Связанные одной целью
Какова роль общественных институтов в жизни общества? Можно ли утверждать, что они уравновешивают полярные точки зрения? И где та золотая середина, не разъединяющая, а объединяющая, не вносящая раскол, а подставляющая плечо, как, собственно, и должны выстраиваться взаимоотношения между властью и обществом?
Собравшийся координационный совет НКО РД, представители СМИ были настроены более чем решительно, слишком многое пришлось пережить в жесткий трехмесячный карантин, заставивший многое пересмотреть, чтобы решить для себя, так ли легко судить-рядить, каково приходилось как общественникам, так и СМИ – тем, кто нес ответственность за информационное освещение пандемии, оказавшейся моментом истины для каждого дагестанца. И начался этот непростой разговор с той коллективной ответственности, что должна быть в непростой для общества период.
По правде сказать, трудно было делать положительные выводы, когда, рапортуя о борьбе с коронавирусом, представитель республиканского Минздрава, начальник Управления организации оказания медпомощи населению Муслимат Гасанова бодро «по бумажке» рапортовала о том, как со знанием дела республиканское ведомство готовилось к пандемии, как проходили инструктаж, обучающие семинары персонала лечучреждений. И если бы сидящие в зале так или иначе не были свидетелями драматичных событий, то можно было подумать, что победные реляции основаны на действительном положении вещей. Отнюдь… К сожалению, каждый дагестанец либо сам оказался во власти страшного заболевания, либо потерял близких, друзей. Поэтому эмоции порой перехлестывали. И вопросы минздравовскому представителю задавали жесткие, порой нелицеприятные.
Понятное дело, что в той ситуации было допущено немало ошибок. Слишком непредсказуемой оказалась пандемия. И результаты ее оказались столь серьезными, что впору не только проанализировать случившееся, но и сделать выводы, учитывая, что коронавирус лишь ослабил удавку и продолжает держать всех в страхе.
А ведь поначалу большая часть населения скептически восприняла предупреждение о заболевании, с которым врачам пришлось бороться скорее по наитию – слишком уж противоречивая информация доходила до специалистов. Да, это был непростой период в жизни республики. И СМИ, как государственные, так и частные, на чьи плечи легло информационное освещение сложнейшей ситуации, делали свое дело добросовестно и вместе с врачами входили в «красную зону», стараясь выдавать самую свежую объективную информацию о настоящем положении вещей.
Мог ли республиканский Мининформсвязи выдавать дозированную, далекую от истинного положения информацию, в чем порой упрекали его сотрудников отдельные обыватели и даже общественники? Его представитель Рустам Джалаков, выдерживая ровный тон, поделился с членами координационного совета, в какой обстановке приходилось работать государственным СМИ и как важно оказалось на тот момент избежать провокационных фейков, периодически возникавших в соцсетях, создавая панические настроения среди дагестанцев.
Да, в грустной риторике обсуждаемой темы трудно было не сорваться, сдержаться – слишком велик накал острых переживаний, которые еще долго будут напоминать о себе.
Что скрывать, в разгар пандемии непросто было вот так сразу сориентироваться, чтобы не допустить досадных просчетов. Да, приходится признать, что и население республики, несмотря на постоянные предупреждения о смертельном вирусе, продолжало толпами ходить на соболезнования, устраивать свадьбы, отказываясь носить маски. Но ведь и возникший коллапс с препаратами (которых попросту не было в аптеках, а когда они появились на прилавках, то цены на них превышали реальную стоимость в разы) и отсутствие противочумных халатов, масок, которыми, к сожалению, были обеспечены не все лечучреждения республики, привело к тому, что вместе с больными погибали и сами врачи.
Задача общественников и СМИ может быть реализована на общей площадке, на которой должны быть определены единые цели и задачи. В непростой для республики период необходима общая работа на родной Дагестан
Общественники напомнили и о том, что зачастую скорая помощь не имела возможности госпитализировать больных коронавирусом, поскольку мест в специализированных больницах катастрофически не хватало. Такая проблема возникала как в Махачкале, так и в Хасавюрте, Дербенте. Созданный ковидный центр на базе Первой городской больницы Махачкалы, переоборудованные под ковид-учреждения инфекционные больницы, хоть и включали 1556 койко-мест, но всего этого оказалось недостаточно. А Минздрав РД так и не воспользовался частными центрами, готовыми оказать всю необходимую помощь, пока на помощь не пришел Владимир Путин, изменивший общую ситуацию и фактически спасший республику.
Немало прозвучало упреков со стороны общественников и в том, что КТ приходилось делать в условиях огромной скученности больных, а цена за обследование доходила до пяти тысяч рублей. Серьезной проблемой оказались и дефицитные тесты для лечучреждений, что вылилось в высокие цифры смертности. Что скрывать, большая часть леучреждений республики испытывала проблемы с противочумными халатами, антисептиками, необходимыми препаратами, и вопросов к тем структурам, кто отвечал за антипандемийную кампанию, набралось немало.
Но главный редактор «Дагестанской правды» Бурлият Токболатова направила жаркую дискуссию в русло трезвой оценки недавних событий. Предъявив счет себе, она спросила, а что конкретно было сделано каждым, чтобы минимизировать потери населения. В качестве убедительного аргумента стали ежедневные публикации «Дагестанской правды», журналисты которой отслеживали динамику пандемии, рассказывая на страницах издания о врачебном подвиге, о тех, кто погибал, спасая людей порой ценой собственной жизни.
Редактор общественно-политического издания обратила внимание присутствующих на то, что информационное освещение самых востребованных жизнью проблем оперативно поднимается на страницах газеты. Это самые жгучие вопросы, включая сброс канализационных стоков в Каспий, обеспечение городов республики водой, светом газом.
– Газета откликается на каждый негативный факт, на который обращают внимание читатели, потребители интернет-сетей. Отслеживая проблемные темы, газета старается привлечь внимание органов власти, указывает отраслевым ведомствам на недоработки. Все это – часть огромной информационной деятельности СМИ, и недооценивать ее нельзя, – напомнила Б. Токболатова. – И я не сомневаюсь, что задача общественников и СМИ может быть реализована на общей площадке, на которой должны быть определены единые цели и задачи.
Редактор издания также напомнила, что газете иной раз приходится подкреплять свою принципиальную позицию в судах первой, второй… инстанций. Но это и есть та направленная деятельность ежедневной газеты, репутация которой укрепляется обратной связью, посылом своего читателя.
Б. Токболатова выразила общую для всех мысль: в непростой для республики период необходима объединяющая роль дагестанского общества, работа на родной Дагестан. И в этом случае сходятся интересы прессы и институтов гражданского общества – общественный контроль, влияние на общественно-политические процессы, создание благоприятной среды для развития общественных организаций, вовлечение в общественно значимые инициативы молодежи, среднего поколения, реально ощутивших бы свою причастность к огромной работе по выработке ценностных ориентиров, норм и правил, на которых основываются элементы демократического правового государства.
– СМИ, – напомнила Б. Токболатова, – коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. И взаимодействие СМИ и общественников должно стать системной кропотливой работой.
Разговор, давно назревший, оказался обоюдополезным. И есть надежда на то, что каждая из сторон была услышана.