X

Турция: принуждение к миру

Войну миров, кажется, невозможно остановить. Вот вроде наступает относительное затишье, и вновь начинается буря. Насмарку идут длительные переговоры, сводятся на нет дипломатические усилия, и на территориях, обозначенных на политических картах мира как богатые углеводородами, разыгрывается очередная партия для овладения любой ценой вожделенными землями.

Сирия вновь в центре внимания мирового сообщества, здесь идут тяжелые осадные бои за Идлиб — стратегическую точку, от которой зависит судьба страны, раздираемой ныне на части. Вот и подогреваемая США Турция изначально попыталась вести здесь свою игру. Она, с одной стороны, договорилась с Россией о деталях военных операций, с другой — подыгрывает США и поддерживает Ан-Нусру, прототип запрещенных в нашей стране Аль-Каиды, ИГИЛ.

Да кто только сегодня не воюет с ослабленной Сирией. Израиль и США, нагнетая ситуацию, претендуют на основательное закрепление в этой точке мира. В свою очередь Турция в Идлибе пытается тайно и явно противостоять Сирии, даже не стараясь найти общий язык с Асадом, но маневрируя между официальным Дамаском и Россией, с которой велеречивый Эрдоган до последнего сохранял видимость дружеских отношений, закупая самое современное оружие и одновременно направляя мятежникам в Сирии ракетные пусковые установки «Град», противотанковые управляемые ракеты и ракеты для отражения атак правительственных войск, поддержку которым оказывает Россия.

Не стоит забывать и о том, что и сирийские войска неплохо воюют и за годы войны научились бить точно и эффективно по вражеским целям. Более того, Сирия никогда не скрывала, что готова освободить свою территорию от террористов. И благодаря России ей удалось вернуть большую часть своей страны. Только за неделю армия Асада отбила у боевиков стратегическую трассу, соединяющую Дамаск и Алеппо.

В ответ зарвавшийся Эрдоган пригрозил злейшему врагу Асаду небесной карой, пообещав отомстить за обстрел его военных, скопил в Идлибе огромные силы. Но он также хорошо понимал, что Москва внимательно следит за тем, как развиваются события, и не собирается молча наблюдать, как Турция воюет против Асада. Да, радостно потирающие ручки пентагоновские генералы, может, и рады были вбитому ими же клину между Россией и Турцией. Но не преждевременны ли оказались их ожидания? Да и неукротимый Эрдоган прекрасно понимал, что в случае развязывания большой войны немалая часть беженцев окажется в Турции. Нельзя забывать и о том, что небо над Идлибом находится под контролем России.

Кажется, Турция на время решила подзабыть сочинские договоренности о создании в Идлибе дополнительной демилитаризированной зоны, которую контролировали бы войска двух стран. Анкара до сих пор уверена в том, что повстанцы, засевшие в Идлибе, – это оппозиционеры, борющиеся против режима Асада. Сирия же и Россия убеждены, что захватившие власть в Идлибе террористические радикальные группировки пытаются превратить Сирию в бесконечный очаг напряженности, выбивая стул из-под сирийской государственности.

Россия убеждена, что Турция не просто не выполнила свои обязательства, отмежевав остатки способной на диалог оппозиции, а скорее подталкивала ее к бесконечной войне с ненавистным Асадом. Не говоря уже о том, что были грубо попраны Сочинские соглашения. И доводы Турции о самозащите в идлибской зоне выглядели по крайней мере несерьезно. Турецкий лидер не может не понимать, что Москва не допустит превращения Сирии в тот же Афганистан. И до поры до времени Кремль ограничивался заявлениями о недопустимости террористической агрессии в Идлибе. Но и его терпение не бесконечно, т.к. в Идлибе гибнут российские военные.

Учитывая позицию США, ООН пытается обвинить Москву и Сирию в бомбежке жилых районов Идлиба. В свою очередь Кремль последовательно, не срываясь на упреки, настаивает на том, что российская сторона бьет исключительно по военным объектам в соответствии с Сочинскими соглашениями. А российский МИД напоминает, что Дамаск имеет полное право применять силу в отношении боевиков, препятствующих политическому урегулированию в Идлибе.

В это же самое время Турция в открытую перебрасывала военную силу в поддержку «сирийской военной оппозиции», лицемерно заявляя, что намерена направлять военных в Идлиб «для укрепления наблюдательных постов и защиты мирного населения». Каково, а? Но регион уже практически полностью освобожден от турецких войск. И НАТО, говоря устами госсекретаря США Майка Помпео в модном нынче твиттере о том, что «мы с вами, храбрые турки», вмешаться в конфликт не хочет и отказывается помогать Анкаре «в случае продолжения ее военной операции на севере Турции». И Идлиб, и главная стратегическая трасса полностью перешли под контроль сирийской армии. А протурецкие боевики и турецкие военные разбиты не только войсками Асада, но и курдскими повстанцами.

Турция уже согласна начать вести переговоры и сотрудничать с Москвой. Хитрый лис Эрдоган как ни в чем не бывало заявляет, что «готов дружить и торговать оружием с Россией». Он маневрирует с восточной изворотливостью, рассчитывая, что можно растереть плевок и признаться в любви к той же России, с которой он попытался справиться с помощью США. Но после телефонных переговоров с Путиным, Меркель, Макроном Анкаре пришлось пасовать. А звонок Путину стал еще одним свидетельством того, что Москве удалось принудить его к миру договорившись активизировать межведомственные консультации по Идлибу, чтобы достичь снижения напряженности, обеспечить прекращение огня и нейтрализовать террористическую угрозу.

Ранее глава МИД Сергей Лавров заявлял, что Турция не смогла выполнить несколько ключевых обязательств для решения проблем вокруг сирийского Идлиба. По мнению же официальной Анкары, российская и турецкая стороны ведут «здоровый диалог». Что ж, дипломатическая сдержанность — нелишняя процедура в момент обострения политической ситуации.

Статьи из «Власть и общество»