Шабаш ни о чём
Мероприятие долго анонсировали. Назвали громко: саммит мира. Тщательно готовили. Подбирали место его проведения и остановились на швейцарском курорте Бюргеншток. Разослали приглашения руководителям 160 стран мира. Россия в их число не вошла.
И вот оно завершилось в минувшее воскресенье. И что? Каковы итоги?
Начнём с того, что на саммит приехали представители около 90 стран. И то не все руководители стран – иногда делегацию возглавляли, как говорится, четвёртые помощники третьих секретарей.
О чём говорили? За основу мероприятия взяли предложенную осенью 2022 года «формулу мира» Зеленского. Как известно, в той формуле было 10 пунктов, в том числе касающийся вывода российских войск с территории Украины. Наверное, многие участники саммита понимают нереальность этого, и потому вопрос даже не затрагивался. Обсуждали три пункта: ядерная и продовольственная безопасность, обмен военнопленными в формате «всех на всех» и возвращение украинских детей.
Поговорили и приняли итоговую декларацию, которую поддержали 80 из 92 стран. Документ не подписали ЮАР, Армения, Бахрейн, Бразилия, Ватикан, Индия, Индонезия, Ливия, Мексика, Саудовская Аравия, Таиланд и ОАЭ. Затем список стран, подписавших итоговое коммюнике, сократился до 78, поскольку, как следует из материалов швейцарского министерства иностранных дел, из него были исключены Иордания и Ирак.
В итоговую декларацию вошли пункты об освобождении всех пленных, передаче Запорожской АЭС под контроль Украины, продовольственной безопасности, недопустимости атак на суда и порты. Также документом допускается привлечение к переговорам «всех сторон конфликта» – без упоминания России.
А что же Россия? Хотя нашу страну и не пригласили, но она накануне конференции чётко обозначила свою позицию. Президент России Владимир Путин назвал условия для прекращения огня и начала переговоров. По словам главы российского государства, если будут выведены украинские войска из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, если будут признаны новые регионы территориями России, если будут сняты санкции, если Украина согласится с внеблоковым статусом, тогда и поговорим. Если нет – значит, это решение не то что самой Украины, а коллективного Запада, и все последствия будут на их совести.
Интересная складывается закономерность, которую Украина и её хозяева не хотят видеть. Подписывая Минские соглашения, Россия предлагала признать Крым своей территорией, а также признать за Донецкой и Луганской областями некий статус автономии, чтобы люди могли разговаривать на своём родном языке. Не согласились, начали расстреливать своих же граждан. На переговорах в Стамбуле речь уже шла о признании самостоятельности ДНР и ЛНР. Украина вроде бы согласилась, но тут вмешались англосаксы с требованием продолжить конфликт. В итоге потеряли еще и Запорожскую и Херсонскую области. Если же украинская сторона снова откажется от предложенных Владимиром Путиным условий мира, то следующие условия будут для Киева еще более жёсткими. Об этом в интервью ТАСС заявил директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. А помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан назвал предложение Владимира Путина о конце СВО «свидетельством агрессивных намерений». Как тут не вспомнить поговорку: «Чья бы корова мычала…».
В целом же накануне конференции в Швейцарии, во время саммита и после прозвучало несколько громких заявлений, которые нуждаются в комментариях. В частности, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что немцам «нужен не навязанный, а честный и справедливый мир». Неужели он считает, что тот мир, в котором ныне живут немцы, им не навязан, что он честен и справедлив? Что Германия независима, суверенна? А вот многие немцы так не считают, и потому на последних выборах партия Шольца с треском провалилась.
Или возьмём пафосные заверения главы офиса президента Украины Андрея Ермака, заявившего, что украинская сторона не допустит «никаких компромиссов в вопросах независимости, суверенитета и территориальной целостности своей страны». Правда? Суверенитет и Украина – это совместимые понятия?
Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что «Москва не имеет права диктовать условия мира Киеву». Зато Америка имеет право диктовать условия войн и конфликтов и не только на Украине.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что достижение мира на Украине за один шаг не представляется возможным. По её мнению, «путь к урегулированию конфликта будет длинным». Понятно, поскольку давно заявлено, что Запад взял курс на войну до последнего украинца. Но почему-то до украинцев это никак не доходит.
Но на конференции особо отличилась премьер Италии Джорджия Мелони, которая уверена, что Украину не ждет капитуляция. «Если Россия не согласится с условиями «Саммита мира», мы её заставим сдаться!» – запальчиво заявила она.
Наверняка эта низкоуважаемая премьерша не знакома с русской классикой, не читала басен Крылова.
Отколе ни возьмись,
навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит, –
Тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд,
И лаю твоего совсем не примечает».
– «Эх, эх!» – ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки…».
Чем не Моська? Стремление попасть в большие забияки неоднократно демонстрировали и президент Франции Макрон, и представители прибалтийских «вымиратов».
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев назвал швейцарский саммит «сюрреализмом и позором». По его мнению, никто из участников «не знает, что он там делает и в чем его роль». Медведев также подчеркнул, что в Швейцарии присутствуют «только проверенные» страны, но и те делают заявления «невпопад и путаются в заученных формулах».
«Шабаш ни о чем. Походили, поговорили, потолкались. В итоге выжали из себя какой-то документ, на который всем плевать» – примерно такую оценку дают саммиту не только россияне, но и многие зарубежные эксперты. И даже в самой Швейцарии значение мероприятия называют околонулевым и признают, что без участия России, без учёта её мнения любой вопрос о мире бессмысленно поднимать.
Зачем тогда собирались?