Однако все это следствия. Должны быть еще и серьезные предпосылки, побуждающие к столь тесным действиям и единству. Одному из этих феноменов дал определение выдающийся этнолог Л.Гумилев: это комплиментарность — «непереборимая приязнь между народами». Видимо, это следствие общего происхождения.
Второй предпосылкой дагестанского единства была свойственная нашим предкам непокорность чужеземному гнету.
Вместе с этим мы знаем, что и в семье не обходится без проблем. В Дагестане тоже возникали межэтнические проблемы. Но всегда они порождались под влиянием внешних факторов, больше всего социального неблагополучия, что, как известно, всегда приводит к этнической мобилизации и межэтнической напряженности.
Один из таких периодов наступил в связи с распадом Российской империи и иностранным вмешательством и гражданской войной.
Первый учредительный съезд
В октябре 1920 года было принято решение Политбюро РКП(б), признающее своевременным образование на Северном Кавказе Терской и Дагестанской автономных республик в составе РСФСР.
Для практического осуществления этого решения и выявления воли трудящихся масс было решено в Терской области и в Дагестане созвать съезды народов. В Дагестане съезд был назначен первоначально на 10 ноября 1920 года. Но из-за разногласий в руководящем составе был перенесен на 13 ноября. На новом совещании с участием прибывших И.В. Сталина и Г.В. Орджоникидзе пришли к согласованному мнению. На Чрезвычайном съезде, проходившем в Темир-Хан-Шуре, присутствовало около 300 делегатов. Открыл его Д. Коркмасов. С декларацией об автономизации Дагестана от имени Советского правительства выступил народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин. Съезд единодушно одобрил декларацию о советской автономии Дагестана. В свою очередь факт признания Центром многонационального Дагестана как единой автономии еще раз свидетельствовал о том, что он предстает как единая страна.
20 января 1921 года был издан декрет ВЦИК об образовании ДАССР.
К началу 1930-х годов для всех крупных народов Дагестана были созданы государственные национально-культурные автономии: дагестанская национальная школа, где обучение в начальных классах велось на родных языках, а в старших классах – на русском языке, дагестанское учебно-педагогическое издательство с секциями (редакциями) национальных языков; открыт Институт педагогики, также с национальными секциями, на филологическом факультете педагогического вуза и педагогических училищ были созданы национальные отделения по подготовке учительских кадров; на дагестанском радио созданы редакции по национальному вещанию; учреждены республиканские национальные газеты и журналы как органы правительства; в Союзе писателей образованы национальные секции. В НИИ истории, языка и литературы были созданы отделы по изучению языков и этнографии всех народов. В городах и ряде районных центров открылись национальные театры всех крупных народов.
Всем малочисленным народам была предоставлена административная автономия, они были объединены в административные районы: андо-цезские — Ахвахский, Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский; кайтагцы — Кайтагский, агулы — Агульский, рутулы и цахуры — Рутульский. Все малочисленные народы имели также административные образования-самостоятельные сельские советы.
Следствием функционирования обоих видов автономий стало сохранение этнокультурной самобытности всеми народами Дагестана — как крупными, так и малочисленными.
С объявлением автономии народы Дагестана обрели единое территориальное, политическое, правовое, экономическое и культурное пространство, на базе которого происходило их дальнейшее развитие и сближение. В этом состоит историческое значение I Съезда народов Дагестана.
Второй съезд
Перестройка, начатая во второй половине 1980-х годов, закончилась развалом СССР, дезорганизацией управления в центре и регионах, разрывом хозяйственных связей и социально-экономическим кризисом. По всему периметру границ Дагестана обострились межнациональные отношения, возникли войны и конфликты.
Наша республика к началу демократических преобразований унаследовала от прошлого комплекс противоречий и конфликтов в сфере межэтнических и социальных отношений.
Наибольшую опасность для Дагестана представляла неопределенность положения соседей – Чеченской Республики, ее насыщенность оружием и боеприпасами, исключительно агрессивный характер неконтролируемых вооруженных банд, совершавших опасные набеги на территорию республики. Это наносило не только значительный материальный ущерб Дагестану, но и стало одним из факторов дестабилизации обстановки в республике.
В этой сложнейшей обстановке 13-14 декабря 1992 года в Махачкале состоялся II Съезд народов Дагестана.
Съезд провозгласил три главных принципа, которые позже легли в основу Конституции РД: Дагестан — един и неделим; Дагестан — в составе России; у каждого народа есть свои проблемы, но решение их без учета интересов всех дагестанцев невозможно. Следует отметить, что все эти три пункта поддерживались подавляющим большинством дагестанцев независимо от их политических симпатий и антипатий, национальной или религиозной принадлежности. В соответствии с решениями съезда была проведена реформа политической системы.
Был создан Государственный Совет, состоящий из представителей 14 регистрируемых в актах гражданского состояния национальностей. Госсовет стал высшим исполнительным и представительным органом власти.
Парламент республики — Народное Собрание — избирался всенародно, и в нем народы были представлены пропорционально своей численности. В правительстве на руководящих должностях также были представлены все народы республики.
Эта система приобрела самореализуемую устойчивость, успешно функционировала и сумела решить ряд важных задач. Прежде всего удалось преодолеть внутренние сепаратистские движения и не допустить развала республики на части, избежать массовых межэтнических.
Принятые меры способствовали снижению накала в межнациональных отношениях, росту доверия между властными структурами и обществом. Важнейшее значение в стабилизации обстановки в тех условиях имела помощь республике федерального центра. В кратчайший срок была построена железнодорожная ветка в обход Чечни, приняты программы социально-экономического развития «Горы», «Юг», «Север» с учетом региональных особенностей этих зон республики.
Историческое значение II Съезда народов Дагестана состоит в том, что в условиях многостороннего кризиса власть и народы республики выступали в единстве адекватно сложившейся обстановке и вышли успешно из политического кризиса.
Третий съезд
Говоря об исторических вызовах, побудивших созвать съезды народов, следует отметить сходство и различия обстановки в начале 1990-х и в конце 2000-х годов. Сходство было в том, что тогда и сегодня возникли угрозы дагестанскому единству и исторически оправданному нахождению Дагестана в составе Российского государства. Различия обнаруживаются в состоянии общества. Тогда раскол общества исходил от его активизировавшейся части — национальных и общественно-политических движений.
Третий съезд состоялся 15 декабря 2010 года в Махачкале, присутствовало около 3000 делегатов. Они заслушали доклад Президента РД М.Магомедова «Дагестан за мир, единство и развитие», приняли резолюцию по докладу, Обращение к Президенту РФ Д.Медведеву и Обращение к дагестанцам.
В докладе М.Магомедова был дан глубокий анализ ситуации в республике. Главной и первоочередной задачей было определено преодоление экстремизма и терроризма, в которых концентрированно проявляются существующие в обществе противоречия. Причинами экстремизма и терроризма названы главным образом социальные факторы и пороки в практике работы органов власти и правоохранительных органов. Они названы принципиально и откровенно: разрыв между богатыми и бедными создает в обществе ощущение напряжения, обостряет чувство социальной справедливости. Дагестанцев беспокоит, что большинство молодых людей не имеют работы. Социальная неустроенность порождает недовольство, служит питательной почвой для распространения протестных настроений, радикальных и экстремистских идей.
В докладе были приведены примеры глубокой деградации общества: имеют место такие явления, как отцеубийство, теракты против детей, женщин, убийства на кладбище, в больницах, использование террористов-смертников; подчас трудно определить, где заканчивается экстремизм и начинается криминал.
Обозначив главную задачу — преодоление экстремизма и терроризма, Президент скорректировал механизм противодействия этим явлениям: «Считаю, что решение проблемы возможно не только силовыми методами, но и с помощью экономических, политико-правовых и социально-культурных инструментов. В первую очередь нам необходимо изменить социально-экономическую ситуацию. Мы хорошо сознаем, что условия для распространения экстремизма и терроризма будут сохраняться до тех пор, пока не будет снижена острота социально-экономических проблем», — говорил Президент в своем докладе.
Разумеется, реализовать столь сложные проблемы за неполный год невозможно. Речь идет о тенденциях. Позитивные подвижки есть. Идет постоянная работа по привлечению инвесторов, есть подвижки в адаптации сложивших оружие экстремистов. Заметны перемены в практике работы правоохранительных органов. Но общество ждет более весомых результатов.
У власти всегда есть неприкосновенный запасной ресурс — это политическая воля.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




10