Россия: 10 целей Путина
Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, похоже, смешал все карты США, не говоря уже о необычайной лояльности французского президента Эммануэля Макрона, заявившего, что Франция не только не уходит с российского рынка, она укрепляет свои позиции и рассчитывает на вложение крупных инвестиций в российскую экономику.
Что ж, глава Пятой республики выглядел вполне искренним и более смелым в суждениях, получив серьезный урок от США, попытавшихся внести смуту в договоренности по иранской ядерной программе и неожиданно для себя натолкнувшихся на яростное сопротивление партнеров по Евросоюзу, отказавшихся участвовать в сомнительной операции, в которой блюлись бы интересы лишь самой Америки.
Отпор был столь сокрушительной силы, что Трамп призадумался над очередной шахматной партией, решив выждать ситуацию. И она не заставила себя долго ждать. Возвращение к истории со сбитым над Донбассом малазийским Боингом оказалось как нельзя кстати в информационной войне против России. Что ж, нам не привыкать. Вот и российский представитель в ООН В. Небензя был наготове, в очередной раз дав решительный отпор американской коллеге Никки Хейли, вновь затронувшей вопрос аннексии Крыма Россией, вывода российских войск из Восточной Украины, прокомментировавшей инцидент с Боингом как хрестоматийный пример нарушения суверенитета чужой страны. Но боже мой, США ли призывать к соблюдению международного права?! Только-только ее партнер Великобритания, еще не отмывшаяся от грязной истории со Скрипалями и до сих пор не извинившаяся перед Россией, приходит в себя, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре.
В привычной политической борьбе США и их союзники, вхолостую запустив очередную «инструкцию по применению», попали впросак. Если же навскидку напомнить самой Америке количество одних только цветных ближневосточных революций, то уже этого будет достаточно, чтобы заклеймить «последователей демократии» как участников позорных скандалов, тянущих на громкие международные процессы. И ведь совсем не случайно американцы прилетели на форум, просчитывая свои силы и силы главного соперника. Им важен современный экономический расклад российской экономики, чтобы знать, где европартнеры сдают проамериканские позиции, а где находят «прорывную» нишу в российской экономике, укрепляя свои позиции.
Что ж, придется и супердержаве считаться с нашей страной, наверстывающей упущенное, создающей конкурентоспособные рычаги управления экономикой нового столетия. Россия наращивает мощности так быстро, что внушает страх США, напуганных невиданной прытью страны с некогда региональной экономикой. И уже директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард не может сдержать эмоций, отмечая высокие стандарты качества макроэкономической российской политики. А страны ШОС и БРИКС – политические союзники, экономические партнеры, с которыми невозможно никакой Америке испортить отношения. В то же самое время локомотив Евросоюза – Германия, меняя на ходу прежнюю риторику, упорно твердит о проекте «Северный поток-2», преимуществах российского трубного газа, во много раз более экономичного, чем американский сжиженный. А Украина сжимает кулаки от того, что теряет возможность спекулировать российской газовой трубой. Вот и Болгария, кусая локти, напоминает о «Южном потоке», в свое время запретив российским партнерам его транзит через свою страну. Так что, знай наших!
Мир стремительно меняется, полярно перемещая центр тяжести. А амплитуда политической, экономической борьбы достигает столь невероятного накала, что только разумное равновесие, способность трезво оценить то, что происходит в мире, позволяют не допускать роковых ошибок, сохраняя хрупкий баланс сил. И Россия выверяет каждый свой шаг, призывая Евросоюз исходить из целесообразности, мудрости, расчета, выстраивая дипломатические параллели по иным политическим лекалам, диктуя свои правили игры, придерживаясь трезвости, расчета, дальновидности в диалоге, открывающем новые возможности экономическим партнерам для освоения подзабытого северного экономического пространства.
Да, что скрывать, сегодня России приходится туго. Несмотря на успешную внешнюю политику, в стране все еще немало проблем, требующих внимания власти, ее отдачи в борьбе с коррупцией, социальным неравенством, создании среднего класса, основы любого самодостаточного государства. Можно ли считать питерский форум только экономическим? Вопрос на засыпку. Но то, что политика довлеет над экономикой, очевидно, как очевидно, что политические вопросы продавливаются прежде всего экономическими санкциями. И было бы наивным полагать, что США делают ставку на инвестиции в страну, названную некогда ими же «империей зла».
Десять целей, сформулированных Владимиром Путиным, имеют серьезную как экономическую, так и политическую подоплеку. И здесь трудно избежать уклончивых формулировок. Но Путин, даже не пытаясь вести двойную игру, остается честен перед собой, перед российскими и международными партнерами, считая, что система международных отношений проходит серьезные испытания на прочность. Российский лидер уверен, что в центре развития любой экономической модели должны стоять человек, его интересы, сохранение национальной культуры, самоидентичность и суверенитет. На этом фоне перекрученная донельзя спираль санкций и ограничений бьет по большому количеству стран, усиливая непредсказуемые технологические смещения, что приводит к системному кризису, тормозит международные интеграционные процессы.
Но кто бы спорил с тем, что питерский форум обоюдоинтересен всем – как традиционным партнерам, так и тем, кто только присматривается к российским предложениям, раздумывая над эффективностью инвестиций в Россию. Но время не ждет, оно словно сжатая пружина, только отпусти – и не догонишь.