Стратегическое партнерство: вектор на Восток
И вновь новость, оглушившая мир. Конгрессмены США утвердили небывалые военные расходы на следующий год. А это ни много ни мало 716 миллиардов долларов, предусматривающих модернизацию почти всех видов войск, в том числе стратегических сил, создание ВКС. Не изменяя себе, Америка вновь применяет устрашающие санкции, от которых прямо-таки веет угрозой, привычно применяемой схемой давления на мир. Вновь самоутверждаясь, многоликий Запад пытается сохранить прежние позиции.
И чем явнее перевес сил в мире, успех БРИКС, куда уже попросился, кстати, натовский союзник, турецкий лидер Эрдоган, тем сильнее пыжатся американцы, демонстрируя миру свою военную мощь. Но расклад таков, что Штатам уже приходится выдерживать натиск государств, заявляющих о себе как самостоятельная политическая сила, укрепляющая свои позиции в мире и приобретающая все большее число стратегических партнеров. Простирая амбициозные планы и на суше, и на море, Америка пытается взять реванш, втягивая в военные интриги государства, находящиеся в сфере ее интересов. И, пожалуй, нет точки в мире, где бы Штаты не попытались вести захватническую политику.
Помнится, многолетние попытки завладеть тем же Каспием проходили с переменным успехом. Еще двадцать лет назад политические фортели, выкидываемые США вокруг статуса Каспийского моря, настораживали тогда ослабшую Россию, испытывающую кризисные явления, забитую, ограбленную, униженную в проклятые 90-е годы, когда здесь командовали американские инструкторы, бизнесмены, политиканы всевозможного толка, сочинявшие новые учебники по истории, в которых России отводилась малопочтенная роль, победа в Великой Отечественной войне приписывалась США.
Признаться, тогда России, подвергавшейся постоянным атакам со стороны прозападных стран-сателлитов, было не до Каспия, нам бы государственность, целостность сохранить. Но и сегодня, когда Запад имеет дело с мощнейшим на политической карте мира государством, он дает знать, что планы его неизменны, и пентагоновские генералы настроены так же воинственно, как и прежде.
Но ведь и Путин не дремлет. Он ведь не так прост. И Америка уже успела убедиться в последовательности его действий во внешней политике. Эту партию выиграл он. А США потерпели очередной политический крах в зоне Каспия, получив подтверждение принятием совместной конвенции России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении, продемонстрировавших Западу, выражаясь языком Трампа, удачную экономическую, политическую сделку. Этим итоговым документом Прикаспийские государства официально закрепили доминирование российского военного флота на Каспии. Нельзя забывать, что речь идет о приграничных с Россией государствах, что и должно входить в сферу интересов нашей страны, а не США, привычно рассматривающих мир как свою вотчину.
Предыстория конвенции не так проста, как может показаться. Дискуссии о статусе Каспийского моря шли давно, еще когда в Баку был подписан «контракт века». Тогда Азербайджан и ведущие мировые нефтяные компании выразили желание совместно разрабатывать богатейшие месторождения углеводородов в «азербайджанском секторе». Россия, посчитав заключение контракта нелегитимным, поскольку Каспий не был разделен на национальные акватории, выразила протест. Тогдашний руководитель Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, бывший советский «спецслужбист», решил этот вопрос полюбовно, предоставив российской компании «ЛУКойл» долю в десять процентов, продемонстрировав, что политический инцидент оказался лакмусовой бумажкой, сослужившей верную службу в политическом, а отнюдь не в экономическом конфликте. Но официальный Ашхабад выступил с заявлением, что два из трех месторождений «контракта века» находятся в «туркменском секторе». И вновь принципиальный спор официальных сторон помешал реализации контракта.
Вовремя подоспел зорко следящий за ходом событий Евросоюз, предложивший построить по дну Каспия газопровод в Европу. Москва и Тегеран, оказавшись в одной связке, выступили против. И аргументация была прежней: правовой статус Каспия пока не определен. Напоследок Россия провела масштабные военные учения на Каспии, отбив охоту у Брюсселя заниматься экономической геостратегией в обход нашей страны. Эксперты констатировали, что можно считать крупной победой Москвы решение затянувшихся вопросов о разделе дна Каспия и использовании богатейших его недр.
Каспийский саммит недвусмысленно говорит о недопустимости военного присутствия на этом море стран, не имеющих к нему выхода, то есть баз ВМС США и вездесущего НАТО. Таким образом закрепляется военное преимущество Каспийской флотилии России, что предполагает дальнейшее экономическое сотрудничество «пятерки».
Нет сомнений в том, что США, проглотив горькую пилюлю, вплотную займутся очередной спровоцированной военной операцией на Каспии, еще более ужесточат санкции, увязав их если не с делом Скрипалей, то, например, с иранской ядерной сделкой, тем более что после позорного отступления Евросоюза и унизительного объяснения председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера с США вполне возможно, что и здесь произойдут перемены, тем более что Конгресс США заявил о своей позиции в отношении ядерной сделки Ирана, в которой кроются завуалированный протекционизм и нарушение норм ВТО. Поговаривают, что остракизму подверглись даже персидские ковры. Ну что тут скажешь!
Вдвое США увеличили пошлины и на импорт алюминия и стали из Турции, что повлекло за собой резкое понижение курса лиры. Дополнительные пошлины Штаты ввели и на продукцию Китая. Последствия глобальной торговой войны для мировой экономики катастрофичны, заявил министр экономики Германии Петер Альтмайер. По его мнению, торговая война породит еще большую неопределенность в мире.
Непростая экономическая ситуация складывается и внутри России. Несмотря на то, что инфляция остается в пределах целевого коридора, американскими конгрессменами предприняты беспрецедентные санкционные меры. Но надо знать Путина, точно рассчитывающего удар и парирующего неожиданно и чувствительно для партнеров, играющих втемную. И модель мироустройства – все против всех – позволяющая США разделять и властвовать, применяется до поры до времени.
Развернутая Трампом торговая война вынуждает мир жить и развиваться не в цивилизованных рамках, а по законам жесткого рынка, не соблюдающего никаких правил, а существующего по диким законам прибыли, что мы и наблюдаем в нынешнем раскладе событий.
Но США не стоит забываться и требовать от мира существовать по своим правилам игры. Несмотря на санкционные окрики, Иран не только не приостановил ядерную программу но и, более того, организатор по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил, что вторая партия обогащенного урана будет возвращена в страну, заодно напомнив, что объем каждой партии урана сможет обеспечить работу тегеранского реактора на год, а общего количества возвращенного урана хватит на семь-восемь лет, если ядерная сделка рухнет. В свою очередь Северная Корея продолжает запускать ракеты. И Китай пригрозил, что применит уже свои санкции против США в случае угрозы для этих стран.
Эксперты констатируют, что стратегическое глобальное моделирование находится под санкционным ударом, что грозит возможным экономическим хаосом в странах, валюта которых ослабла, упрочив инфляцию.
Наша страна в противовес готова выставить против США свой санкционный пакет. Ропщет и Германия. «Северный поток» хотя никто и не отменял, но сжиженный американский газ все же пойдет в Европу. В ответ Россия увеличивает мощности сжиженного газа на Ямале, где разработка каждой очереди увеличивает наши запасы до пяти миллионов тонн, что в перспективе предполагает до десяти процентов добычи всего мирового запаса сжиженного газа.
Да, до России США дотянуться уже не смогут, руки коротки. Но, судя по всему, останавливаться Америка не собирается, усиливая давление на российскую экономику. Разобраться бы Штатам, оказавшимся заложником большой политики, внутри своей страны, сталкивающейся с тем, что рядовых американцев все больше привлекает гарантированная социальная модель. Крупнейшая держава левеет, испытывая непреодолимое желание жить в стране равных возможностей и стабильного общества.
Если уж Америка заговорила об этом, то нашей стране сам бог велел строить государство, ориентированное на решение проблем простого человека, ощущающего на себе реальные перемены к лучшему. Сумеет ли Путин создать модель обновленной России, модель политической системы, экономического устройства регионов, выстраивающих с федеральным центром партнерские экономические, политические отношения?
Вне всяких сомнений время не ждет, торопит, секундные стрелки часов неумолимо движутся вперед, напоминая, что промедление смерти подобно. Да, Путин только в середине пути, но он точно знает, чего хочет, точно рассчитывает свои силы.
Кажется, он непредсказуем. Но в этом его загадка, его желание, перевернув привычный мир, совершить чудо, такое, как, например, Крымский мост, а еще нечто невиданное, во что поверит разочарованная планета, чтобы жить дальше.