Купить PDF-версию
03:52 | 08 июня, Вс
Махачкала
X
09:54 02.06.2011

Светское и религиозное в современном обществе: конфронтация или консенсус?

Говоря о сущности светского, отметим, что в контексте современной социально-философской мысли можно выделить три основных ее трактовки, различающихся по степени их «жесткости».

Первая трактовка предстает пониманием светского как контррелигиозного, что предполагает явное или скрытое их идейное противостояние. Здесь к светскому относится только то содержание, которое связано с активным отрицанием религиозного, утверждением его альтернатив. Пример классической ситуации, для которой характерна данная интерпретация светского, дает советское общество с его тотальной идеологией атеизма, когда светское и религиозное мировоззрения рассматривались как «свет» и «тьма», как два взаимоисключающих взгляда на мир.

Вторая – это трактовка светского как безрелигиозного. Это смягченное и более широкое понимание сути понятия «светское», не предполагающее обязательного присутствия в его содержании активного контррелигиозного момента, но сохраняющее принцип дистанцирования от религии. Такое понимание являет собой своего рода либерализированный вариант интерпретации светского как контррелигиозного. В соответствии с данной интерпретацией к светскому может быть отнесено только то содержание, которое в том же контексте не может быть отнесено к религиозному, и наоборот.

И наконец, третья трактовка – это светское как религиозное. Это наиболее широкая и идеологически нейтральная, но более радикальная с философской точки зрения трактовка принципа светскости. Она предполагает независимость светского начала от религии. В свете данной интерпретации к светскому может быть отнесено то содержание, которое характеризуется не столько объективным отсутствием или субъективным отрицанием свойства религиозности, сколько свойством светскости как неким положительным качеством. Это определение предполагает более отстраненный и непредвзятый и в силу этого объективный философско-научный подход к соотношению светского и религиозного. В контексте этого подхода светскость обретает собственный смысл, предполагающий отсутствие отрицательной зависимости от религии.

Здесь важно то, что только последняя интерпретация ставит понятия «религиозное» и «светское» в равноправные отношения, поскольку предполагает у светского наличие собственного, автономного онтологического основания, не сводимого к религиозному. Соответственно, в контексте данной трактовки то или иное явление может характеризоваться как светское независимо от того, является ли оно в то же время религиозным, и наоборот. Иными словами, данная трактовка светского открывает возможности сочетания религиозного и светского.

В новое время быть светским человеком означало быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но сегодня светскость не может сводиться к антирелигиозности, она увязана с формированием общечеловеческой морали, развитием разумных идей, знаний и их распространением через многообразные социальные институты.

Светскость предполагает, что гражданское общество органически включает в себя, наряду с иными институтами и многообразные религиозные организации и движения. Она одновременно предполагает и неприятие претензий церкви на утверждение своей монополии на мораль, образование, воспитание, не говоря уже о претензиях на власть. При этом важно не доводить понимание светского до его полного отождествления с секулярностью, т.е. до идеи полного исключения влияния религии в обществе, что попытались сделать сначала французские революционеры, а позже воинствующие безбожники в нашей стране, объявившие религии войну на уничтожение.

Отметим, что в настоящее время на отождествлении светскости с секулярностью настаивают именно сторонники либерально-демократической идеологии. Трактуя светскость как исключение влияния в обществе не только любой религии, но и любой идеологии, обосновывая цель полной деидеологизации общественных отношений, отстранения государства и государственной школы от духовности — как религиозной, так и нерелигиозной. Соответственно, они настаивают на недопущении любого влияния религии и религиозных организаций на общественно-государственную систему образования. В этой системе взглядов какое-либо взаимодействие государства с религиозными организациями в области общественно-государственного, светского образования оказывается «ненужным».

Потому-то эта позиция и предстает как установка на разрушение традиционной духовной культуры в обществе, разрыв народов со своим историческим прошлым, отказ от национальной, культурной и религиозной самобытности. Результатом принятия такого подхода окажется не мифическая деидеологизация, не освобождение государства от «пут» религии или идеологии, а духовно-нравственная деградация общества или установление какой-либо квазирелигиозной государственной идеологии.

Идеологически нейтральное понимание светскости означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли. Только в этом случае светскость может выступить как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан.

Современное понимание светскости отводит религии подобающее ей место, превращает ее в один из элементов гражданского общества, одновременно сокращая, минимизируя ее претензии на монопольное положение в обществе. Именно последнее понимание светскости означает признание религии позитивным компонентом общественного мироустройства наряду с наукой, искусством, моралью, философией и пр.

В таком понимании светскость может явиться универсальной общественной идеологией, но при условии, что она будет оставаться открытой для дискуссий, будет уважать не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и особенность, и с учетом этого будет принципом, существующим в движении и развитии. Соответственно, светское сознание предстанет самым передовым, инновационным, поскольку будет формироваться с ориентацией на просвещенный разум, т.е. вооруженный научными знаниями и подлинно гуманистической общечеловеческой моралью.

Статьи из «Политика»

Дорога к работодателю

4
В эти дни в Липецке эксперты обсуждают, как свести студентов и молодых специалистов с...

На службе Отечеству

6
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Террористическая сущность Украины

14
Это уже стало печальной традицией: как только речь заходит о каких-то переговорах относительно хода СВО, так украинская сторона...

Патриотизм – это любовь к родному дому

74
Путь на СВО у каждого, выбравшего службу по контракту, разный. Дело в мотивации – именно она и есть та движущая сила,...

Четыре месяца, изменившие судьбу

33
Шли первые месяцы после начала СВО. И вот однажды под утро...

Свет сквозь печаль

12
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

По законам Послания

28
Сегодня Глава Дагестана Сергей Меликов огласит очередное Послание. Как известно, в этом...

Путин сказал – Путин сделал

26
«…И даже на конкурсе идиотов они заняли бы второе место». О ком это? И кто это сказал?

Дагестан глазами Марии Захаровой

81
Эффектное начало выступления дает возможность...

Пострадавшим помогут, если…

39
Дагестанцы часто сталкиваются с значительным ущербом вследствие аварий, разрушений, имеющих природный или техногенный характер. Пострадавшие вправе ожидать, что...