Разъяснять разницу между «белой» и «серой» зарплатами
На заседании Правительства Дагестана 19 ноября обсуждены четыре вопроса: ход реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», снижение неформальной занятости, социально-экономическое развитие республики, была принята программа по развитию государственной гражданской службы. Вел заседание Председатель Правительства Артём Здунов.
Выступая с докладом по первому вопросу повестки дня, министр транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Ширухан Гаджимурадов отметил, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» одобрены паспорта трех региональных проектов: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». В настоящее время в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено пять соответствующих соглашений, направленных на реализацию в республике мероприятий федеральных проектов национального проекта «БКАД».
Общий объем финансирования региональных проектов на 2019-2024 годы составляет 10,7 млрд рублей, из которых свыше 6 млрд рублей – средства федерального бюджета.
Так, по региональному проекту «Дорожная сеть» на текущий год запланировано 1,5 млрд рублей, из которых около 860 млн рублей составляют средства федерального бюджета, остальные – республиканского.
В рамках проекта в 2019 году предполагается отремонтировать, в том числе капитально, и реконструировать 54 улицы Махачкалы протяженностью 57 километров, 2 пригородные дороги, входящие в состав Махачкалинской городской агломерации, 1 дорогу регионального значения, а также организовать дорожное движение на 42 столичных улицах. По всем указанным объектам заключены государственные и муниципальные контракты.
Ширухан Гаджимагомедов далее проинформировал участников заседания о предварительных итогах реализации проекта. По последней информации, практически завершены работы на 50 улицах Махачкалы, 17 объектах организации дорожного движения, а также отремонтированы пригородная дорога и дорога регионального значения.
По региональному проекту «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» предполагается до конца 2024 года установить 110 стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального и местного значения (35 в этом году), а также 7 автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (в том числе 1 единица в текущем году). Общий объем финансирования из республиканского бюджета на 2019 год составляет 144 млн рублей. Предполагается, что все работы будут завершены до 1 декабря.
По словам министра, несмотря на сжатые сроки реализации мероприятий проекта, рисков недостижения целевых показателей в 2019 году не предвидится.
Следующий региональный проект – «Безопасность дорожного движения» – направлен на снижение смертности на дорогах. Предполагается, что его реализация позволит снизить данный показатель по сравнению с 2017 годом в 3,5 раза. Так, к концу 2019 года планируется достичь значения, не превышающего 12,7 человек на 100 тысяч населения. А к 2024 году данный показатель должен быть доведен до 4 человек.
Этот проект реализуется республиканским УГИБДД МВД совместно с заинтересованными ведомствами. Финансовое обеспечение проекта не предусмотрено, реализовать его предстоит за счет «текущей деятельности». Соответствующее соглашение уже заключено с МВД России.
Ширухан Гаджимурадов заверил участников заседания, что все запланированные мероприятия в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будут исполнены в срок.
Артём Здунов со своей стороны отметил, что данный вопрос неоднократно рассматривался на разных площадках, возникающие проблемы оперативно решались. Он заметил, что здесь скорее вопросы контроля, своевременного внесения и рассмотрения информации, тем более в конце года.
Мэр Махачкалы Салман Дадаев дополнил выступление руководителя Минтранса информацией в части реализации нацпроекта на территории города. Он сообщил, что по итогам конкурсных мероприятий на проведение ремонтных работ по столичным улицам удалось сэкономить свыше 34,5 млн рублей, которые направлены на ремонт дополнительных 6 улиц Махачкалы.
«Экономия средств – хорошо, это создает конкурентную позицию для тех, кто участвует в конкурсе, когда стоимость снижена до уровня целесообразности. Но надо, чтобы цены были реальные, экономия не должна достигаться путем ухудшения качества. Первоначальная цена контракта – это наша общая политика, мы должны за этим следить», – сказал в этой связи Председатель Правительства Дагестана.
По итогам обсуждения Министерству транспорта и дорожного хозяйства поручено завершить до 25 декабря все мероприятия по реализации проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Совместно с администрацией Махачкалы предстоит до 27 декабря завершить все мероприятия по проекту «Дорожная сеть». До конца текущего года также необходимо заключить контракты на выполнение мероприятий, направленных на реализацию и достижение целевых показателей регионального проекта в 2020 году.
О работе, проводимой для снижения неформальной занятости, рассказала министр труда и социального развития РД Изумруд Мугутдинова. Она привела данные проведенного Российской академией народного хозяйства исследования: к «теневому» рынку труда в той или иной форме причастны более 32 процентов россиян (а это около 25 млн человек), из них около 13 процентов определяют неформальную занятость в качестве основного источника дохода. При этом около 74 процентов россиян положительно относятся к неформальной занятости.
Для изучения общественного мнения по данному вопросу в нашей республике также было проведено собственное социологическое исследование. В сентябре этого года во всех районах и городах центрами занятости населения было опрошено порядка 5 тысяч человек по вопросам, касающимся неформальной занятости по разработанной Минтрудом РД анкетной форме.
В результате 44,5 процента опрошенных заявили, что работают без заключения трудовых договоров. А доля тех, кто получает зарплату неофициально либо частично в «конвертах», даже чуть выше – 46,4 процента.
Кроме того, около 60 процентов респондентов заявили о положительном либо нейтральном отношении к неформальной занятости, отмечая вынужденный для работников либо работодателей характер неформальных отношений в экономике. При этом многие из граждан, давших такой ответ, имеют официальное место работы и знают, что зарплата «в конвертах» проходит без уплаты налогов и страховых взносов, то есть в обход закона (таковых почти 46 процентов).
«Другими словами, значительная часть граждан республики считает «теневой» рынок труда вполне приемлемым. Безусловно, нам необходимо учесть данный фактор, чтобы скорректировать механизмы и приоритеты в работе по данному направлению», – высказала мнение министр.
В целом работа по легализации трудовых отношений проводится в рамках «дорожной карты» по снижению неформальной занятости, и в этом году в планах вывести из «тени» 25 тысяч работников. Работа ведется силами муниципальных комиссий совместно с правоохранительными и налоговыми органами. На сегодняшний день проведено более 800 рейдовых мероприятий, в результате которых в официальный сектор переведено более 20 тысяч работников (в их числе более 5,8 тысячи предпринимателей и около 15 тысяч граждан, работавших по найму).
При этом, отметила министр, по муниципальным образованиям данная работа организована на разном уровне. Есть муниципалитеты, достаточно успешно работающие в этом направлении: Сулейман-Стальский район, Кизилюрт, Кизляр, а также Хасавюрт, Табасаранский, Дербентский, Хасавюртовский, Лакский и Новолакский районы.
Вместе с тем в ряде муниципалитетов работа местных комиссий организована на низком или недостаточном уровне. В их числе: Шамильский, Кумторкалинский, Кулинский, Тляратинский, Бабаюртовский и другие районы, в которых в официальный сектор занятости переведено менее 35 процентов от числа запланированных.
«Одновременно с количественными характеристиками достигнутых показателей не менее важным является установление фактов «закрепляемости» легализованных работников на рабочих местах и рост налогов на доходы физических лиц (НДФЛ): по нашим данным, закрепилось свыше 7 тыс. легализованных работников. В этой связи на уровне муниципалитетов необходимо обеспечивать на постоянной основе проведение сверки сведений по работникам, «выведенным из тени», с базой данных налоговых органов и территориальных отделений Пенсионного фонда», – рекомендовала Изумруд Мугутдинова.
«Дорожной картой» по снижению неформальной занятости также закреплено активное участие республиканских отраслевых министерств в легализации соответствующих сфер экономической деятельности, в том числе по предприятиям сельского хозяйства, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, гостиниц и ресторанов, прочих услуг населению.
Работу по проверкам хозяйствующих субъектов, работающих без регистрации, активно проводят налоговые органы республики, которыми за I полугодие 2019 года на налоговый учет поставлено свыше 1,3 тысячи предпринимателей.
По словам министра труда и социального развития республики, работа по снижению неформальной занятости отдельными республиканскими ведомствами организована в недостаточной степени.
Минпромом не завершена сверка данных по автозаправочным станциям, а проведенный им мониторинг курируемых предприятий легкой промышленности не выявил в них «теневую занятость». Нет данных по снижению неформальной занятости по предприятиям торговли, оптовым рынкам, в строительной отрасли, сельском хозяйстве, включая зону отгонного животноводства, транспортным перевозкам.
В целях улучшения работы по снижению неформальной занятости Изумруд Мугутдинова предложила, опираясь на опыт Пензенской области, вывести ее в ранг регионального приоритетного проекта.
Помимо прочего, в связи с традиционной для республики занятостью в сельском хозяйстве было обращено внимание профильного министерства на зоны отгонного животноводства. В настоящее время эти поселения ввиду их удаленности от соответствующих муниципалитетов выпадают из поля зрения и, соответственно, малоконтролируемы. Также требуют внимания парниковые хозяйства и перерабатывающие предприятия.
«Полагаем возможным организацию Министерством транспорта (совместно с контрольно-надзорными органами) рейдовых проверок в сфере грузо- и пассажирских перевозок. Необходимо задействовать потенциал «вывода из тени» предприятий строительной отрасли. В целях усиления регулирования в сфере торговли полагали бы возможным рекомендовать налоговым органам проводить проверки крупных торговых объектов республики на предмет обоснованности их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей с использованием различных схем – это касается больших торговых центров», – прокомментировала докладчик.
Среди озвученных предложений было и касающееся субъектов малого и среднего предпринимательства, наиболее подверженных неформальной занятости: речь шла о внедрении системы микрогрантов на обустройство пожарной и технической безопасности, а также налоговых каникул в случае легализации ими в полном объеме трудовых отношений, которые должны быть зафиксированы налоговыми органами.
«Как мы все понимаем, потери от неформальной занятости влекут за собой не только социальную незащищенность работников по трудовым вопросам, но и неполное поступление налогов в бюджет, внебюджетные фонды. Так, по официальным данным Дагестанстата, порядка 637 тыс. работников заняты в неформальном секторе экономики (52 проц. от общего числа занятых). Только условные потери от невыплаты ими подоходного налога (НДФЛ – 13 проц.) могут ежегодно достигать 15 млрд рублей», – завершила свое выступление И. Мугутдинова.
Артём Здунов признал, что цифры, озвученные руководителем Минтруда республики, представляют собой опасность в первую очередь для самих нелегально работающих граждан: «Речь идет не только о миллиардах несобранных средств, но прежде всего о том, что люди в дальнейшем столкнутся с негативными последствиями получения «серой зарплаты», оставшись, к примеру, без пенсии, да и начисления по медицинскому страхованию у них тоже другие. 600 тысяч человек, не охваченных сегодня, — это просто обманутые люди. Необходимо разъяснять населению разницу между «белой» и «серой» зарплатой, которая лишает их оплачиваемого отпуска, больничных, отпуска по уходу за ребенком, возможности получения кредита, а также социальную значимость легальной занятости для развития общества».
При этом Председатель Правительства напомнил руководителям органов исполнительной власти, что работа в данном направлении находится на контроле у Главы Дагестана Владимира Васильева.
«За прошлый год на 37 тысяч 600 человек увеличилось число застрахованных работающих лиц. Таким образом мы сохраняем в бюджете около 300 млн руб. Вот результат. А у нас еще очень большой потенциал», – подчеркнул Артём Здунов.
Как отметил и.о. директора ТФОМС Дагестана Ильяс Мамаев, Фондом ведется учет численности застрахованного населения, в том числе актуализируются сведения о трудовом статусе застрахованных лиц. Ежеквартально УФНС РД передает персонифицированные списки граждан, работающих в предыдущем квартале, для идентификации в Региональном сегменте Единого регистра застрахованных лиц (РС ЕРЗ).
По состоянию на 1 января 2019 года численность застрахованных граждан, в том числе неработающих, составляет 2 млн 610 тысяч человек, что на 18 тысяч больше, чем в предыдущем году. При этом работающее население – 510 тысяч человек, а неработающего — 2 млн 99 тысяч, что меньше на 19 тысяч, чем в предыдущем году. Из общей численности застрахованных количество работающих в других регионах составляет 48, 5 тысячи человек. Все они, пояснил Мамаев, сняты с учета в республике. Помимо прочего, проведена работа с военными комиссариатами, в результате чего было выявлено около 6, 5 тыс. военнослужащих, а также лиц, приравненных к ним, которые были исключены из РС ЕРЗ. В целом было дополнительно выявлено и снято с учета в Фонде 55 тысяч граждан, что позволило снизить нагрузку на бюджет республики на 350 млн руб.
Прокомментировали тему также министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов, министр сельского хозяйства и продовольствия РД Абзагир Гусейнов, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РД Нурулла Хизриев, глава Кизилюрта Малик Патахов, главы Бабаюртовского, Цунтинского, Тляратинского районов Даниял Исламов, Шамиль Магомедов и Раджаб Раджабов.
По итогам обсуждения был дан ряд поручений, в том числе касающихся актуализации планов работы по снижению неформальной занятости для муниципалитетов, учитывая их географические особенности.
О прогнозах социально-экономического развитии Дагестана рассказал министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов. Он отметил, что параметры прогноза разработаны в трёх вариантах – консервативном, базовом и целевом.
«Целевой вариант предусматривает более высокие темпы экономического роста, улучшение конкурентоспособности местных производителей товаров и предпринимателей, высокую инвестиционную активность и реализацию ряда крупных инвестиционных проектов. При этом для разработки параметров республиканского бюджета применяется более сдержанный, базовый вариант. На сегодняшний день в структуре внутреннего валового продукта значительную долю формируют торговля – 27% (последние отчётные данные за 2017 год), сельское хозяйство – 17,2%, строительство – 15,1%. По индексу промышленного производства без учёта производства военной продукции в республике по итогам 9 месяцев текущего года сохраняется положительная динамика, равная 113,2%.
В 2020-2024 годах прогнозируется рост промышленного производства в среднем на 8,4% в год. Эта динамика развития учитывает намеченные к реализации инвестиционные проекты на территориях опережающего социально-экономического развития «Каспийск» и «Дагестанские Огни», индустриальных и промышленных парках, развития крупных промышленных предприятий республики, увеличения объемов предполагаемого государственного оборонного заказа, планируемого ввода в эксплуатацию новых производств. Будет также продолжена реализация приоритетных инвестиционных проектов, направленных на освоение новых видов продукции на промышленных предприятиях республики», – сказал, в частности, министр.
Комментируя доклад, Артём Здунов указал на необходимость обратить внимание на такой инструмент, как промышленная кооперация. «Мы видим, что в целом промышленность растёт, но в ряде случаев количество заказов снижается, и мы их должны закрывать за счёт промышленной кооперации, муниципальных заказов. У нас сейчас очень большая республиканская инвестиционная программа, эту работу надо продолжить. Надо также обратить внимание на создание промышленного парка, где могло бы быть размещено производство на готовой инфраструктуре», – подчеркнул он.
Кроме того, Председатель Правительства указал, что трата бюджетных денег должна сопровождаться результатом. «Если это вода, то должно быть уменьшение каких-либо вспышек инфекций, если дороги (внедрение разделительных полос и т.д.), то меньше ДТП, если развиваем за государственный счёт туристическую инфраструктуру, то отдыхающих в Дагестане должно становиться больше и т.д. При отчётах и прогнозе это должно учитываться», – заключил Артём Здунов.
О программе по развитию государственной гражданской службы рассказал начальник Управления по вопросам госслужбы, кадров и госнаградам Администрации Главы и Правительства РД Артур Исрапилов. В частности, было отмечено, что определены 4 основных направления развития государственной гражданской службу РФ на 2019-2021 годы: совершенствование порядка назначения на должности гражданской службы граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих; стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе; внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы. Именно в соответствии с ними и была разработана соответствующая республиканская государственная программа.
«Мы продолжаем особое внимание уделять процессу назначения на должности гражданской службы и вопросам конкурсных процедур на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва. Программой также предусматривается создание и апробирование электронной системы оценки профессиональных и личных качеств кандидатов на должности, которые обеспечат единые подходы, открытость и объективность при их оценке. Главным условием реализации новой системы подхода будут единые методики и технологии оценки кандидатов, создание единой, постоянно актуализирующейся базы заданий для проверки соответствия функциональным и квалификационным требованиям. Кроме того, в программе уделяется внимание дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих. В связи с исключением нормы об обязательном повышении квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих не реже чем раз в три года мы рассматриваем процесс обучения гражданских служащих как непрерывное действие», – сказал Исрапилов.
Докладчик также подчеркнул, что по-новому будет выстроена работа с кадровым резервом государственной гражданской службы: «Программой предусматривается замещение не менее 50% вакантных должностей из сформированного на конкурсной основе и подготовленного кадрового резерва государственного органа».
Далее участники заседания обсудили основные аспекты программы. После обмена мнениями было решено принять постановление Правительства республики об утверждении республиканской государственной программы «Развитие государственной гражданской службы РД, государственная поддержка развития муниципальной службы в РД».