X

Социальная методика действий

Пакет поправок к российской Конституции, который предстоит принять в самой ближайшей перспективе, уже имеет тот социальный статус, что замысливался изначально. В Основном Законе закрепляются уже реально действующие механизмы новой экономической политики, трудные, но необходимы реформы. Так что же происходит на самом деле? Ведь неоднозначная оценка поправок в обществе лишний раз подстегивает интерес к ним. Вот как депутат НС РД Багадур Абасов комментирует некоторые из них:

– Нельзя сказать, что после того, как пакет поправок будет проголосован, он закрепится, став очередной догмой. Нет, работа над документом – бесконечный процесс, как и сама человеческая жизнь. Внимательно вчитываясь в основополагающие поправки, я пришел к выводу, что назревшие вопросы политического, экономического устройства современного государства пришлись как нельзя кстати. Основной Закон при всей его незыблемости, как и во всем мире, должен пополняться новациями, наполняться новым содержанием, избегая той скованности, коей страдают иные конституции.

Социальный блок документа, на который прежде всего обращали внимание россияне, оказался в ряду первостепенных. А многие конституционные наработки оказались, не ожидая законодательного закрепления, выложены в том или ином виде, проговорены в тех или иных законодательных актах. Но теперь они уже будут внесены в Основной Закон. В поправках прописано, что действия, направленные на отчуждение части территории, а также призывы к таким действиям не допускаются. Это ответ внутреннему сепаратизму, если вспомнить, например, призывы отделить Сибирь или Кавказ от России.

В Конституции появится статья о Госсовете (совещательный орган при Президенте, включающий спикеров ГД и СФ, глав комитетов ГД, губернаторов), который будет определять направления внутренней и внешней политики РФ, приоритетные направления социально-экономического­ развития государства. Таким образом, происходит балансировка власти, подкрепляемая усилиями госинститутов, общественных организаций. Так власть закрепляет принципы социального государства, что ранее провозглашалось на уровне декларативных призывов.

Важными представляются поправки и по изменению роли парламента. Теперь кандидатура премьера должна пройти утверждение и Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Тогда как сейчас эти полномочия, которые передаются парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее вполне логичным считаю, что за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также сохранится право руководства ВС и силовыми структурами.

И, наконец, крайне важным считаю закрепление принципов единой системы власти. Все это повлечет усиление социального контроля, ужесточение требований к высшим должностным лицам, судебной власти, большее разграничение полномочий исполнительной и законодательной власти.

Статьи из «Конституция России-2020»