Купить PDF-версию
13:38 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X

Совершенствование конституционных механизмов

Мы продолжаем обсуж­дение поправок в Конституцию России, предложенных Президентом Владимиром Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию в этом году.

Одно из существенных изменений касается общей структуры власти, о чем в беседе с корреспондентом «ДП» высказался ректор Дагестанского государственного университета народного хозяйства, доктор экономических наук, профессор Яхья Бучаев.

– Данные изменения были предложены незадолго до надвигающегося глобального мирового экономического кризиса. Значит ли это, что действующая Конституция РФ в такое сложное время не способна в полной мере обеспечить эффективность работы государства?

– Действующая Конституция России была принята четверть века назад, но потенциал ее ни в коей мере не исчерпан, что и подчеркнул Глава государства, – говорит Яхья Бучаев. – При этом в главный документ страны необходимо внести точечные поправки, соответствующие современным реалиям внутренней и внешней политики. Поэтому все без исключения региональные законодательные собрания и общественные институты одобрили инициативы Президента, поддержав давно назревшие изменения и поправки в Конституцию Российской Федерации.

Большинство специалистов в области юриспруденции и конституционного права подчеркивают, что поправки в Конституцию не затрагивают ее фундаментальных основ. Прежде всего речь идет о расширении полномочий Госсовета, Совета Федерации, Госдумы, Конституционного суда, наделив последний возможностью проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации до их подписания руководителем страны.

– К чему же в итоге приведут предлагаемые меры по изменению полномочий ветвей власти?

– Во-первых, новая редакция Конституции РФ качественно изменит структуру власти в стране: больше прав и полномочий получат депутаты как представители народа. Госдума, согласно предложенным изменениям, сможет не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры премьер-министра и членов Правительства, после чего они будут назначаться на должности Президентом. При этом глава государства не может отклонить утвержденные Госдумой кандидатуры.

Во-вторых, было внесено положение о Госсовете, состав которого формирует Президент РФ. Он не является органом государственной власти. Главные его функции – совещательные. К полномочиям Совета будет отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус и полномочия Госсовета будут определяться федеральным законом.

Кроме того, важным изменением является объединение органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации в единую систему публичной власти в РФ для их взаимодействия в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.

Законопроект прошел масштабное обсуждение, вносились замечания и предложения от граждан и организаций. Весь массив пожеланий был обработан рабочей группой, созданной Президентом РФ.

Отмечая историческую значимость законопроекта, необходимо сказать, что его положения внесут значительный вклад в совершенствование конституционных механизмов, в обеспечение конституционных прав и будут положительно влиять на процессы функционирования Российской Федерации как социально ориентированного государства.

Статьи из «Конституция России-2020»