X
09:54 02.06.2011

Светское и религиозное в современном обществе: конфронтация или консенсус?

Говоря о сущности светского, отметим, что в контексте современной социально-философской мысли можно выделить три основных ее трактовки, различающихся по степени их «жесткости».

Первая трактовка предстает пониманием светского как контррелигиозного, что предполагает явное или скрытое их идейное противостояние. Здесь к светскому относится только то содержание, которое связано с активным отрицанием религиозного, утверждением его альтернатив. Пример классической ситуации, для которой характерна данная интерпретация светского, дает советское общество с его тотальной идеологией атеизма, когда светское и религиозное мировоззрения рассматривались как «свет» и «тьма», как два взаимоисключающих взгляда на мир.

Вторая – это трактовка светского как безрелигиозного. Это смягченное и более широкое понимание сути понятия «светское», не предполагающее обязательного присутствия в его содержании активного контррелигиозного момента, но сохраняющее принцип дистанцирования от религии. Такое понимание являет собой своего рода либерализированный вариант интерпретации светского как контррелигиозного. В соответствии с данной интерпретацией к светскому может быть отнесено только то содержание, которое в том же контексте не может быть отнесено к религиозному, и наоборот.

И наконец, третья трактовка – это светское как религиозное. Это наиболее широкая и идеологически нейтральная, но более радикальная с философской точки зрения трактовка принципа светскости. Она предполагает независимость светского начала от религии. В свете данной интерпретации к светскому может быть отнесено то содержание, которое характеризуется не столько объективным отсутствием или субъективным отрицанием свойства религиозности, сколько свойством светскости как неким положительным качеством. Это определение предполагает более отстраненный и непредвзятый и в силу этого объективный философско-научный подход к соотношению светского и религиозного. В контексте этого подхода светскость обретает собственный смысл, предполагающий отсутствие отрицательной зависимости от религии.

Здесь важно то, что только последняя интерпретация ставит понятия «религиозное» и «светское» в равноправные отношения, поскольку предполагает у светского наличие собственного, автономного онтологического основания, не сводимого к религиозному. Соответственно, в контексте данной трактовки то или иное явление может характеризоваться как светское независимо от того, является ли оно в то же время религиозным, и наоборот. Иными словами, данная трактовка светского открывает возможности сочетания религиозного и светского.

В новое время быть светским человеком означало быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но сегодня светскость не может сводиться к антирелигиозности, она увязана с формированием общечеловеческой морали, развитием разумных идей, знаний и их распространением через многообразные социальные институты.

Светскость предполагает, что гражданское общество органически включает в себя, наряду с иными институтами и многообразные религиозные организации и движения. Она одновременно предполагает и неприятие претензий церкви на утверждение своей монополии на мораль, образование, воспитание, не говоря уже о претензиях на власть. При этом важно не доводить понимание светского до его полного отождествления с секулярностью, т.е. до идеи полного исключения влияния религии в обществе, что попытались сделать сначала французские революционеры, а позже воинствующие безбожники в нашей стране, объявившие религии войну на уничтожение.

Отметим, что в настоящее время на отождествлении светскости с секулярностью настаивают именно сторонники либерально-демократической идеологии. Трактуя светскость как исключение влияния в обществе не только любой религии, но и любой идеологии, обосновывая цель полной деидеологизации общественных отношений, отстранения государства и государственной школы от духовности — как религиозной, так и нерелигиозной. Соответственно, они настаивают на недопущении любого влияния религии и религиозных организаций на общественно-государственную систему образования. В этой системе взглядов какое-либо взаимодействие государства с религиозными организациями в области общественно-государственного, светского образования оказывается «ненужным».

Потому-то эта позиция и предстает как установка на разрушение традиционной духовной культуры в обществе, разрыв народов со своим историческим прошлым, отказ от национальной, культурной и религиозной самобытности. Результатом принятия такого подхода окажется не мифическая деидеологизация, не освобождение государства от «пут» религии или идеологии, а духовно-нравственная деградация общества или установление какой-либо квазирелигиозной государственной идеологии.

Идеологически нейтральное понимание светскости означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли. Только в этом случае светскость может выступить как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан.

Современное понимание светскости отводит религии подобающее ей место, превращает ее в один из элементов гражданского общества, одновременно сокращая, минимизируя ее претензии на монопольное положение в обществе. Именно последнее понимание светскости означает признание религии позитивным компонентом общественного мироустройства наряду с наукой, искусством, моралью, философией и пр.

В таком понимании светскость может явиться универсальной общественной идеологией, но при условии, что она будет оставаться открытой для дискуссий, будет уважать не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и особенность, и с учетом этого будет принципом, существующим в движении и развитии. Соответственно, светское сознание предстанет самым передовым, инновационным, поскольку будет формироваться с ориентацией на просвещенный разум, т.е. вооруженный научными знаниями и подлинно гуманистической общечеловеческой моралью.

Статьи из «Политика»

Из династии военных

44
- Будущий герой нашей великой страны Сухраб Ахмедов (на снимке) родился в семье военного. Его...

Первый этап сотрудничества

4
Как ранее сообщала «Дагестанская правда», по итогам бизнес-миссии дагестанской делегации в...

Улучшения запланированы

8
Несмотря на принимаемые и республикой, и Федеральным центром меры, предприятия энергетики и...

Звезду Героя передали родителям

82
Султан Сулейманов всю жизнь посвятил Родине, окончил с...

Сын своего отца

1007
Настоящие герои редко говорят о себе. Они просто молча делают то, что должны, как Нурислан...

Татьяна и казаки

290
Недавно в Махачкале состоялась премьера документального фильма «Казаки бригады «Терек» о...

Долгоиграющие витамины

19
Число предприятий по переработке плодоовощной продукции сократилось с 34 до 10 по сравнению с...

Сплав опыта и энергии

40
В 2024 году более 200 больных дагестанских детей вместе с сопровождающими их матерями были...

Он за ценой не постоял

76
Штурмовики на линии фронта – это авангард наступательной силы армии. Они первыми...

Россия не Америка, и Америка – не Россия

16
Какая между нами разница? В чём противоречия и могут ли в принципе не быть антагонистами две страны? Чтобы ответить на...

Из окопов на руководящие должности

162
В Махачкале на базе оздоровительного комплекса...