Россия — США: коллизии необъявленной войны
Предсказуемость судьбоносных событий в мире, призрачная, хрупкая, как весенний лед, вызывает неоднозначную реакцию среди ведущих держав. И кто бы спорил с тем, что политический истеблишмент стран, определяющих миропорядок, всего лишь вносит коррективы в стратегические планы США, разыгрывающих очередную партию, определяя ход вещей, выдерживая тональность сдерживания, отнюдь не рассчитывая на то, что политические соперники примут это за чистую монету.
Можно ли утверждать, что недавно состоявшаяся Мюнхенская конференция по безопасности стала событием в мире, как тогда, после знаменитой в 2007 году речи В.Путина. Нет, конечно же. И, может быть, поэтому прошла она если не буднично, то во всяком случае без той блистательной ноты, придающей особый шарм любому международному политическому событию. Да, Путина на этот раз не было, что, может, и не снизило интерес к конференции, но явно лишило ее той интриги, вызывающей интерес во всем мире. И это неудивительно. Сегодня две страны, два государства, ортодоксы внешнеполитического курса, определяют степень либо напряженности, либо урегулирования политических, торговых войн. И так или иначе от политического расклада сил этих двух центров силы зависит будущее самого мира. Так что же вызвало острый интерес участников мюнхенских панельных дискуссий?
В последнем Послании Путин четко и ясно выразил позицию нашей страны во внешнеполитическом курсе. Да, оборонительная, но не наступательная доктрина. И предшествующая этому событию конференция, пикировка по многим вопросам расходилась в диаметрально противоположных измерениях, будь то Ближний Восток, Латинская Америка, либо европейский континент. Но если российская сторона продолжает придерживаться выдержанных оценок, лаконичных комментариев с точки зрения оборонительной доктрины, то США в открытую заявляют об экспансионистской политике, строя европейцев, следующих двойным стандартам. И чему тут удивляться. США и не собираются скрывать, что ведут завоевательные войны, устраивая углеводородные побоища в борьбе за мировое господство. В этой беспощадной борьбе престолов гибнут целые государства, неисчислимы человеческие жертвы, что еще ужаснее. Идеология фашизма, запущенная как один из подвидов информационных войн, все прочнее вторгается как в ближневосточное, так и европейское пространство, въедаясь в психологию новых поколений землян, как смертоносный вирус, превращающий человека в некую зловещую субстанцию, несущую планете крах.
Так стала ли Мюнхенская конференция по безопасности откровением для стран, рассчитывающих на относительный мир там, где сегодня продолжает гибнуть мирное население, где идет процесс разгосударствления, а вожделенная нефть без устали вырабатывается американской нефтекачкой, наполняя цистерны, продолжая покорять страны с более чем значительными нефтяными ресурсами, как, например, запасы венесуэльской нефти, рассчитанные на долгих три столетия, тогда как запасы американской — всего лишь на десять лет. Так что ларчик американский демократии просто открывается. Демократия-то с душком, да с таким, что США впору отвечать за преступления перед человечеством. Вряд ли наступят такие времена! Но вот раскол между Европой и США не просто назрел, а превратился в гнойный нарыв, вызвав неожиданные коллизии, недовольство тем, что сирийский конфликт зашел в тупик, а вывод армии США означает, что ситуация может выйти из-под контроля, но только не США, продумавших демарш «ухода», но явно не собирающихся отпускать Сирию. Вот и иранская сделка, препирательства по РСМД явно развязывают руки пентагоновским генералам, для которых война — мать родная. А значит, Европа оказывается под ударом.
Не удержавшись от наставительного тона вице-президент США Майк Пенс прочел очередную лекцию европейцам, указывая, как и что делать, предлагая остановить проект «Северный поток-2», торчащий как кость в горле американцев с их сжиженным газом, навязываемым миру как альтернативный. Пусть и перед грядущей отставкой, но канцлер Германии Меркель попыталась осадить зарвавшегося Пенса, напомнив, что выход США из ДРСМД в ядерной сделке ставит под удар безопасность Европы. Заодно прямым текстом выдала цитату: «Евросоюз и Россия обречены на партнерство». Но в целом воинственная риторика в отношении России осталась неизменной. И в ее адрес прозвучало немало нареканий и предупреждений о «неправильной» самостоятельной политике России, явно не желающей плясать под американскую дудку.
Да, конечно, Мюнхенская международная конференция выглядела не столь представительно, оказавшись на вторых ролях. Не посчитал нужным приехать и Путин. Он все сказал еще в 2007 году, заявив о многополярном мире, отступать от которого не собираются ни Россия, ни союзники по БРИКС, ШОС. Евразийское сообщество развертывает на своих дискуссионных полях стратегию мира и сотрудничества, выступая на стороне стран, оказавшихся во власти экспансионистской политики США. И растертый Россией мозоль не дает покоя американской стороне, почувствовавшей на себе нестерпимую боль от натирающего башмака, в котором так тесно ноге. Вот, скажешь ты, государство с кулачок, а в каком напряжении держит мир. Но площадка для порки Москве изрядно поднадоела, и она продемонстрировала не только свое нежелание вступать в бесконечные дискуссии — кто прав, а кто виноват, а удивила международный дискуссионный клуб, собравшийся обсуждать военно-стратегические вопросы, проблемы безопасности и геополитики, конструктивной повесткой, обозначив главные для обсуждения вопросы, подчеркнув, что Россия нуждается в сильном партнере — Евросоюзе, но не забыв уточнить, что он, Евросоюз, сам сделал выбор в сторону «НАТОцентричности», ввязавшись в необъявленную войну с Россией, неся убытки от навязанных санкций.
Вместе с тем, Кремль готов к разумным компромиссам по созданию единых экономических пространств, что позволит установить устойчивый диалог между самой Европой и Евразийским экономическим пространством. Он также призвал оторваться «от колониального мышления», философии «железных занавесов» и «санитарных кордонов». Не распыляясь, Лавров тезисно обозначил российскую повестку, сместив центр тяжести на двусторонние контакты, коих было больше двадцати. Но косвенная полемика так или иначе вызвала немало споров среди экспертов, трезво оценивающих геополитические интересы Украины в Черном и Азовском морях, на что Лавров четко и ясно парировал — инцидент был частью предвыборной программы Порошенко. Он также выразил точку зрения на выполнение Минских соглашений, «нормандского формата», откровенно саботируемых украинскими властями, прикрывающимися всесильной Америкой, не замедлив парировать вопрос о российском присутствии в Арктике, не требующем какого-либо военного компонента, а вот целям НАТО, по его мнению, еще предстоит дать оценку.
На что еще обращают внимание главы государств, так это на трактовку ранее «норм международного права», теперь же как на «порядок, основанный на правилах», интерпретируемых в наиболее щекотливых ситуациях, когда речь идет об очередной смене режима в той или иной стране, как, например, в Косово, а теперь в Венесуэле. Российский министр иностранных дел напомнил и о том, что при освобождении Идлиба Россия намерена следовать международному гуманитарному праву, а не так, как террористы уничтожались в Ракке, «где до сих пор лежат трупы мирных жителей и мины, которыми никто не занимается».
Что немаловажно, Россия расставила все точки над тем, кто же противостоит политическому урегулированию в Сирии. «Различные планы стран, которые нелегитимно находятся на сирийской территории, — пояснил он, — тем более планы по вовлечению еще более нелегитимных игроков отнюдь не помогут делу». И задался вопросом: так выходят все-таки США из Сирии или их заменят партнеры, участвующие в сирийском конфликте. Российский министр был краток и убедителен, напомнив заодно о псевдохимических атаках в сирийской Думе, подчеркнув, что Запад знал о провокации и, более того, участвовал в подготовке к ней. Лавров упомянул о связи так называемых дискредитировавших себя в мире «белых касок» с разведслужбой Великобритании.
Но что точно не сработало в международной повестке дня, так это тема украинской власти. Может, и не открестившись от приближающихся выборов, тем не менее западные политики сторонятся как украинского президента Порошенко, так и оппозиционных политиков Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко. Правда, не проигнорировали фигуру Тимошенко уполномоченный Госдепа по Украине Курт Волкер, глава МВФ Кристин Лагард, дав понять, что они выступают за честные выборы. Но ни нового плана урегулирования конфликта в Донбассе, ни новых гарантий безопасности, ни вопросов экономической поддержки Украины, ее доступа к европейским рынкам не обсуждалось.
Так что же нашло отражение в итоговых документах Мюнхенской международной конференции? В чем слабость западников и сила северной страны, которую пытаются уложить в прокрустово ложе? И может ли Россия противостоять мировому жандарму — США, оказывающему давление на своего стратегического противника? Что и говорить, положение трудное. Сегодня наша страна находится в санкционных тисках, да в таких, что и выбраться нелегко. И внутренняя политика в не меньшей степени нуждается в строгой оценке, определяя степень сложности внутренних проблем, коррупционных схем, вызывающих у россиян вопросы к власти. Нам бы день простоять да ночь продержаться…