Уйти от избитых схем
Степень политизированности общественных отношений зашкаливает. И связано это не только с предстоящими президентскими выборами, но и с всеобщей атмосферой нестабильности, усиливающейся в результате экономических санкций, инфляции, желания многих политиков расшатать ситуацию изнутри. В этой непростой ситуации консолидация политических сил должна сыграть главную роль, стать основным звеном в цепи последовательных шагов в важной и необходимой деятельности как органов власти, так и общественных объединений, политических институтов, рассматриваемых как неотъемлемая часть гражданского общества, находящегося в единой связке с властью.
Политические партии… Что лежит в основе их деятельности? Можно ли рассматривать их как зрелый инструмент политической борьбы? В состоянии ли они взять на себя ответственность за ту часть электората, которая стоит у них за спиной? И можно ли говорить о них как о реальной политической силе?
Вопросов много. Недавно Совет региональных отделений политических партий республики попытался найти ответы на них. В зале собрались политологи, общественники, научная, творческая интеллигенция, заинтересованные в переменах как в нашей республике, так и в стране. За каждым из них – потенциальные избиратели. И как же важно донести до власти все те проблемы, что волнуют рядового человека, для которого простые понятные истины и есть та основа, из которой формируется российская государственность. О чем же пошел разговор, что оказалось первоочередным, а что второстепенным для партийцев, представляющих интересы различных политических течений? Напомним, что их в нашей республике семнадцать.
Приглашением к диалогу можно назвать выступление председателя Совета региональных отделений политических партий республики Муфтали Яхъяева, задавшего тон на круглом столе по теме «Финансово-экономическое и социально-политическое положение в РФ и РД. Выборы президента РФ-2018». Емко, последовательно он перечислил основные тезисы предложений, среди которых – введение в структуру органов власти независимой службы по борьбе с коррупцией с широкими полномочиями, независимый Госсовет, расширение контрольных полномочий Госдумы, сокращение ее численности до 150 человек с зарплатой не выше 250 тысяч. Часть сэкономленных ресурсов он рекомендовал направить в Общественную палату РФ, существенно расширив полномочия контрольных функций над правоохранительными, исполнительными, законодательными органами власти внутри регионов. А также законодательно предоставить институтам гражданского общества формировать ОП РФ.
Прозвучало также предложение придать статус государственного Центробанку РФ, переподчинив его Госдуме и Общественной палате, создав еще минимум подведомственных банков для реального сектора экономики. Еще он предложил пересмотреть условия договора с ВТО в сторону защиты отечественного товаропроизводителя. Среди стратегических направлений предложено законодательно ограничить верхний порог девальвации национальной валюты к доллару на уровне не более 30 процентов, одновременно предусмотрев не менее 50 процентов индексации заработной платы от объема девальвации. А также на всей территории РФ ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободив 22 млн граждан, доходы которых равны или ниже МРОТ, от этого налога. Нашло поддержку предложение упразднить существующую систему и структуру формирования тарифов на энергоносители, поскольку из-за обилия посреднических оптово-розничных организаций размер тарифов, например, электричества превышает себестоимость в шесть и более раз. Это один из факторов неконкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Другое предложение – отозвать более 218 млрд долларов золото-валютных резервов РФ, инвестированных в гособлигации экономик США, Франции, Германии, Великобритании, в том числе увеличив объем бюджета нашей страны до 22,5-30 трлн рублей за счет национализации стратегических отраслей экономики.
В ходе круглого стола было предложено кардинально реформировать российский Налоговый кодекс для создания благоприятной и привлекательной экономической среды. В числе необходимых мер по оздоровлению экономики страны и поддержки населения предложено поэтапно увеличить МРОТ, исходя из физиологических потребностей человека и состояния экономики, на уровне не менее 15 тысяч рублей.
Отмечалось, что для обеспечения прозрачных и честных выборов необходимо проявить гражданскую инициативу, рассмотрев возможность записаться наблюдателями или представителями институтов гражданского общества с правом совещательного голоса в составе избирательных комиссий.
– От политических партий сегодня многое зависит, – констатировал директор ИСЭИ ДНЦ РАН, доктор экономических наук Сергей Дохолян, – и прежде всего стабильность самой власти, социально-экономический фон республики, реализация инвестиционной политики, качество жизни среднестатистического дагестанца.
Профессор МГУ, доктор экономических наук Зейдула Юзбеков отметил, что в Послании Президента РФ дана оценка современного общественно-политического, социально-экономического состояния нашей страны. Четкие тезисы, ясные формулировки дают представление о современном состоянии России. Что же касается нашей республики, то здесь необходимо разобраться с земельными ресурсами, установив пороговые показатели для дальнейшего роста и развития республики.
О необходимости внятной экономической политики республики говорил заместитель Председателя Народного Собрания РД Махмуд Махмудов. Он также отметил необходимость избавляться от «выборных оффшоров».
В ходе круглого стола прозвучало немало ярких выступлений, наполненных обеспокоенностью за судьбу республики, желанием добиться максимальной прозрачности на предстоящих выборах. В заключение была принята итоговая резолюция.