Стратегия-2030: возможности следует проанализировать
Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года подготавливается в год 100-летнего юбилея со дня образования Дагестанской автономии в составе Советского Союза. Ещё один юбилей текущего года – 30-летие начала рыночных преобразований и перехода от плановой к рыночной экономической системе.
Этот тридцатилетний путь был непростым для всей России и особенно для нашей республики, считает собеседник «Дагправды» Низами Аскеров, заведующий кафедрой политэкономии Дагестанского государственного университета.
– Непростым, потому что уровень и качество жизни населения Российской Федерации продолжают оставаться значительно ниже показателей развитых стран мира, – говорит эксперт. – А уровень и качество жизни населения Дагестана по большинству показателей продолжают оставаться ниже среднероссийских.
Проект Стратегии-2030 охватывает довольно обширный материал. Включено очень много предложений и мероприятий от всех ведомств и организаций. Но мне как профессиональному политэкономисту представляется необходимым включение в Стратегию и концептуальных предложений по сокращению вмешательства государства в экономику. Понимаю, конечно, что на региональном уровне этого довольно трудно добиться.
– Низами Садитдинович, вопросам развития предпринимательства в республике уделяется большое значение, так же, как и взаимодействию институтов власти и бизнеса. Как бы вы охарактеризовали роль и значение крупного бизнеса в региональной экономике на данном этапе?
– В советский период развития в Дагестане, как известно, функционировал ряд крупных промышленных предприятий, обеспечивающих как большие объёмы производства, так и занятость населения. В проекте Стратегии предлагается раздел, который называется «Опережающее развитие малого и среднего бизнеса». С необходимостью развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса, безусловно, никто не спорит. Однако, на наш взгляд, следует ещё проработать вопрос о развитии в регионе крупного бизнеса, в противном случае мы так и останемся, образно говоря, «малым» регионом.
Почему я обращаю внимание на данный аспект? В нашем обществе всё ещё бытует мнение, что если привлечь в регион крупный бизнес, то малый бизнес начнёт вымирать. Эта проблема обсуждалась год назад, когда в регион устремилась ведущая розничная сеть России по торговле продуктами питания «Магнит». На наш взгляд, в Стратегии следует отдельно подчеркнуть необходимость развития в регионе именно крупного бизнеса, а малый бизнес, как правило, создаёт обширную сеть производственно-торговой поддержки крупного бизнеса, который выступает в качестве мощного локомотива экономического развития региона.
Эту стратегическую установку следует ещё дополнительно изучить, проанализировать секторы экономики, которые могут стать базовыми для крупного бизнеса. Кроме того, что очень важно, Правительству Республики Дагестан следует изучить, как использовать возможности действующих на современном этапе национальных проектов и федеральных программ для организации крупных производств в нашем регионе. Возможно, для этого следует использовать опыт работы республики с Министерством обороны и Министерством промышленности России или иными федеральными ведомствами.
– В Стратегии приведён пункт «Повышение эффективности политико-правовых институтов» в параграфе «Институциональные изменения». Насколько актуален этот вопрос для Дагестана?
– Чрезвычайно актуален. К сожалению, наше общество вот уже на протяжении тридцати постсоветских лет находится в состоянии политической турбулентности. Особенно это касается последнего десятилетия, когда через каждые три года меняется политическое и экономическое руководство республики. За этот период сменилось несколько составов Правительства, которые не успевают даже должным образом освоиться на рабочем месте и изучить экономику республику, не говоря о модернизации экономики и реализации прорывных инвестиционных проектов.
Поэтому уверен, что вы согласитесь со мной, что республика остро нуждается в следующих двух факторах устойчивого развития. Во-первых, в политической стабильности, лежащей в основе повышения инвестиционной привлекательности региона. Во-вторых, в профессиональном правительстве, которое на долгосрочной (именно на долгосрочной) основе решало бы фундаментальные проблемы экономики республики.
Дополню: в этом же разделе «Повышение эффективности политико-правовых институтов» следует отразить механизмы обеспечения эффективного и справедливого функционирования правовых институтов. Представляется необходимым шире отразить в Стратегии-2030 механизмы защиты прав собственности и прав предпринимателей. Отсутствие подобных механизмов способствовало в последние годы значительному оттоку капитала (в том числе и человеческого) и, соответственно, является основным препятствием для притока инвестиций в экономику республики. Достаточно вспомнить в этой связи следующие, так и несостоявшиеся инвестиционные проекты «Лазурный берег», «Немецкая деревня», «Порт-Петровск» и другие.
– В условиях правового вакуума и правового нигилизма, массового распространения коррупционных отношений в республике сформировалась теневая экономика. Как реализация Стратегии может повлиять на решение этой проблемы?
– Именно поэтому в ней жирным шрифтом следует выделить в качестве одной из основных стратегических целей необходимость вывода экономики из «тени». Это есть один из основных источников сокращения дотационности республиканского бюджета, по абсолютным показателям которой мы занимаем первое место среди субъектов России, получая из федерального центра 76 млрд рублей.
Другой, не менее важный вопрос, требующий окончательного решения, – введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, который затянулся на неоправданно длительный период. Исторически дагестанские народы привыкли использовать традиционное право частной собственности под названием «мулк», и сегодня требуется окончательная проработка настоящего вопроса.
В завершение хочу заметить: какие бы самые прорывные инвестиционные проекты ни были заложены в Стратегии развития Дагестана, без решения вопросов верховенства закона, обеспечения справедливого функционирования правовых институтов, в том числе судов, прокуратуры, полиции и других, достижение обозначенных стратегических целей представляется практически невозможным.