Купить PDF-версию
23:55 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X

Создать прочную основу

Работа над поправками в российскую Конституцию продолжается, несмотря на усложняющуюся ситуацию с пандемией, внесшей свои коррективы в жизнь россиян. Но осознание роли основополагающего документа, который и определит цели и задачи формирующейся политической системы страны, должно стать точкой отсчета для россиян, получивших возможность внести свои предложения в Основной Закон. Своими мыслями, конкретными предложениями делится глава администрации МР «Сергокалинский район» Магомед Омаров.

— Магомед Амирович, что, с вашей точки зрения, представляется наиболее важным в предлагаемых поправках?

— Самым обсуждаемым за последнее время в России стал вопрос о внесении поправок в Конституцию РФ. Согласно статьи 134 Конституции РФ правом инициировать внесение изменений обладает Президент РФ, Совет Федераций, Госдума, законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ, группы лиц с численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. Почему так подробно комментирую эти законодательные нормативы? Президент РФ В. Путин в Обращении к Федеральному Собранию помимо иных вопросов, актуальных для России в 2020 году, затронул и тему обновления Основного Закона страны. При этом он сразу обозначил те моменты, которых должны коснуться изменения. Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам. В ходе обсуждения поступили и другие поправки. Основной причиной внесения изменений послужило намерение усилить роль России как независимого и стабильного государства, неуклонно добивающегося прогресса в своем развитии, обеспечении роста уровня жизни населения.

За последние годы политическая обстановка в мире меняется, и это приводит к изменению не только положения, но и роли нашей страны на мировой арене. Соответственно, России, стремящейся к независимости, следует обеспечить наличие такой системы государственного устройства, которая позволила бы сохранять ее стабильность, надежность и неуязвимость для внешних воздействий.

Остановимся на нескольких поправках. Одна из них – приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право, по Конституции, выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

Следует усилить роль местного самоуправления и сделать более эффективным его взаимодействие с государственной властью

Другая, не менее значимая поправка – запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. У лиц, занимающих должности глав регионов, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, председателя и членов правительства, руководителей федеральных органов, не должно быть ни гражданства иностранного государства, ни вида на жительство, ни иных оснований, дающих право постоянного проживания за пределами России. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном уровне. Я предложил бы добавить — не только для представителей, но и для членов семьи. Это связано с тем, что и через членов семьи можно оказывать воздействие на представителей власти. Мне импонирует и усиление полномочий Государственного Совета Федерации. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать.

— Что еще, по-вашему, отвечает духу времени из предложенных поправок

— Поправка, касающаяся создания условий экономического роста страны, повышения доверия между государством и гражданами. Целью развития России является создание сильной, благополучной и современной страны, в которой на первый план выходят интересы народа вне зависимости от того, в каких именно регионах проживают люди и о каких конкретно сторонах их жизни идет речь. Под стабильностью подразумевается возможность неуклонного развития государства и прогрессивная эволюция российского общества. Притом, что сама система должна легко подстраиваться как под внутренние, так и под внешние обстоятельства и не зависеть от того, кто именно находится в органах государственной власти.

Еще одна крайне важная для местной власти поправка – включение органов местного самоуправления в единую систему публичной власти, а также уточнение отдельных полномочий этих органов. Следует усилить роль местного самоуправления и сделать более эффективным его взаимодействие с государственной властью. Местное самоуправление в нашей стране гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.

Но вместе с тем следует отметить, что полномочия финансово не подкреплены. Потенциал и условия экономического развития сельских поселений в разных регионах порой несравнимы. Люди хотят иметь безопасные и комфортные асфальтированные дороги, освещённые улицы, качественную питьевую воду, чистые дворы, благоустроенные детские площадки и спортивные сооружения. За последние годы делается многое, но одним взмахом волшебной палочки их не решить, на что и обратил внимание Путин на одном из рабочих совещаний в Красногорске. Прежде всего требуется упрочить финансовое положение муниципальных структур. Именно здесь причины многих трудностей в нашей работе.

Таким образом, поправки в Конституцию призваны упрочить положение страны на мировой арене, создать прочную, но гибкую систему государственной власти, способную чутко реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения; способствовать всестороннему прогрессу развития России; привести к активизации процессов, способствующих росту благосостояния населения страны. В конечном итоге они должны способствовать обеспечению для государства – независимости и стабильности, а для населения – роста уровня жизни и уверенности в завтрашнем дне.

Статьи из «Конституция России-2020»