Твиттерные вассалы: технологии холодной войны
Информационные войны приобретают все большее влияние в мире, с легкостью совершая в виртуальном пространстве то, что иной раз не по силам самому современному оружию, свергая и назначая в твиттере своих ставленников, сменяя режимы, совершая перевороты, устанавливая свой правопорядок в различных точках мира. Нетрудно догадаться, что речь идет о президенте США Трампе, вообразившем себя эдаким вершителем судеб человечества и с легкостью назначающем покорных ему вассалов прямо в «Твиттере».
На этот раз в политической колоде разыгрывается венесуэльская карта. Игроки серьезные и бьют козырными, играя по собственным правилам. Эксперты теряются в догадках, смогут ли США усмирить строптивую Венесуэлу, спровоцировать очередную цветную революцию, как это было, например, с Францией, когда желтожилетная масса, словно речка во время паводков, разлилась по улицам Парижа.
Что скрывать, Мадуро уступает Уго Чавесу, народному президенту, который мог растопить самое жесткое сердце венесуэльца. Выйдя из президентского дворца, он мог собрать вокруг себя восторженную толпу, чтобы сказать: я такой же, как и вы, простой парень из бедного района, я услышу вас и сделаю все, чтобы вам жилось легче. Мало кто знает, что в этой латиноамериканской стране самые незащищенные слои общества обладают социальными гарантиями. И «пайка» потребительской корзины позволяет людям выживать в условиях санкционной политики США, которым изрядно поднадоели социалистические президенты, пытающиеся позиционировать себя как независимые национальные лидеры. И по сей день ходят слухи, что Уго Чавес, здоровый и энергичный президент, не внезапно заболел смертельным недугом, а его попросту устранили.
Не очень-то скрывают пентагоновские генералы свои далеко идущие планы, в открытую заявляя, что Америку не устраивает наглец, призывающий послать чертовых янки куда подальше. А если быть точнее, в преисподнюю, где им самое место. Ах так, ну мы вам покажем, потирая руки и не скрывая радости, констатируют военспецы и предупреждают, что неминуем госпереворот. Нашелся и новый назначенец на место неугодного Мадуро – покладистый, готовый верно служить США, действующий парламентский спикер Хуан Гуайдо. Но гладкого развития событий все равно не произошло. И американцы вновь засуетились, торопя оппозицию и поспешив поручить Трампу заявить в «Твиттере» о новом ставленнике. Но Белый дом не может не понимать, что Россия, вложившая в экономику Венесуэлы многомиллиардные инвестиции, в случае попытки смены власти намерена поддержать законно избранного президента. Наша страна заявляет о стратегическом терпении, но внимательно наблюдает за развитием событий. Может, поэтому демократы в конгрессе США не дали своего согласия на вторжение в Венесуэлу.
Фактическое двоевластие нервирует население Венесуэлы. И последнее слово остается за армией, пока поддерживающей Мадуро. Он выступает с пылкими речами, заверяя пикетчиков, что ни переворота, ни иностранной интервенции бояться не стоит. В ответ по уже сложившейся традиции Трамп обращается с призывом к населению Венесуэлы бастовать до последнего. Как и всегда, Трамп поставил перед союзниками, всем миром задачу – проголосовать за самозванца, фактически выведя проблему на глобальный уровень. Евросоюз, конечно, выступил на стороне Америки, поддержал стратегию штатовской администрации, заявив, что признает Гуайдо, если Мадуро не объявит о проведении внеочередных выборов, мотивируя тем, что в стране налицо кризис власти. В ответ Мадуро официально заявляет, что согласен идти на досрочные выборы при условии, если речь идет о Национальной ассамблее.
Ну что ж, это можно считать маленькой победой США. Послушное большинство не подвело Трампа. Среди тех, кто решил поддержать ставленника США, оказались Канада и ряд латиноамериканских стран. Но неприятно удивили США ряд европейских стран: они отказались признавать Гуайдо в качестве легитимного президента.
Противоположную сторону заняли Россия, КНР, Израиль, Австралия, Иран, Беларусь. Так что не стоит торопиться с выводами и хоронить Мадуро, уже заявившего, что США способны уничтожить его с помощью колумбийской мафии. Ему, конечно, не позавидуешь. Но что точно, эмоциональный лидер ведет себя вызывающе мужественно, чем еще больше раздражает американцев, явно намекающих ему, чтобы он уносил ноги из президентского дворца Каракаса.
Стоит ли США пренебрегать особым мнением России? Вопрос на засыпку. И как бы наши заклятые друзья ни пытались не замечать в упор ядерную державу, ненавязчиво напоминающую о том, что она иначе относится к происходящим в Венесуэле событиям, тем не менее они не могут не считаться с ее мнением. Ведь на заседании российского Совбеза была подтверждена позиция о недопустимости какого-либо вмешательства извне во внутриполитическую ситуацию в этой стране, что подтвердила и пресс-служба Кремля.
Во время телефонных переговоров с Мадуро Владимир Путин выразил поддержку законным властям в условиях спровоцированного обострения внутриполитического кризиса, отметив, что деструктивное внешнее вмешательство грубо попирает основополагающие нормы международного права. Этот ясный и понятный тезис в ответ на заявление Трампа о возможном сценарном развитии событий в Венесуэле дает ответ американской администрации. Трамп же пока словно не слышит рассудочных призывов России. В эфире одного из телеканалов он явно проговорился, что отправка военных сил на территорию этой страны выступает как ответ на существующий в Венесуэле хаос. Но даже американские эксперты призывают Трампа воздержаться от открытой агрессии. Так и хочется провести параллель между Украиной, откуда уже сбежали девять миллионов человек.
Завоевательные войны Америки – привычный ландшафт, ни у кого уже не вызывающий вопросов. США вновь и вновь пытаются доказать всему миру, что они претендуют на мировое господство. И то, что европейские демократические институты проголосовали за венесуэльского ставленника США, можно считать триумфом Капитолийского холма. Но демократия, словно тонкий лед, может треснуть в любую минуту. И рисковать этим не стоит. Еще неизвестно, что произойдет при удачном исходе, когда крепкие американские парни танками и зенитными установками начнут бить по президентскому дворцу. Но, кажется, им сам черт не страшен. В подходах к цветным революциям ничего не меняется, меняются только названия покоренных стран.
Помнится, ООН призвала к диалогу в кризисный для Венесуэлы момент. Но это скорее стандартная, ни к чему не обязывающая риторика, чтобы потянуть время ровно до того момента, когда США попытаются навести в Венесуэле «конституционный порядок». Согласитесь, удобная формулировка, за которую так легко спрятаться ведущим странам мира, идущим в американском фарватере. Они стараются поставить точку в войне с непокорной Венесуэлой, зарядив и Конституционную ассамблею, где подавляющее большинство – противники Мадуро.
А спикер Венесуэлы Хуан Гуайдо уже принес присягу временного президента страны, несмотря на то, что следующие выборы политических деятелей в состав парламента должны состояться только в следующем году, а избрание президента страны намечено аж на 2025 год.