Сто школ вместо аварийных и ветхих
Каким должно быть современное образование, каковы его главные критерии, параметры, соответствующие стандартам качества, условиям, в которых существует школьник двадцать первого века? Можно ли утверждать, что сельская школа сегодня ничем не отличается от городской или все еще существует немало проблем со строительством типовых зданий?
Все эти вопросы оказались главными на совещании под руководством Председателя Правительства республики Артёма Здунова. Чтобы поговорить на злободневные темы – проведения ЕГЭ, предстоящего летнего оздоровительного сезона, обсудить вопросы наделения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнения майских указов, в Доме дружбы собрались главы городов и районов республики. Можно сказать, что совещание носило неформальный характер. И многие вопросы обсуждались эмоционально, живо, да так, что переходили порой в дискуссии. Артём Здунов оперировал цифрами, акцентируя внимание на самых проблемных вопросах дагестанского образования. А их существует немало. В частности, выяснилось, что в республике 1461 школа, в которых обучается 393 тысячи учащихся, всего лишь 496 являются типовыми, 133 школы – аварийные, 131 – ветхие, в трехсменном режиме работают 27 школ.
И проблема настолько назрела, что по поручению врио Главы республики Владимира Васильева разрабатывается проект «Сто школ», который и должен стать отправной точкой в форсированном их строительстве, идущих на смену аварийным, неприспособленным для обучения. Его основной целью является выделение субсидии из республиканского бюджета в объеме два миллиона рублей с частичным софинансированием из бюджета муниципального образования и привлечением средств меценатов. Артём Здунов также обратил внимание на то, что в порядке должны находиться пункты проведения ЕГЭ, обеспечена доставка детей к месту проведения экзамена.
Другой вопрос, волновавший Председателя Правительства, – детский отдых. По его мнению, ситуация с оздоровительными лагерями оставляет желать лучшего, и необходимо сделать все возможное, чтобы учащиеся могли отдохнуть, получив калорийное питание, под присмотром опытных воспитателей, с охраной из числа работников правоохранительных органов. И главы муниципальных образований несут ответственность за порядок в оздоровительных лагерях.
Выступление заместителя Председателя Правительства – министра образования и науки республики Уммупазиль Омаровой также носило деловой, конкретный характер. – В республике идет процесс совершенствования образовательной системы, ориентированной на реализацию основных положений ФЗ «Об образовании в РФ», майских указов Президента России, Послания Президента РФ и приоритетных проектов развития республики. Основной задачей Минобрнауки РД, – подчеркнула она, – является развитие единого образовательного пространства и создание условий для общедоступного качественного образования, ориентированного на потребности экономики региона. Завершено формирование региональной информационной системы и определено количество участников экзамена. В 2018 году его сдадут 14165 человек, из которых 12665 являются выпускниками текущего года. В течение года была проведена работа по оптимизации пунктов проведения ЕГЭ, количество которых составило 68. Проведено обучение по программам подготовки и сертификации экспертов и технических специалистов. Что немаловажно отметить, как и в прошлом году, корпус общественных наблюдателей намерен осуществлять контроль за проведением ЕГЭ. В республику прибудут порядка 120 федеральных общественных наблюдателей и 15 экспертов, которые совместно с профильным министерством будут координировать работу по обеспечению порядка на экзаменах.
Уммупазиль Омарова обратилась к главам муниципалитетов с просьбой взять под личный контроль вопросы организационного характера в части доставки наблюдателей, экспертов до пункта проведения экзамена, а также бытовые вопросы.
Другой не менее важный вопрос, остро стоящий перед министерством, – учебники. На это обратил внимание и Артём Здунов, отметив, что ситуацию необходимо выровнять. Качество образования невозможно без необходимого уровня обеспеченности учащихся учебниками и учебно-наглядными пособиями, считает и профильный министр. Несмотря на предпринимаемые Минобрнауки меры, возможности республиканского бюджета не позволили достичь 100-процентной обеспеченности учебниками всех учащихся. За период с 2011 по 2016 годы были закуплены учебники для учащихся 1-6-х классов. Потребность в учебниках определялась исходя из заявок, представляемых муниципалитетами в разрезе классов, с учетом численности учащихся. При этом до 2017 года в связи с ограниченностью средств республиканского бюджета не закупались учебники для учащихся 7-11-х классов. И обеспеченность на начало 2017 года всеми учебниками составила порядка 40 процентов. Негативно на этом показателе отразился и рост численности учащихся, прирост составил 12 тысяч. Уммупазиль Омарова подчеркнула, что начиная с 2018 года заключение контрактов на поставку учебников каждое муниципальное образование будет осуществлять самостоятельно.
Отдельно министр остановилась на проекте «Сто школ». Создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минобрнауки РД, Минэкономразвития РД, Минстроя РД, Минфина РД. Подготовлен проект постановления Правительства РД «О реализации в 2018 году на территории РД проектов инициатив муниципальных образований республики по приведению в нормативное состояние общеобразовательных организаций». Указанный проект регламентирует порядок предоставления субсидий и порядок проведения конкурсного отбора проектов инициатив муниципальных образований республики, что позволит улучшить состояние материально-технической базы общего образования, а также сократить количество общеобразовательных школ, размещенных в ветхих и аварийных зданиях.
На совещании были рассмотрены вопросы оздоровительного отдыха, обеспечения жильем детей-сирот, заработной платы педработников и другие вопросы.