X
05:52 30.08.2008

Ресурсы научных инноваций

Послание Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева Народному Собранию РД явилось важнейшим событием в политической жизни Дагестана. В Послании дан глубокий анализ социально-экономического и политического состояния Дагестана и определены стратегические направления его развития.

В Послании отмечается, что в последние годы в республике были достигнуты заметные успехи по многим направлениям деятельности. За два года удалось не только существенно стабилизировать общественно-политическую обстановку в республике, но и создать предпосылки для устойчивого социально-экономического развития. Другой важный итог этого периода развития — это сохранение гражданского и общественного согласия, конструктивного сотрудничества и политической стабильности в республике. Наряду с успехами в Послании говорится и о многих недостатках в работе практически всех структур, функционирующих в республике. Такая практика должна стать руководством к действию особенно по таким стратегическим направлениям развития республики, как промышленность, АПК, малый бизнес, энергетика. На это направлена разработанная в республике концепция программы экономической политики «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года». В плане развития 2008 год во многом для Дагестана является рубежным. Речь идет не только об определенных успехах в социально-экономическом развитии Республики, выразившихся, в частности, в увеличении заработной платы (в два раза за последние 2 года), существенном приросте промышленной продукции (за первое полугодие текущего года он составил — 18,5%). Речь идет о гораздо более важных и глубинных результатах — о появлении доверия к власти, когда все больше и больше простых дагестанцев начинают ощущать на себе положительные перемены, происходящие в республике, начинают понимать и положительно оценивать логику предлагаемых в Послании преобразований, логику подходов к решению важнейших проблем, начинают понимать смысл происходящих изменений.

В Послании определены как важнейшее направление деятельности органов власти всех уровней вопросы социальной политики, улучшения качества жизни и здоровья населения, сохранения и дальнейшего развития научно-образовательного и духовно-культурного потенциала общества.

Президент в своём Послании особо подчеркнул необходимость усиления внимания к инвестиционной и инновационной активности. В частности, он отметил, что «в условиях инновационного развития возрастает значение науки и научных разработок для практики». Кроме того, Президент М.Г. Алиев указал на необходимость дальнейшего совершенствования системы среднего специального и высшего профессионального образования, а также на необходимость подготовки кадров для народного хозяйства республики. При этом Президент обращает внимание на необходимость ориентации профессионального образования на качественное улучшение результатов образовательной деятельности. Как руководитель образовательного учреждения и как председатель Совета ректоров вузов РД полностью разделяю мнение главы республики по этим важным для Дагестана и России проблемам. В Дагестанском государственном техническом университете уже делается многое из того, на что обращает внимание в своем Послании Президент М.Г. Алиев.

В условиях инновационного развития возрастает значение науки и научных разработок для практики. Республиканским министерствам и ведомствам, опираясь на принятые законы «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан» и «Об инновационной деятельности и научно-инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», следует скоординировать усилия для практического воплощения результатов инновационных разработок и проектов ученых, тесно увязав деятельность научно-технических учреждений с разрабатываемой Стратегией социально-экономического развития республики до 2020 года. Следует упорядочить деятельность всех научных и учебных учреждений с ориентацией их работы на проблемы инновационного развития республики.
(из Послания Президента РД Народному Cобранию РД)

Действительно, вопрос о качественном образовании — это архиважный вопрос. Подготовка профессионалов, особенно работающих в технических и высокотехнологических областях, имеющих огромное значение для реализации целей, направленных на стратегически качественные обновления и модернизацию экономики и промышленности Дагестана, — важная приоритетная задача, стоящая, в том числе, и перед нашим университетом. В этих целях мы разработали специальную систему управления качеством подготовки специалистов, которая регламентирует процессы планирования, организации, мотивации и контроля учебного процесса. Она сопровождается автоматизированным программным комплексом «АСУ-ВУЗ», который позволяет осуществлять, в том числе и процесс оперативного сбора и обработки информации.

Современные автоматизированные системы мониторинга внедрены во все звенья учебного и научного процессов университета, позволяют отслеживать качество учебы студента, степень его участия в аудиторской и самостоятельной работе, качество работы профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов. В значительной мере эти системы поддерживаются за счет новых сетевых компьютерных технологий, которые позволяют оперативно получать информацию о динамике учебы студента за весь период обучения, результаты учебы групп студентов, работы кафедр и факультетов, что эффективно используется при принятии управленческих решений.

Как известно, подготовка специалистов инженерного направления по сравнению с подготовкой специалистов экономического, гуманитарного и педагогического направлений обходится вузу почти в 2 раза дороже. Это связано с необходимостью обеспечения учебного процесса специфичным учебно-лабораторным оборудованием, потребностью формирования учебных подгрупп для проведения лабораторных занятий, требованиями привития выпускникам опытно-конструкторских навыков, умений разработки проектных решений и организации обучения студентов на производстве. Несмотря на это, в университете созданы все условия для расширения спектра подготовки специалистов инженерных направлений и повышения качества их подготовки.

Этим же целям служит создание регионально-отраслевого Университетского комплекса технического профиля на базе Дагестанского государственного технического университета. В состав Университетского комплекса на добровольной основе вошли 29 основных ведомств, производственных предприятий и научных центров республики. Создание этого комплекса в значительной степени способствует созданию структур, способствующих объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов Республики Дагестан.

В целях эффективного использования научно-образовательного и технологического потенциала республики, организации инновационной деятельности, направленной на создание и реализацию современной научно-технической продукции в 2007 году в университете открыт Технологический парк, основными направлениями деятельности которого являются:

1. Поиск инвестиций для развития приборного парка, создания фонда для поддержки и реализации на практике перспективных инновационных разработок.

2. Дополнение и расширение имеющейся базы данных по инновационным разработкам, и отбор из них наиболее перспективных для внедрения в производство.

3. Экспертиза инновационных проектов.

4. Проведение маркетинговых исследований.

5. Реклама научно-технических и инновационных возможностей Технопарка — участие в выставках, конференциях, создание сайта и др.

6. Подготовка кадров для инновационного менеджмента.

7. Поиск и переговоры с потенциальными заказчиками инновационной продукции.

В качестве одной из важных мер по повышению качества подготовки будущих специалистов нами реализуется модель развития, позволяющая нашему университету развиваться как исследовательскому инновационному университету. Исследовательский инновационный университет — это университет с глубокой интеграцией научной, образовательной деятельности, обеспечивающий устойчивое развитие, качество подготовки и востребованность специалистов с высшим профессиональным образованием, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики по приоритетным отраслям народного хозяйства.

В текущем году существенно увеличено число целевых мест, выделенных для выпускников дагестанских школ в центральных вузах страны за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Соглашением между Республикой Дагестан и Санкт-Петербургом для абитуриентов из нашей республики выделяются дополнительные целевые места в крупнейших вузах этого города. Главным критерием конкурсного отбора при поступлении должен быть уровень знаний абитуриента. В то же время особое внимание и поддержка должны быть оказаны выпускникам школ из малообеспеченных семей.
(из Послания Президента РД Народному Cобранию РД)

В рамках реализации такой модели развития вуза за последние годы открыто большое число новых специальностей, востребованных экономикой республики, в том числе перспективными отраслями материального производства. Сегодня в университете ведется подготовка дипломированных специалистов по 59 специальностям.

Известно, что уровень информатизации — важная инновационная составляющая любого вуза и особенно технического. Нам удалось на качественно новый уровень поднять информатизацию вуза. В настоящее время университет располагает 1067 компьютерами, из которых 910 станций класса Pentium IV и выше. Рабочими станциями оснащены 63 компьютерных класса, факультеты и кафедры, администрация вуза, информационно-вычислительный центр, Центр современных информационных технологий и другие структурные подразделения. Более 70 % рабочих станций подключены к единой корпоративной сети и имеют выход в Интернет со скоростью 6 Мбит/сек, свыше 950 компьютеров используются в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.

Только за 2007 год в 3 раза увеличена пропускная способность внешнего канала связи, используемого для выхода в Интернет. Ведутся работы по расширению пропускной способности оптоволоконного канала связи, соединяющего корпуса университета.

Ежемесячно подразделениям университета выделяется интернет-трафик в объеме 2 Гбайт. В целях популяризации современных информационных технологий и повышения эффективности их использования в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности предоставляется бесплатное рабочее время для доступа в Интернет всем студентам, аспирантам и сотрудникам университета. На сервере электронной почтовой службы университета зарезервировано более 100 адресов электронной почты, из которых активно используется 73 адреса.

Для автоматизации бухгалтерского учета функционирует система «1С: Бухгалтерия», а для формализации процессов управления структурными подразделениями вуза используется разработанная специалистами университета автоматизированная система, которая обеспечивает все расчеты, обработку, подготовку и документационное обеспечение управления учебным процессом и научными исследованиями.

Внедрена и развивается автоматизированная информационно-библиотечная система «Фолиант», которая включает в себя АРМы: «Администратор», «Каталогизатор», «Поиск в ЭК», «Комплектование», «Движение фонда», «Учет читателей и книговыдача», «МБА», «Книгообеспеченность». Приобретены и введены в эксплуатацию две серверные станции с АИБС «Фолиант», подключены сервера к библиотечной системе «Корпоративная электронная библиотека Южного федерального округа» (КЭБ ЮФО). Разработан проект локальной информационной сети библиотеки на 20 точек доступа, которая интегрирована в единую корпоративную сеть университета.

Ресурсы электронной библиотеки интегрированы во всемирную глобальную компьютерную сеть Интернет. Функционирует электронный читальный зал, пользователи которого могут получить доступ как к внутренним, так и внешним информационным ресурсам.

В июле 2006 года в целях решения задач комплексной информатизации университета был образован Центр современных информационных технологий, который является одним из крупнейших в Российской Федерации.

Центр оснащен современными высокопроизводительными серверными станциями и рассчитан на 180 рабочих мест, которые располагаются на площадях более чем 600 кв.м., все рабочие станции имеют выход в Интернет по высокоскоростному оптоволоконному каналу связи и объединены в единую корпоративную сеть университета, что позволяет обеспечить доступ пользователям Центра ко всем информационным ресурсам вуза. Для обеспечения функционирования Центра используются 9 серверных станций, в том числе, НР Proliant HL 310 и другие, работающие под управлением операционных систем Red Hat Linux, а также Windows 2003, что явилось возможным благодаря подписке вузом на лицензированный пакет программного обеспечения корпорации Microsoft MSDN AA. Локальная вычислительная сеть выполнена по технологии Gigabit Ethernet с пропускной способностью 1000 Мбит/с на основе коммутаторов фирм CISCO, DLINK и 3 СОМ. В центре установлены компьютеры на базе процессоров Intel Pentium IV и Celeron с тактовой частотой до 3 ГГц. На рабочих станциях и серверах Центра размещена обширная библиотека программных средств, в которой хранится более 240 специальных программных продуктов, используемых в учебно-научном процессе.

Специалисты Центра приняли участие в конкурсе на оригинальное дизайнерское решение и информационную концепцию сайта Президента РД. По результатам конкурса победителем в обеих номинациях был признан проект университета, которому и было поручено выполнить разработку сайта. Результатом работы явилось создание популярного веб-ресурса, призванного всесторонне освещать деятельность Президента и руководства республики, способствовать развитию позитивного имиджа Республики Дагестан.

Создание Центра, его параметры и возможности вызвали широкой резонанс как в республике, так и за её пределами. За время работы Центр посетили многие известные люди, депутаты Государственной Думы, министры, представители органов государственной власти РФ и РД, в том числе и бывший Полномочный Представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, ныне Министр регионального развития РФ Д.Н. Козак, который прибыл в Центр в сопровождении Президента РД М.Г. Алиева, Председателя Правительства РД. Ш.М. Зайналова, руководителей силовых структур республики и других официальных лиц. На сайтах размещены программные продукты, разработанные студентами, аспирантами и сотрудниками университета, которые применяются в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности. Д.Н.Козак отметил возможности Центра: «Мне о нем рассказывали. Но все равно, он меня удивил. Мне не приходилось видеть подобного центра с таким количеством мест и такого технологического уровня. 180 человек одновременно могут пользоваться информационными технологиями. Масштабы для массового пользования в данном Центре не сопоставимы с тем, что мне приходилось раньше видеть», — подчеркнул он.

Также университет посетил Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. Он сказал о том, что в ДГТУ большое внимание уделяется качеству подготовки специалистов и развитию на базе университета информационных и нанотехнологий. Он отметил, что все увиденное позволяет ему сделать вывод: «ДГТУ один из ведущих вузов Российской Федерации и у него большое будущее».

Удалось существенно активизировать научную деятельность и заметно увеличить научные направления и школы. Ученые университета выполнили и выполняют исследования по 57 научным направлениям, в том числе и по ряду Российских государственных научно-технических программ: «Высшая школа как государственный ресурс научно-технического развития регионов», «Электроника», «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Инновационная деятельность высшей школы», «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2008 годы», «Сейсмобезопасность территории России 2002-2010 гг.», «Развитие научного потенциала высшей школы». Ряд ученых вуза выполнили работы по грантам Президента РФ для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, грантам Минобразования и науки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований. В 2004-2007 гг. сотрудники ДГТУ приняли активное участие в программе «СТАРТ», организованной Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По результатам конкурсного отбора по этой программе принято к финансированию 8 инновационных проектов.

Более чем в 7,5 раз за последние годы выросли объемы НИР, выполняемых за счет средств организаций по договорам на создание, передачу и использование научно-технической продукции (хоздоговорам). За счет внешнего финансирования за последние годы было выполнено более 300 хоздоговоров. Тематика хоздоговорных научно-исследовательских работ направлена на решение актуальных проблем предприятий, организаций в различных отраслях экономики республики.

Активизация научной деятельности в университете связана не только с заметным увеличением научных направлений (школ), но и с открытием новых специальностей в аспирантуре и докторантуре университета, новых диссертационных советов. Количество научных специальностей, по которым ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре ДГТУ, увеличилось до 42. Открыты также докторантура по 4 новым специальностям и диссертационные советы по 5 специальностям, а также 3 региональных диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

На базе университета ежегодно проводится ряд крупных научных мероприятий Российского и регионального масштабов. Только в 2007 году таких мероприятий было проведено 26. В университете открыт постоянно действующий выставочный зал «Научные достижения ученых ДГТУ», где представлены лучшие разработки сотрудников всех подразделений вуза, преподавателей, аспирантов и студентов. Сотрудники университета за последние годы приняли участие в ряде важных международных, всероссийских и республиканских мероприятий, среди которых следует выделить Российскую национальную выставку в Китайской народной республике (г.Пекин), Международный экономический форум «Кубань-2006» (г.Сочи), III Дагестанскую Межрегиональную, с международным участием, выставку «Деловой Дагестан- 2006» (г.Махачкала), IV Межрегиональную, с международным участием, выставку — ярмарку «Дагпродэкспо-2006» (г.Махачкала), выставку в рамках Международной российско-германской конференции (г.Москва), Х Московский международный салон промышленной собственности «Архимед». По результатам участия было получено 15 золотых и серебряных медалей и 20 дипломов, Международном экономическом форуме «Сочи 2007» (г.Сочи), IV Дагестанской Межрегиональной выставке с международным участием «Деловой Дагестан — 2007» (г.Махачкала), IV Межрегиональной с международным участием выставке-ярмарке «Дагпродэкспо-2007», Всероссийской выставке-ярмарке научно-исследовательских работ и инновационной деятельности «ИННОВ — 2007» (г. Новочеркасск). По результатам участия было получено 4 золотые и 5 серебряных медалей, 15 дипломов. Международный салон «Архимед — 2008».

Расширились международные научные связи ученых вуза. Университет поддерживает связи на договорных началах с университетом г.Пуатье (Франция), которые предусматривают обмен профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и студентами в рамках обмена опытом по подготовке специалистов и проведению научных исследований. В отчетный период наш вуз принял участие в 6-ой Рамочной Европейской программе «Приоритет. Специальные меры по поддержке международного сотрудничества (INCO)». По этой программе был заключен контракт на выполнение проекта «Поддержка участия России в европейских программах научно-технического развития» (RUSERA) и проведен научно-практический семинар. Планируется реализовать 2 научно-исследовательских проекта совместно с учреждением образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого» (Республика Беларусь). Вуз участвует в Международной программе «ТЕМПУС» для подготовки и сертификации специалистов для пищевой промышленности на уровне требований стран ЕС.

Дальнейшего совершенствования требует система среднего специального и высшего образования. Необходимо ориентировать профессиональное образование на качественное улучшение результатов образовательной деятельности. Прием в вузы должен осуществляться исходя из востребованности кадров. Необходимо глубоко проанализировать потребность республики в тех или иных специалистах, устранить диспропорции и дублирование в их подготовке.
(из Послания Президента РД Народному Cобранию РД)

В университете создан исследовательский центр совместно с ведущим производителем электронных компонентов компанией «Analog Devices» (США), в котором проводится работа по изучению и исследованию современной элементной базы, используемой в сложных технических системах, в том числе и в собственных опытно-конструктивных разработках. В центре функционируют две лаборатории цифровых сигнальных процессоров и микроконвертеров. В настоящее время компания «Analog Devices» проводит оснащение третьей лаборатории центра аналоговыми функциональными узлами. В результате проведенных переговоров компания «Altera» (США) подключила исследовательский центр к программе поддержки технических университетов. Налаживаются контакты с рядом ведущих мировых производителей электронной аппаратуры Siemens, Philips. Проведены переговоры по участию университета в программе ISSP (Aptech) компании «Meridian Technologies».

Приоритетом является постановка научно-исследовательской работы студентов. В университете разработаны и утверждены положения «О Совете по поддержке научно-исследовательской работы студентов и аспирантов ДГТУ», «Об открытом конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов», «О конкурсе на лучший дипломный проект (работу)». Работа Совета позволила существенно улучшить постановку научно-исследовательской работы студентов и выявлять талантливую молодежь, способную к научно-исследовательской работе.

Это способствует привлечению большего числа студентов к выполнению хоздоговорных и госбюджетных НИР. Общее количество студентов, привлекаемых к выполнению НИР по различным формам, в последние годы составило более 25% от их общего контингента. Студенты ДГТУ неоднократно занимали призовые места на Всероссийских, республиканских и зональных (ЮФО) студенческих предметных олимпиадах и конкурсах. Только на Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства Российской Федерации в 2008 году наши студенты и преподаватели завоевали 55 призовых мест, в том числе 18 золотых медалей.

В 2004 и 2005 гг. Организационным комитетом Международной академии качества и маркетинга при поддержке Правительства РФ, Государственной думы РФ, Совета Федерации, Российского Союза ректоров вузов России Дагестанский государственный технический университет признан лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России».

Подготовка хороших специалистов невозможна без хорошо налаженной воспитательной работы. Воспитательная работа в университете рассматривается как важнейшая составляющая всего образовательного процесса и направлена на формирование нравственных, общекультурных, патриотических и профессиональных качеств будущего специалиста

С этой целью в университете разработана система управления воспитательной деятельностью, в рамках которой работают Совет по воспитательной работе и гуманитарному образованию, проректор по воспитательной работе, кураторы академических групп. В университете разработана концепция воспитания студентов. Созданы и функционируют органы студенческого самоуправления: молодежный комитет, студенческий профком, комитеты молодежи и профкомы на факультетах, старостат, студенческие советы общежитий и студенческие строительные отряды. Вся эта многоуровневая система воспитания ориентирована на формирование духовно богатой личности. Личность, не владеющая духовной культурой, не способна полноценно самореализоваться в обществе. А инновационность выступает как важнейшее качество личностной культуры, воспроизводимой всеми субъектами образовательного процесса. Так создается основа инновационного потенциала образования как инновационного потенциала развития общества. Этим же задачам подчинена проводимая в университете обширная социальная работа, направленная на моральную и материальную поддержку студентов и преподавателей.

Понимаю что для реализации положений Послания необходима еще более напряженная и целенаправленная работа всего образовательного сообщества.

Понимаю также, что реализация положений Послания не будет легкой, поскольку существующая система образования, даже с учетом тенденций её реформирования, не решает возникающих противоречий, связанных с новыми социально-экономическими и культурно-образовательными условиями и потребностями развития общества и личности. Преодолеть эти противоречия возможно преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение образовательного процесса, улучшая профессионально-педагогическую культуру. Существующие ныне системы образования могут ответить на вызов времени и стать действительным ресурсом развития. Рассматривая взаимоотношения системы высшего образования и рынка труда, часто обращают внимание на то, что значительная часть специалистов не работает по полученной специальности. Это рассматривается как признак неэффективности сложившейся системы высшего образования, и, соответственно, ставится задача преодолеть указанный дисбаланс. На самом деле, эту проблему нужно рассматривать гораздо шире.

В России в настоящее время произошел переход к всеобщему высшему образованию. Это реальный факт. Поэтому в нынешней ситуации обучение в вузе — это не иначе, как выбор, прежде всего, профиля будущей деятельности. И знания, полученные в вузе, должны рассматриваться как первичная основа для получения все новых и новых знаний по своей специальности.

В этой связи первостепенное значение приобретает организация профессиональной подготовки лиц, имеющих высшее образование. В этих целях, в первую очередь, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и создать новую, более эффективную систему послевузовского обучения.

Что касается известной позиции об «излишнем» уровне образования российского населения, то следует помнить, что целый ряд стран уже поставил задачу всеобщего высшего образования. Фактически, высшее образование реально стало условием обязательной социализации в «городской» экономике. Поэтому следует не сокращать число студенческих мест, не ограничивать доступ к высшему образованию, а наоборот, сделать его полностью доступным для каждого желающего. Это может сочетаться с работой по «исполнительной» специальности, когда выпускник вуза «проходит» один или два курса профессиональной подготовки. В этих условиях лозунг «Знания через всю жизнь!» должен стать главным и определяющим.

Переход от архаического принципа «знания на всю жизнь» к принципу «знания через всю жизнь»» в полной мере отвечает идее непрерывного образования, предполагающей развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Мощный импульс развитию этой идеи дает как зарождение и развитие рыночных отношений в экономике Дагестана и России, так и лавинообразное возрастание потоков информации, характеризующее информационное общество.

Эти идеи коррелируются с духом самого Послания и высказываниями Президента относительно подготовки кадров для республики. Реальному воплощению этих идей в ДГТУ уделяется очень большое внимание. У нас создан Центр переподготовки и повышения квалификации, который реализует образовательный процесс. В том числе в нем успешно повышают свой профессиональный уровень главы и работники всех муниципальных органов и специалисты народного хозяйства республики. В Центре ведется повышение квалификации по 18 программам, в том числе по 12 инженерным программам.

Следует подчеркнуть, что наш вуз, учитывая потребности города Дербента и предприятий Южного региона Дагестана, в филиале ДГТУ в г.Дербенте создал профессионально-технический лицей и начал подготовку специалистов начального профессионального образования по 14 востребованным рабочим специальностям.

Одна из форм решения кадрового вопроса — это целевой прием и прием студентов по договорам с предприятиями и учреждениями. Только в этом году университет заключил договора с более чем 350 предприятиями и организациями республики на подготовку специалистов. Кроме того в этом году по целевому приему для предприятий оборонно-промышленного комплекса на бюджетную форму обучения приняты 21 студент от следующих предприятий: «Дагдизель», «Кизлярский электромеханический завод», «Каспийский завод точной механики», «Авиаагрегат», «Завод им.М.Гаджиева» и НИИ «Волна». В условиях рынка во главу угла деятельности учебного заведения поставлен рынок труда. Это означает, что для обеспечения качества образования университет гарантирует обучаемому получение именно тех знаний, которые смогут обеспечить его востребованность на рынке труда. И поэтому качественное образование должно означать не только соответствие образовательным стандартам, но и, прежде всего, соответствие потребностям общества в специалистах определенной квалификации и обеспечение конкурентоспособного специалиста на рынке труда. Для этой цели мы создали в университете Центр по связям с производством и содействию трудоустройству выпускников, который проводит большую целенаправленную работу. Определенные успехи в трудоустройстве наших выпускников связаны также с тем, что промышленность в республике постепенно возрождается, и появилась реальная потребность в инженерных кадрах. Отрадно, что число абитуриентов, поступающих в наш вуз в этом году, существенно увеличилось, чем в прошлые годы. Следует отметить, что сейчас они более целенаправленно определяли выбор своей будущей профессии. Необходимо также сказать, что большое число студентов, начиная с 3го курса, по ряду специальностей трудоустраиваются и работают весьма успешно после учебного процесса.

Для успешной реализации положений, содержащихся в Послании, считаю также необходимым создание условий для горизонтальной интеграции вузов. Говоря об интеграции, довольно часто предлагают создавать укрепленные вузы путем слияния нескольких вузов. Однако опыт показывает, что слияние чаще всего не дает ожидаемого так называемого «синергетического эффекта». Говоря об интеграции вузов, я имею в виду реализацию совместных проектов. Достаточно интересной в этом плане представляется интеграция в форме ассоциаций, некоммерческих объединений и партнеров по созданию проектов межвузовского взаимодействия. Такое партнерство, в частности, предполагается и в рамках, созданного на базе нашего университета Технопарка.

В целом в Послании содержатся программные цели и задачи, стоящие перед дагестанским обществом, и нет сомнений в том, что принятие и их надлежащее исполнение выведет его на новый уровень качества жизни. 

Сегодня я хочу тепло поздравить всех студентов и школьников республики с наступающим новым учебным годом. Пусть он будет для вас годом постижения новых знаний, высоких достижений в учебе и творчестве, годом самовоспитания. Помните: высокие вершины покоряются только смелым и упорным.

 

Статьи из «Политика»

Важно, чтобы работа не была формальной

18
Вчера в Махачкале прошла сорок четвертая сессии...

Грозная доблесть

143
На уже полюбившейся всем махачкалинцам новой набережной в Редукторном поселке состоялось...

Важнейшая миссия

7
Всероссийская муниципальная премия «Служение» учреждена по поручению Президента в 2023 году....

Доверие народа надо оправдывать

65
Султан Хамзаев – один из самых активных депутатов...

Реагируя на вызовы времени

13
Торжественное мероприятие по случаю 30-летия НС Дагестана стало, пожалуй, одним из ярких...

Мы пишем летопись Победы!

57
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

30 лет служения народу

31
От эффективности законотворческой деятельности народных депутатов Дагестана во многом...

Реформа направленного действия

30
День местного самоуправления – российский...

Курсом развития

34
Сегодня, 18 апреля, исполняется 30 лет со дня начала работы Народного Собрания Республики...

Здравствуй, Согошка!

52
Участник СВО Сайгидмагомед вырос у меня на глазах. Я горжусь, что мои «Уроки доброты и...

Сердце матери

43
– Вай! – раздалось в телефоне, – Украина забрала моего сына…

В памяти народной

17
Знаменитой на весь мир песней «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова...