Купить PDF-версию
X

С верой в светлое будущее

Действующую в России Конституцию принимали более четверти века назад, и положение дел в стране с тех пор кардинально изменилось, отметил в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. По мнению Президента, предложенные им поправки в главный документ должны послужить дальнейшему развитию России как правового и социального государства.

Результаты этих перемен мы будем наблюдать спустя некоторое время. Однако уже сегодня рядовые граждане выражают надежду, что изменения помогут нашей стране обрести стабильность и крепкую экономику, а им – уверенность в завтрашнем дне. Своим мнением относительно конституционной реформы делится политолог, доцент кафедры философии и социально-политических наук факультета психологии и философии ДГУ, заместитель декана по научной работе Джамиля ГУСЕНОВА.

– Джамиля Адамкадиевна, в обществе широко обсуждаются предложенные Президентом поправки в Конституцию. Интересно узнать вашу точку зрения на этот счет.

– Мне как человеку, имеющему отношение к научно-исследовательской работе, интересен пункт «е» ст. 71, в котором Российская Федерация закрепляет установление основ федеральной политики и федеральных программ в области научно-технического развития. В прежней редакции Конституции в этой статье не было упоминаний о научно-технической политике, хотя по факту такой федеральный закон существует. В преамбуле этого закона отмечено, что он регулирует лишь отношения между субъектами научной или научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной или научно-технической продукции, в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. То есть государство в этом законе признает за собой роль лишь своего рода «безмолвного» регулятора, оставляя за субъектами научной и научно-технической деятельности определенную долю самостоятельности в выборе направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, притом что все эти научно-исследовательские институты и сегодня находятся на полном государственном обеспечении.

Закон принимался в 1996 году, и, очевидно, у его разработчиков были планы на полную научно-исследовательскую автономизацию многочисленных НИИ и последующее их хозрасчетное самообеспечение. Но реальность оказалась более жесткой.

Поэтому, на мой взгляд, эта поправка своего рода продолжение курса на «укрепление вертикали власти», когда подразделения РАН и различные НИИ, финансируемые из бюджета страны, будут заниматься научно-исследовательскими разработками по госзаданию, федеральным целевым программам. Собственно говоря, сегодня по факту они этим и занимаются, учитывая приоритетные направления национальной безопасности страны.

– В одной из поправок также говорится об изменениях на уровне местного самоуправления…

– Все мы живем в конкретных муниципалитетах: городах и районах. И от эффективности муниципальных чиновников зависит наше представление о государстве в целом. У меня есть свое общее видение о работе местного самоуправления, его субординации относительно федеральной власти через федеральные законы. Но я опять-таки затрону вопросы, касающиеся науки.

Когда принималась ныне действующая Конституция, в стране много чего не было. Вот, например, есть поправка к ст. 131: «Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом». И здесь хотелось бы упомянуть такое понятие, как «наукоград». Ст. 81 «Особенности организации местного само­управления в наукоградах» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) устанавливает: во-первых, науко­грады являются городскими округами; во-вторых, особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Каким федеральным законом? А вот этим – Федеральный закон от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ (ред. от 20.04.2015 г.) «О статусе наукограда Российской Федерации».

Что у нас получается? Данная поправка к ст. 131 Конституции лишь облекает в «правовую оболочку» то, что по факту уже имело место быть. Наукограды по факту признавались как муниципальное образование, но де-юре выпадали из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку рассматривались как некая отдельная категория МО, регламентируемая другим ФЗ. Данная поправка к Конституции направлена на устранение этой правовой коллизии.

Есть и другие нюансы у этих поправок по поводу муниципалитетов, но в рамках этой беседы охватить всё невозможно. Я лишь хочу обратить внимание читателей на то, что есть и такие МО, как наукограды. Они тоже муниципальные образования, но требующие более пристального внимания со стороны федеральной власти.

– А что скажете по поводу усиления полномочий Государственного совета?

– В общем положении Указа Президента РФ от 01.09.2000 г. № 1602 (ред. от 22.11.2016 г.) «О Государственном совете Российской Федерации» сказано, что Госсовет – это совещательный орган, выполняющий ряд задач… Учитывая, что председателем Государственного совета является Президент РФ, на мой взгляд, конституционные поправки лишь вводят в конституционно-правовое поле существующее положение вещей.

Статьи из «Конституция России-2020»