии. Администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо оказывать им всяческое содействие в подборе жилых помещений и оформлении документов на приобретаемое жилье.

Ряд финансово обеспеченных мероприятий проводится в этом году и по линии Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства. Местным администрациям надо развивать контакты с Комитетом и помогать местным предпринимателям участвовать в конкурсах на получение грантов и других форм поддержки бизнеса.

Как вам, наверное, известно, позавчера под председательством Александра Геннадиевича Хлопонина состоялось совещание по вопросам реализации Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и развития электроэнергетики Северного Кавказа. В нем принял участие Президент Дагестана Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов. В проекте концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2011-2016 годы» содержатся наши предложения об инвестиционных проектах в сфере электроэнергетики на сумму более 147 млрд. рублей, предполагаемых к реализации в ряде муниципальных районов. Со стороны местных властей должны быть приложены усилия по решению вопросов выделения территорий под строительство ГЭС. Вместе с тем по-прежнему остаются острыми проблемы соблюдения платежной дисциплины за потребленную электроэнергию и снижения ее сверхнормативных потерь в электросетях.
Поскольку почти во всех городах и районах электросети остаются в ведении муниципальных образований, хочу напомнить тем, кто не обеспечивает полноту и своевременность платежей, об их ответственности за стабилизацию ситуации.

Обращаю ваше внимание также на то, что остаются в силе поручения и рекомендации администрациям муниципальных районов и городских округов, данные в постановлении Правительства № 155 «Об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за 2008 год». Часть из них остаются невыполненными либо выполненными не в полном объеме. Это касается, в частности, проведения инвентаризации субъектов малого предпринимательства и внедрения автоматизированной системы территориального и похозяйственного учета в муниципальных образованиях.
Буквально вчера на заседании Правительства принято постановление об исполнении республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований за 2009 год, в котором также содержатся поручения и рекомендации муниципальным образованиям. Прошу принять их к сведению и исполнению.

Принято также постановление Правительства об итогах работы ЖКХ в минувший осенне-зимний период и задачах по подготовке отрасли к следующему сезону, согласно которому муниципальным образованиям рекомендовано обеспечить до начала отопительного сезона завершение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилищного фонда с установкой коллективных приборов учета потребления воды и энергоресурсов. Отмечено также, что потери в сетях теплоснабжения достигли в прошлом году 25 % при норме 16%. В связи с этим местным администрациям рекомендовано разработать и реализовать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Я не затронул в своем докладе вопросы качества исполнения государственных полномочий Республики Дагестан, переданных муниципальным районам и городским округам. Они касаются в основном социальной сферы. Думаю, что эта тема может стать предметом отдельного рассмотрения на очередном семинаре-совещании с вашим участием.

Мною, конечно, названы не все проблемы и задачи по социально-экономическому развитию в 2010 году, которые мы должны решать в ближайшее время. Вместе с тем от того, насколько качественно республиканские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления выполнят поставленные задачи, будут зависеть и общие результаты нашей работы».

В завершение своего выступления М.Абдулаев напомнил, что Президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым заявлен курс на консолидацию дагестанского общества, что подразумевает поддержку здоровых инициатив «снизу» и согласованные действия всех ветвей и уровней власти. В связи с этим Председатель Правительства РД выразил готовность к сотрудничеству и призвал глав муниципальных образований к активной работе.

С докладом о проведенной в республике работе по реализации Указа Президента РФ №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов» и о предпринимаемых мерах по реализации этого указа в 2010 году выступил министр экономики РД Марат Ильясов.

По вопросу «О соблюдении бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях и совершенствовании финансового контроля в Республике Дагестан» выступил Председатель Счетной палаты РД Малик Баглиев.

Об итогах работы по выполнению налоговых обязательств в муниципальных образованиях РД в 2009 году и о состоянии этой работы в 2010 году проинформировал глава УФНС России по РД Николай Чичварин.
По вопросу о подготовке к проведению Всероссийской переписи в РД в октябре 2010 года выступил руководитель ТО Федеральной службы государственной статистики по РД Сергей Ильяшенко.

Глава МО «город Махачкала» Саид Амиров выступил с докладом о направлениях по совершенствованию межбюджетных отношений в целях укрепления финансовой обеспеченности бюджета муниципального образования. Он, в частности, сказал: «Мы с вами присутствуем на очень ответственном историческом мероприятии в таком составе. То, что Президент Дагестана Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов исходит из понимания необходимости модернизации всех сфер жизни, начиная с местного уровня, крайне важно и актуально, потому что муниципальные власти непосредственно занимаются проблемами населения, от усиления эффективности их деятельности зависит во многом поднятие жизненного уровня. Важно и то, что на этом уровне имеются еще не использованные ресурсы и большой потенциал для нашего развития. Я как председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» выражу мнение моих коллег, что мы будем всемерно поддерживать усилия руководства республики в указанном направлении и активно работать.

Наша общественная организация выполняет свои специфические задачи: организация межмуниципального сотрудничества, обмен опытом, оказание методической помощи должностным лицам и муниципальным служащим, выражение интересов муниципального сообщества по насущным вопросам социально-экономического и общественного развития. Общей целью является поднятие уровня культуры и эффективности деятельности муниципалитетов.

Однако есть ряд чрезвычайно важных и актуальных вопросов развития местного самоуправления, которые невозможно решить без конструктивного взаимодействия всех уровней власти — территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов государственной власти и местных властей. Важным звеном в реализации этих задач будет Совет при Президенте Республики Дагестан», — подчеркнул Глава города.
О работе, проводимой органами местного самоуправления, по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования проинформировал глава МО «Карабудахкентский район» Капур Исаев.
Глава МО «город Кизляр» Вячеслав Паламарчук рассказал об основных проблемах и задачах развития местного самоуправления в городском округе.
По вопросу «О работе, проводимой органами местного самоуправления, по организации электронного похозяйственного учета в муниципальных образованиях» выступил глава МО «Магарамкентский район» Мусафенди Велимурадов.
Подводя итоги совещания и первого заседания Президентского Совета РД, Глава республики сказал: «Я считаю, что у нас состоялось деловое обсуждение положения в республике и основных направлениях социально-экономического развития на этот год и на ближайшую перспективу. Мы обсудили вопросы об оценке деятельности МО, о соблюдении бюджетного законодательства, о ситуации по выполнению налоговых обязательств, о подготовке переписи населения. Это все очень важные и серьезные вопросы, которые находятся в поле зрения руководства республики.
На мой взгляд, состоялись хорошие выступления руководителей городов и районов, в которых содержались серьезные предложения по совершенствованию деятельности территориальных структур федеральных органов власти, органов республиканской власти и местного самоуправления. Я думаю, эти предложения будут учтены в последующей деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Особо хотел бы обратить ваше внимание на следующий момент: почти в каждом выступлении остро ставился вопрос о необходимости обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также органами исполнительной власти Республики Дагестан. Одна из главных задач и идей создания Президентского совета Республики Дагестан как раз и заключается в том, чтобы обеспечить координацию взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней. Такой совет нам был нужен. Вы сегодня в первый раз собрались в таком составе, обменялись мнениями. Возможно, что в состав этого Совета будут еще вноситься изменения с учетом предложений, которые сегодня высказали главы администраций.
Безусловно, на территории каждого МО имеются десятки федеральных, республиканских структур, осуществляющих, главным образом, контрольные, фискальные, правоохранительные функции. И если работа будет построена так, что местные органы самоуправления работают сами по себе, а республиканские сами по себе, то результата, конечно же, не будет. Секрет успеха и хороших результатов заключается во взаимодействии и в консолидации общих усилий. Я думаю, что сформированный президиум Совета к следующему заседанию сможет сформулировать конкретные предложения по улучшению этого взаимодействия.
Сегодня прозвучало много предложений и по поводу совершенствования системы налогообложения и стимулирования создания собственной налоговой базы. Здесь для Правительства республики, для Народного Собрания РД в плане законодательного обеспечения этих процессов есть большое поле деятельности.
Я в самом начале своего выступления сказал, что подробная «дорожная карта», план действий должен быть не только у республики, у Президента республики, у Правительства РД, но и на каждой территории, в каждом городе и районе. Хочу, чтобы вы занялись этой работой активно и конструктивно. Самое главное, эту работу надо проводить совместно с республиканскими министерствами для того, чтобы четко разделить обязанности и полномочия.
У меня за два месяца руководства республикой состоялись встречи практически с каждым из руководителей МО. Мы часто общаемся и по телефону. Все основные проблемы каждой территории мне понятны. Как правило, руководители районов, городов обращаются с просьбами о неотложном решении наболевших проблем. Это строительство школ, больниц, учреждений культуры, спорта. Очевидно, что в настоящее время республика не располагает собственными возможностями для скорейшего решения этих проблем. Несмотря на то, что между муниципальными образованиями порой существует огромная дифференциация в плане обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры, даже при этом нет ни одного района или города, про которые можно было бы сказать, что там все проблемы, связанные с социальной инфраструктурой, решены.
И в бюджете нашей республики, к сожалению, сейчас нет таких денег, которые позволили бы решить эти задачи. Без создания этой инфраструктуры поднять экономику, привлекать инвестиции, безусловно, трудно. Поэтому мы рассчитываем и на федеральную помощь. Надеюсь, что в этом году нам хотя бы восстановят то финансирование, которое существовало в 2009 году.

Есть ряд объектов (школы, больницы), готовых к завершению, финансирование по которым было приостановлено в прошлом году. Надеюсь, что с учетом наших обращений ситуация изменится, и по мере получения финансовых возможностей мы будем стараться решать все эти задачи.

Но одновременно хочется, чтобы вы сами в своей работе искали самостоятельные резервы, собственные возможности. Необходимо обратить внимание на выходцев из ваших районов. Есть успешные предприниматели, частные инвесторы. Многие из них, кроме реализации инвестиционных проектов, готовы нести и социальную нагрузку.

Уважаемые коллеги! В своей работе я как Президент республики и мои коллеги — руководители Парламента, Правительства Дагестана, ориентируемся на стиль работы с главами администраций, основанный на полном доверии и ответственности. Я считаю, что руководители районов, городов — это люди, которые находятся ближе всего к людям, к населению, лучше всего знают, что нужно жителям своих территорий и отвечают за то, чтобы на этой территории шли позитивные, динамичные процессы. Я никогда не был и не буду сторонником перекладывания ответственности и поиска виновных в лице глав администраций. Не буду устраивать какие-то показательные уголовные процессы или судебные преследования. Это совершенно неправильный путь. Я буду во всем поддерживать вашу деятельность. Я сегодня услышал с вашей стороны много слов поддержки проводимого мной курса. Большое вам спасибо за это. Я считаю, что ваша поддержка и ваши конкретные действия — это и есть залог успеха. В одиночку нам будет трудно добиться в республике положительных результатов. Со своей стороны могу сказать, что вот всех вопросах, связанных с развитием территорий, мы будем вам помогать. В присутствии руководителей федеральных, правоохранительных структур хочу сказать, что в вопросах подбора, расстановки кадров мы всегда будем ориентироваться на согласование и учет мнений руководителей городов и районов, потому что это люди, которым потом приходится отвечать за все, что происходит в этом муниципальном образовании. Именно такой доверительный стиль работы я хочу предложить вам. Республиканская и муниципальная власти должны работать в едином ритме и действовать согласованно. Тогда, я уверен, мы сможем многое сделать для обеспечения экономического роста, роста доходов дагестанцев, для благополучия и благосостояния жителей Дагестана. Спасибо вам, уважаемые коллеги, за работу и желаю успехов и плодотворной работы».
По итогам совещания был принят протокол.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»