Университеты – двигатели науки
В Дагестанском государственном университете состоялся круглый стол на тему «Как по-новому взглянуть на роль дагестанских университетов в современной жизни общества».
Инициатором его проведения выступил Совет старейшин при Главе Республики Дагестан. В мероприятии приняли участие члены дискуссионного клуба «Юпитер» и Конгресса дагестанской интеллигенции, а также представители вузовского и научного сообщества.
Ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов назвал тематику круглого стола весьма актуальной, поскольку в образовании в республике идут сложные и неоднозначные процессы.
По мнению председателя Совета старейшин при Главе РД Абдуллы Магомедова, сегодня внимание следует уделить физико-математическому образованию школьников и студентов. «У нас идет деградация физико-математических знаний школьников. Математика пугает молодых людей. А значит, это большая проблема», – заявил он.
О внедрении в образование инновационных проектов рассказал проректор ДГУ по научной работе и инновациям Назир Ашурбеков. «В развитии страны существует два приоритета: ускоренный научно-технологический рост и внедрение цифровых технологий. И в этом случае вузы играют ключевую роль», – отметил он и предложил развивать целевое обучение — когда образовательный процесс проводится на основе договора между заказчиком (работодателем) и студентом либо вузом. В качестве примера проректор привел создание Даггосуниверситетом базовой кафедры на заводе «Дагдизель», где сотрудники ДГУ готовят специалистов для предприятия. Кроме того, следует использовать потенциал других вузов и с этой целью открыть центр онлайн-обучения, где все вузы могли бы обмениваться накопленным опытом.
Касательно проблемы физико-математического образования в республике проректор отметил, что необходимо наиболее подготовленных учеников интегрировать в студенческую жизнь на постоянной основе, а также поднять их заинтересованность в образовании, создавая привлекательные рабочие места и определенные социальные программы.
Ученый секретарь Института проблем геотермии ДНЦ РАН Саид Ниналалов рассказал о третьей миссии университета – социальной и внес предложения по ее развитию. Это, на его взгляд, систематизация элементов социальной миссии университета, заключение договора с руководством республики о совместной деятельности и утверждение ежегодных планов работы, участие в разработке стратегии развития Дагестана до 2035 года, усиление сотрудничества с работодателями.
Также С. Ниналалов отметил, что необходимо создание ресурсных центров некоммерческих организаций и социального предпринимательства, куда могут быть вовлечены студенты. Немаловажно и создание ассоциации выпускников, развитие студенческого самоуправления, разного рода клубов и кружков, а также пиар-кампания о деятельности по развитию третьей миссии университета.
Кади Иминов, начальник управления качества образования ДГУ, отметил, что социальную ответственность государство возлагает на вузы. При назначении чиновников в сфере образования и культуры должно учитываться мнение вузовского сообщества и Конгресса дагестанской интеллигенции.
Представитель Дагестанского государственного технического университета Кади Гасанов сделал акцент на проблеме заочного обучения. «55% у нас в республике учатся заочно. Причем зачастую студенты-заочники, работая одновременно, трудятся не по специальности», – сказал К. Гасанов. Также он подчеркнул, что третья часть обучающихся в регионе – экономисты и юристы. При сопоставлении с приоритетами развития Дагестана есть определенные несоответствия. Необходимы специалисты в других областях тоже.
О проблеме нехватки кадров в сельскохозяйственной сфере говорил ректор Дагестанского государственного аграрного университета Зайдин Джамбулатов. Он подчеркнул, что абитуриенты аграрного университета отобраны в основном из профильных аграрных техникумов. «Только 4% выпускников школ поступают в вуз. Нам не хватает специалистов в области сельского хозяйства», – заявил ректор и предложил объединить библиотечные фонды всех университетов и издать электронные каталоги для обмена знаниями.
В современном образовании, безусловно, большую роль играет и гуманитарное направление. Как отметил Муртазали Рабаданов, 81% специалистов-гуманитариев республики выпускает именно ДГУ. В этой связи декан филологического факультета Шабан Мазанаев поднял проблему сохранения и развития дагестанских языков: «Мы живем в уникальной республике, где каждый народ говорит на своем языке. Никто, кроме нас самих, не может заниматься национальными языками». Как отметил декан филфака, в ДГУ предпринят ряд мер для того, чтобы языки и литература народов Дагестана получили достойное развитие. Так, например, студенты русско-дагестанского отделения получают двойную стипендию. Ш. Мазанаев тоже подчеркнул, что гуманитарные науки, в том числе русский язык, преподаются на всех факультетах ДГУ. А дагестанская литература читается на всех факультетах и отделениях уже 4 года. «Мы должны приложить все усилия для того, чтобы наша молодежь знала вершинные произведения дагестанских писателей и была грамотной в вопросах литературы», – подчеркнул Ш. Мазанаев.
По мнению журналиста Ислама Узалова, проблема образования – это в первую очередь проблема учителей. «Нам надо качественно готовить будущих учителей», – заявил он.
Заведующий кафедрой ДГУ «Налоги, денежное обращение и кредит» Басир Алиев предложил налаживать тесные связи с работодателями. А проректор университета по учебной работе Магомед Гасанов обратил внимание участников круглого стола на необходимость не только обучения, но и воспитания студента и его становления как личности.
Председатель Дагестанского регионального отделения Русского географического общества Эльдар Эльдаров внес предложение по развитию экономики в регионе.
Участники круглого стола приняли решение подготовить самые важные и перспективные предложения по результатам состоявшегося обсуждения и внести на рассмотрение Главе Республики Дагестан с целью дальнейшей их реализации.