X

Стратегия развития, или Национальная идея

В Дагестане подходит к завершению разработка новой Концепции и Стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики. В ней должны быть определены пути и способы обеспечения в краткосрочной и долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния людей, динамическое развитие экономики республики.

Естественным следствием выработки такого документа должно стать выстраивание эффективных механизмов реализации стратегии, взаимодействия органов власти, общества, бизнеса, направленных на координацию деятельности всех сторон. Успех в её дальнейшей реализации, безусловно, зависит от обеспечения интересов различных групп дагестанского общества, согласие бизнеса, делового сообщества Дагестана с её основополагающими тезисами, подходами и методами воплощения в жизнь.

О своём видении, о важных и требующих внимания вопросах, без учёта которых стратегия социально-экономического развития Дагестана была бы неполноценной, нам рассказал президент Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО», почётный строитель РФ, заслуженный строитель РД, член Совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), член Совета при Главе РД по улучшению инвестиционного климата Али Шахбанов.

– Предложение участвовать в выработке стратегии нами принято позитивно, и мы выражаем свою готовность активно участвовать в разработке документа, – отмечает он. – Мы должны с большой ответственностью отнестись к тому, что определит будущее нашей республики, максимально вложив в этот документ весь спектр действенных форм и методов работы, не упустив из виду и не оставив без внимания ни одной из существующих проблем Дагестана, от разрешения которых в прямой зависимости благосостояние населения и развитие экономики.

С 2002 года в республике наработано 6 стратегий макроэкономических программ. Ни одна из них не реализована в полной мере, так как по большому счёту они не имели под собой ни тактических решений, инструментов и механизмов реализации, ни достаточного финансирования, ни инновационных, технических, технологических, организационных, управленческих решений. Эти стратегии были ориентированы на долгосрочное социально-экономическое развитие. На мой взгляд, и его разделяют многие эксперты, в них недостаточно чётко были задействованы финансово-экономические институты развития. Как говорил маршал Победы Г. К. Жуков: «Стратегия без тактики – поражение», – что мы имели и имеем на сегодня. Как бы нам вновь не совершить подобные ошибки.

Стратегия должна стать программным документом, характеризующим состояние экономики и определяющим основные принципы, цели и задачи, приоритеты государственной политики на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Экономика Дагестана имеет многочисленные межотраслевые связи и высокий мультипликативный эффект каждого сектора экономики. Нам необходимо всем этим умело воспользоваться и принять во внимание в окончательной редакции Стратегии.

– Али Баширович, вы строитель, и, конечно, прежде всего интересно ваше экспертное мнение по выводу строительной отрасли из кризисной ситуации. Что, на ваш взгляд, нужно предпринимать для этого в первую очередь?

– Проблемы строительной отрасли хорошо известны и их достаточно много. Нам нужно создать условия не только для роста числа многоквартирных домов, но и для реализации программ улучшения жилищных условий семей путём строительства индивидуального жилья, особенно в сельской местности. Ключевыми целями и приоритетами в сфере жилищного строительства является создание условий для увеличения объёмов жилищного строительства, с учётом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.

Нам предстоит совершенствовать механизмы финансирования жилищного строительства, модернизовать производственную базу строительных предприятий, развивать ИЖС. Без снижения административной и контрольной нагрузки на застройщиков и эффективного использования земельных участков, других механизмов отрасль не поднять. Эти все моменты должны быть определены в разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Дагестана. У нас масса проблемных домов и начатых проектов. Как завершить их строительство? К примеру, через привлечение средств Банка «Дом РФ» или иных средств. Множество вопросов строителей замыкаются в комплекс общих проблем нашей экономики, и потому подходы должны быть комплексными и, конечно, отражены в таких документах, как Стратегия. К слову, модернизация профессионального образования, внедрение цифровых учебных методических комплексов проблема общая, но нам определённо ясно, что без цифровизации у строителей нет будущего.

– Вы говорите об общих проблемных вопросах нашей экономики и комплексном подходе. Что вы имеете в виду?

– Дело в том, что строительная отрасль, где прямо, где косвенно соприкасается практически со всеми сегментами экономики. К примеру, транспортная инфраструктура – это дороги и мосты, которые возводят строители. Энергетика – это также строительство плотин, станций и других сооружений. ЖКХ, туризм – всё завязано на строительстве. Развивается транспортная инфраструктура – значит, и строительная отрасль растёт. Но и от степени развития строительной отрасли, её мощи в конечном итоге зависит потенциал развития всей экономики. В этом отношении нам не безразличны «болевые» точки экономики Дагестана. Более того, по большинству из них у наших коллег, а в Гильдии сотни компаний самой разной специализации, есть определённые наработки, есть технологии, системные меры по решению этих проблем.

– К примеру?

– Начну с энергетики, отрасли без которой по сути не может быть развития экономики. В Дагестане из года в год растёт потребление электроэнергии, а вот генерирующих мощностей практически не вводится. Преодоление энергетических факторов роста, в т. ч. за счёт повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии и механизмов энергосбережения, не просто дань моде, а насущная необходимость для Дагестана.

Дело в том, что все существующие мощности ГЭС (2 т.МВт) вырабатывают практически в 2 раза меньше электроэнергии на 1 т.МВт, чем в среднем по России работающими ГЭС. Генерация работает в пиковых режимах, определяемых оператором, в интересах энергосистемы Юга России. При этом республика на душу населения потребляет в 5,7 раза меньше электроэнергии, чем в среднем по России, а горные территории в 2,2 раза меньше, чем равнинные потребители республики.

За то, что наша энергетика «в резерве», монополисты получают серьёзные компенсации. А что получает Дагестан? Затоплены сотни гектаров садов, уничтожены нерестилища рыб, заилены водохранилища – стратегические запасы водных ресурсов, нет выноса на поля практического биогумуса. Самое крупное водохранилище Чиркейской ГЭС ёмкостью 1,320 км3 только за 50 лет заилено наносами до 900 млн м3, Чирюртовское, Гергебильское водохранилища на 90 %.

Водные ресурсы, из-за изменения климата и интенсивного таяния ледников, по нарастающей уменьшаются. Кризисные проблемы по водным ресурсам в ближайшие 20-25 лет будут весьма и весьма ощутимы, в т. ч. и для производства электроэнергии на средних и крупных ГЭС. В целом, нанесённые и наносимые экономические, экологические, социальные убытки республике, только генерацией, нами предварительно оцениваются более чем в 21 млрд рублей ежегодно. Нам необходимо найти решение этих проблем.

– Они у вас есть?

– Знаковыми технологиями являются возобновляемые источники энергии (ВИЭ), широкомасштабная интеграция которых, особенно по горным территориям, решит множество экологических, социальных, миграционных и экономических задач. Также это даст импульс развитию строительной отрасли.

В Дагестане производятся гелиосистемы, которые при востребованности могут до 70-80 % по году обеспечить население теплом и горячим водоснабжением, а биогазовыми технологиями – органическим удобрением и газом. Почему бы не воспользоваться этими возможностями?

Весьма эффективным по приоритетности, и в связи с потерями только в сетях ДЭСК (без МО) до 1,5 млрд кВт.ч в год, считаем энергосбережение, обеспечивающее энергоэффективность не только всех секторов экономики, но и ЖКХ. Инвестиции в энергосбережение в 2,5-3 раза эффективней, чем ввод новых мощностей на величину, равную сэкономленной электроэнергии. Также экономия электроэнергии при производстве продукции и оказании услуг уменьшает их конечную стоимость на величину сэкономленной электроэнергии, что существенно сказывается на конкурентоспособности продукции, услуг.

– Вы говорите об инвестициях? Вы, кстати, член Совета при Главе РД по улучшению инвестиционного климата. Вот скажем, в энергетике, понятно, ресурсы государства, бюджета играют существенную роль в её развитии, но ведь есть частный сектор. Как вовлечь его в инвестирование?

– В Дагестане принят закон «Об энергосбережении», есть программа энергосбережения, но нет никакого исполнения. Точно так же есть Закон «О ВИЭ» от 2018 года. Это очень хорошо, но из него выхолощена статья «О технологическом присоединении электроэнергии, произведённой малой энергетикой, к сетям». Дагестанские инвесторы могли бы массово строить мини- и микроГЭС в горном Дагестане, однако в таком виде закон не стимулирует и не мотивирует инвесторов. Это только один пример того, как формальный подход ломает инвестиционный климат республики.

Или, скажем, нефтяная отрасль Дагестана. Десятилетиями добыча нефти и газа на шельфе и материке на территории Дагестана – закрытая тема. В целом на Каспии запасы углеводородных ресурсов составляют 10-12 млрд тонн. Шельф, прилегающий к территории Дагестана, разведан только на 2 %. Сегодня большинство из 300 нефтегазовых скважин, с добычей более 2 млн тонн сырья, законсервировано. Завозимая в республику продукция из нефти и газа ежегодно дорожает, что существенно сказывается на экономике республики. Транзит по нефтепроводам и ж/д через республику в другие регионы составляет 4-4,5 млн тонн. То есть часть этого сырья, на определённых условиях, могла бы перерабатываться в Дагестане, ведь на территории республики практически простаивает более 10 малых и средних НПЗ. Не говоря о добыче, разработке новых скважин, только переработка нефти могла бы вызвать рост инвестиций в республику.

– Возвращаясь к стратегии социально-экономического развития Дагестана, скажите, что на ваш взгляд, в ней упускается из виду?

– Дагестану нужны крупные инфраструктурные проекты для развития и укрепления позиций не только на внутреннем рынке России, но и на мировом. Рассмотрение и разработка системных мероприятий, проектов, техническое, технологическое их наполнение, в совокупности с программой развития горных территорий, их взаимная интеграция позволят стабилизировать не только экономические, экологические, социальные, миграционные проблемы, но и межнациональные, где конфликты приобретают системный характер.

В Дагестане туризм может получить серьёзное развитие. Он по сути может вызвать инвестиционный бум в республике, однако это возможно только при государственно-частном партнёрстве. Есть уверенность, что целесообразно создание туристического холдинга, с выстраиванием системного инвестиционного проекта. Нам нужны туристические базы, отели на территории маршрутов, выстроенных с обеспечением сервиса и безопасности. У нас должно быть своё, дагестанское туристическое «золотое кольцо», включающее объекты древней культуры, культовых сооружений и достопримечательностей. Наши строители незаменимы в застройке наиболее ландшафтных территорий. Кому, как не им, знакомы лучшие традиции горной архитектуры и культурные особенности наших народов. В подобный, повторюсь, системный проект могут интегрироваться десятки, сотни частных малых туристических компаний со своими 1-2-дневными маршрутами.

– То есть вы считаете, что инвесторами должны стать прежде всего сами дагестанцы?

– Да, и для этого необходимо выстраивание эффективных механизмов взаимодействия органов власти, общества и бизнеса. Без координации проектов, без снижения рисков ведения предпринимательской деятельности, в т. ч. коррупции, контрольно-надзорного давления, непрозрачной системы земельных отношений, без конкретной ответственности исполнителей за результаты и последствия принятых решений на всех уровнях органов власти любая стратегия трудно реализуема.

Нам для развития Дагестана необходимо, чтобы в процессы развития экономики, в реализацию проектов и государственных программ было вовлечено как можно больше дагестанцев. Если вопрос возрождения нашей республики стал бы национальной идеей всех дагестанцев, мы бы конечно, очень скоро добились успеха. Потому Стратегия социально-экономического развития Дагестана должна быть не фикцией, а реальным программным документом, определяющим подходы, методы, стратегию и тактику пути достижения высоких результатов.

Статьи из «Стратегия Дагестана»