Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений, разрушают, подтачивают государство и разделяют общество».
Сказано точно, и давно ждали от руководства страны такой четкой позиции по судьбам и перспективам русского народа, всех народов России, нашего российского народа.
Перспективы развития любого государства, в том числе и России, не столько определяются успехами в каких-то отдельных областных технологиях, сколько зависят от степени эффективности механизмов самочувствия людей и их общностей, политических, культурных, духовных, нравственных идеалов и ценностей, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях.
Культурное многообразие России представляет собой общность этнических и конфессиональных традиций, культурной идентичности индивидов и народов, объединенных общей судьбой, смыслами и символами организации совместной жизни. Современное гражданско-национальное российское самосознание возникло на основе межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия и взаимопонимания в течение многовековой совместной истории. Этническая, этнокультурная идентичность имеет базовый характер, оказывая значительное влияние на становление общероссийской культурной и гражданской идентичности, на становление феномена государства — цивилизации. Отсюда и наше решение о создании в городах и районах центров традиционной культуры народов России.
В России исторически идет и процесс формирования общенациональной гражданской идентичности. И это часть политики государства. Дагестан идет вместе с Россией уже 200 лет. Мы благодарны нашей общей судьбе, благодаря которой Дагестан многого достиг в своем политическом, экономическом и культурном развитии.
Важность реализации обустройства народов России, многонационального народа страны отражена в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Соответствующая программа по ее реализации принята Правительством Дагестана.
В этом качественно новый уровень и постановки задач государственной национальной политики в принятой Стратегии. И практическое воплощение этих государственных идей, направленных на формирование общегражданской, общероссийской идентичности, сталкивается с серьезными препятствиями, обусловленными теми трансформационными процессами, которые идут в стране.
Идеалы, ценности, установки, социокультурные смыслы общественной практики подвергались за эти годы глубоким трансформациям. Разрушены старые представления и не утвердилась новая шкала ценностей и установок. В обществе произошли глубокие идейно-ценностные сдвиги. Следовательно, новые идеалы, смыслы и ценности должны формироваться и в недрах самого общества, и в первую очередь в идеалах, которые выбирают конкретные социальные силы страны.
Такой новой социальной силой является класс — собственник, который располагает материальными ресурсами общества. Это олигархи–предприниматели. Но являются ли они субъектом духовно-нравственных ценностей, идеалов, смыслов общественной практики? Оказалось, что их порой не интересуют культурные, духовные ресурсы. Класс олигархов оказался неспособным обеспечивать как преемственность культурных смыслов и традиций, так и производство новых идеалов, культурных смыслов общественной практики страны. Хотя Сулейман Керимов, Зиявудин Магомедов, Омар Муртазалиев, Олег Дерипаска, Василий Анисимов, Рахим Азимов и другие делают многое для поддержки культуры и образования.
Крайне разнородны по сути политические элиты. Пока еще они не выработали ценностных установок — четких, общественно значимых, и трудно определить идейное содержание тех морально-этических императивов поведения, которые они исповедуют и предлагают обществу. Отсюда и наше общее легкое сползание к атрибутам этнической архаики или религиозного догматизма. Дагестан с этим сталкивается – с этими негативными последствиями.
Политическая практика постсоветского пространства показывает, что эти национальные ценности (идентификация со своим этносом, культурой, языком, традициями), а чаще и простое заигрывание с ними в корыстных целях занимают одно из центральных мест во всей системе ценностей современной олигархической и политической элит.
Субъективно эти этнические и религиозные догмы становятся чрезвычайно значимыми и переживаются в традиционалистской среде зачастую как идеалы и ценности, определяющие жизнь и перспективы людей и их общностей. Для Дагестана это актуально. Мы возрождаем этнокультурные традиции и ценности, но знаем, что абсолютизация этнонациональных ценностей, оказалось, служит питательной средой для этнонационализма и шовинизма. Этнонациональные ценности не могут играть роль самодовлеющих факторов, они гармонично должны вмонтироваться в содержание, смыслы социокультурной практики. Нам важно, чтобы традиции помогали обустраивать дагестанцев, культурную среду их обитания.
Определяющими ценностями являются общечеловеческие идеалы истины, добра, красоты и любви, которые лежат в основе любой культуры, любой веры. Важно в новых исторических условиях обрести свое личностное и гражданско-общенациональное понимание этих духовных идеалов. При этом не упуская тот факт, что вопросы этнонационального развития теснейшим образом связаны с проблемами социально-экономического, политического, культурного развития общества, региона, страны. Прежде всего русского народа, от самочувствия и перспектив которого зависят самочувствие и перспективы всех народов России.
Сегодня предпринимаются серьезные шаги для системного решения наболевших в обществе вопросов социально-экономического, политического и этнокультурного развития народов и регионов России. Такая комплексная работа нужна для противодействия этнонациональному и политическому экстремизму, она является составляющей частью проблемы национальной безопасности Российской Федерации.
В результате распада единого государства изменился социально-экономический курс России, которая встала перед необходимостью практического освоения модели переходного развития – социально-культурной трансформации, политической модернизации, смены форм государственности в границах и параметрах нового геополитического пространства. Процессы регионализации Российской Федерации совпали с реструктуризацией геополитической и геоэкономической картины мира.
Эти процессы совпали с тенденцией глобализации. Нам надо вмонтироваться в глобальный мир, но сохраняя свою самобытность, свою идентичность.
Становление российской государственности невозможно без определения особенностей и приоритетов геополитического развития современного мира, ибо Россия – известная мировая держава. Для этого России важно внутреннее единство. Тем более, что народы нашей великой страны спасли себя и свой суверенитет благодаря этому единству. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда в окопах и в тылу представители разных народов, объединенные общим порывом борьбы с ненавистным врагом, проявляли образцы мужества, героизма и стойкости. Дагестан дал Родине 67 Героев Советского Союза. Дагестанцы всегда были хорошими воинами.
Так было и в наше время, когда в Дагестане в августе–сентябре 1999 года это единство прошло еще одну проверку на прочность. Дагестанцы совместно с другими народами нашей великой России с оружием в руках под руководством будущего Президента страны В.В. Путина отстояли безопасность и свободу всего Российского государства, его целостность и суверенитет. И дагестанцы вместе с российским воинством отстояли единство многонациональной России.
Ярким примером культурной общности многонациональной страны стало открытие в Москве с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина памятника поэту современности Р.Гамзатову, 90-летний юбилей которого отмечается не только в Дагестане, но и во многих регионах нашей страны. Таковы многочисленные примеры нашей общей судьбы, нашей жизни, и важно укреплять эту общность, это единство, ибо этнополитические, этноконфессиональные конфликты и противоречия могут стать в наше время главным тормозом в формировании в Российской Федерации общегражданской российской нации. Дагестанцы — российские граждане, россияне, патриоты и интернационалисты.
Возрастающее значение в формировании российской нации имеет гражданский патриотизм, и важная задача в современных условиях – это укрепление единства, общегосударственного, гражданского, этнического и регионального патриотизма. Любовь к Родине нас объединяет, нас возвышает.
Российский гражданский патриотизм – это формирование целого комплекса позитивных гражданских качеств и гражданской солидарности. Основой этого развития являются накопленные совместной судьбой российских народов духовно-нравственные и социокультурные качества россиян. Прежде всего на основе общего для всех русского культурного кода.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, это осознание своей нераздельной и неразрывной связи с Отечеством, сопричастность и участие в процессах, происходящих в российском обществе и государстве. Стратегия государственной политики Российской Федерации основывается на идеалах и практике государственного патриотизма как мощного элемента консолидации общества и укрепления государства.
Общая Родина, государство, культура и есть высшие ценности, объекты патриотизма. Для дагестанцев патриотизм начинается с родовой башни и доходит до башен Кремля.
В Дагестане накоплен немалый опыт патриотических традиций и патриотического воспитания граждан, разработаны соответствующие учебники, введены специальных курсы в школах и вузах республики, реализуется большая программа мероприятий, направленных на просвещение и воспитание дагестанцев в духе гражданского патриотизма.
Под категорией «нация» логично понимать общность людей, члены которой имеют общее название и атрибуты культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении, общей исторической памятью, ассоциируют себя с проживанием на определенной территории и обладают чувством солидарности. Нация – это общие мысли и символы, обеспечивающие солидарность людей. И к этому ведет нас общая судьба с Россией.
Понятия «дагестанский народ», «российский народ» на сегодня можно рассматривать как объективные данности, обладающие определенным набором качественных характеристик, относящихся как к личности, так и к общности. Национальная политика представляет собой определенную систему политической и управленческой деятельности государства, общества людей, направленные на совершенствование межнациональных и внутринациональных отношений, с точки зрения учета самобытных, отдельных и общих интересов и запросов всего народа в целом.
В свое время я предложил следующее понимание сущности национальной политики: как деятельности по познанию, обеспечению самобытного этнонационального развития каждого народа, всей системы этнонациональных и межнациональных отношений в соответствии с общим уставом народа, региона, людей, данного государства, данного общества.
«Этнополитика – это еще и способ достижения паритета интересов нескольких уровней: человека, его этнонациональной или иной общности, общества, многонационального народа, государства в целом. Соответственно каждое общество, каждый политический режим дает определенную модель этнополитики, а значит и этнополитических процессов.
Этнополитика – это управление всеми сферами жизнедеятельности этнонаций через их участие в политических процессах, образование политических наций, наций государств».
Мы считаем, что в современных условиях при анализе этнонациональных процессов важно учитывать глубокие трансформационные изменения, затронувшие российское общество, а значит и этнонациональные общности в последние десятилетия. Эти трансформации существенным образом столкнулись с конкретными реалиями исторического наследия, этнокультурного развития и взаимодействия.
Их характеристика и перспективы показаны в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 19 декабря 2012 года Указом № 1666 Президента Российской Федерации.
Цели государственной национальной политики, обозначенные в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в перспективе направлены как на сбережение этнонациональной самобытности, так и на формирование общероссийской гражданской идентичности, отражая тем самым важные для нашей многонациональной страны тенденции сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, гармонизации этнонациональных и межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения равенства и свобод независимо от национальности, языка, социально-культурной адаптации людей различных национальностей, проживающих в стране.
Полагаю, что разработанная в Дагестане программа по реализации Стратегии государственной национальной политики до 2015 года станет рабочим инструментом для конструктивного этнонационального и межнационального развития не только в нашей республике, но и в других субъектах Российской Федерации.
Дагестан, Кавказ исторически являются регионом векового сотрудничества уникально-самобытных народов и культур. Одновременно здесь исторически отработаны, апробированы и традиции саморегулирования отношений и сотворчества между ними. В то же время Кавказ исторически привлекал не только поэтов и ученых, но и завоевателей различных мастей. Многочисленные походы завоевателей, массовые миграционные потоки способствовали созданию своеобразных культурных, религиозных и этнонациональных традиций. Здесь много сложностей и много достижений.
Край Прометея и амазонок еще в древние времена назывался «троном богов». Но бесконечные завоевательные походы со всех сторон, насаждение здесь различных религий и культур «взорвали» Кавказ, расщепили его на кусочки, превратили в один из конфликтогенных регионов мира. И редко кто ныне говорит о целостности Кавказа и кавказской цивилизации. А это очень важный момент понимания сути Кавказа и стабилизации ситуации в регионе. Особенно важно это понимание для Кавказа и кавказской политики России. Без этой базы трудно определить и общую стратегию кавказского регулирования. А кавказское регулирование работает позитивно на Россию.
На деле история народов Кавказа все более разрывается историками и политиками, которые утверждают свое величие и древность на костях соседей, братьев. Одновременно сохраняется, как пишут эксперты, и самодержавно-царский взгляд из Центра на Кавказ и кавказцев как на «дикий край», как на «дикарей», хотя цивилизационные корни здесь исторически глубоки. Понять суть Кавказа и дух кавказцев в их действительной самобытности так и не удалось Москве. С принятием Стратегии подходы и взгляды меняются в соответствии с установками Президента страны, которые были даны в статье «Россия: национальный вопрос» (21.02.2012).
Объективно в развитии национальных отношений сосуществуют две противоположные тенденции: интеграция и дезинтеграция. Библейская мудрость гласит: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни».
Сегодня пришло время собирания камней, созидания, единения, и главное для государственной национальной политики – это развитие интеграционных процессов в экономической и культурной жизни, формирование российской гражданской нации.
Дагестан может и должен занять свое достойное место в Российской Федерации прежде всего благодаря активизации и интеграционного процесса. Мы должны укреплять единство народов Дагестана, формировать единый дагестанский народ.
Отсюда и наше стремление ухода от дотационности, выбирая вариант развития республики с устойчивыми тенденциями поступательного движения вперед за счет использования объединительных институтов развития Федерации в целом и республики.
Мы предложили десять приоритетных программ развития Республики Дагестан, которые должны стать опорными точками эффективного развития: «Обеление» экономики, «Создание «точек роста». «Инвестиции в Дагестан», «Новая индустриализация», «Эффективное государственное управление», «Эффективное территориальное развитие», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Бренд Нового Дагестана», «Человеческий капитал, правопорядок и безопасность в Дагестане».
Успешная реализация этих программ возможна только, во-первых, при наличии квалифицированного, эффективно работающего кадрового корпуса. Работа в этом направлении активно ведется. Но вторым, не менее важным фактором успеха реализации проекта является межэтническая, межконфессиональная и внутриконфессиональная стабильность Дагестана, которая и формирует основы человеческого капитала преобразований. Социально-экономический прорыв в сторону модернизации и обновления позволит стабилизировать и общественно-политическую ситуацию в республике, создать условия для гармоничного развития всех дагестанских народов и каждого дагестанца, решить постепенно наболевшие проблемы. И это мы можем, будем делать вместе со всей Россией. Мы — народ российской судьбы.
Третий съезд народов Дагестана ввел новый праздник в нашей республике – День единства народов Дагестана. Предлагаю ввести День единства народов Российской Федерации и праздновать его ежегодно. Нам такие праздники нужны. Для Дагестана священны праздники дружбы и единства.
Успешность национальной политики государства в современных условиях, в постоянно меняющемся мире заложена в позитивном потенциале общности наших народов, общности культурно-исторического пространства нашего взаимодействия, жизни в едином Отечестве.