Непал десятилетиями считался образцом спокойствия, но здесь внезапно вспыхнули массовые протесты. А внезапно ли? Давайте сопоставим факты.
Как только завершилось очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где наметилось потепление в отношениях между двумя гигантами – Китаем и Индией, в государстве, находящемся между ними, и началась эта буча. На первый взгляд повод пустяковый – блокировка социальных сетей. Власти объяснили: платформы нарушили новые правила регистрации. После запрет был отменён, но беспорядки обрели уже такую инерцию, что армии пришлось эвакуировать руководство страны.
Еще раз: и для Китая, и для Индии это приграничное государство играло стабилизирующую роль, было своего рода буфером. И он теперь рушится, и под его обломками могут оказаться взаимоотношения между этими странами. Трудно отрицать, что и здесь Запад использовал доказавшую свою эффективность схему цветных революций. Ему, Западу, на это тихое и небольшое государство Непал начхать, его цель – испортить отношения между Китаем и Индией. Но эти государства как в составе ШОС, так и в объединении БРИКС уже выработали иммунитет на подобные выпады Запада, потому есть надежда, что они не поддадутся на провокацию.
А вот с Катаром ситуация немного иная. Это богатая монархия, здесь расположена крупнейшая американская военная база на Ближнем Востоке. Это стратегический партнёр США, ежегодно закупающий американское оружие на миллиарды долларов. При посредничестве этой страны проходят все переговоры по Газе, Ливану, Йемену…
Казалось бы, верный союзник коллективного Запада. Но в тот момент, когда здесь шли переговоры по прекращению огня в Газе, инициированные президентом США, над столицей Катара пролетают 15 израильских истребителей и сбрасывают боеприпасы на жилой район. Официально, это «точечная операция», направленная на уничтожение руководства ХАМАС. На самом деле – это сигнал того, что старые правила больше не работают, что США и их сателлиты плевать хотели на международное право, на суверенитет других государств, на союзников. Это сигнал того, что они по всему миру будут делать то, что хотят.
Думаете, Катар возмутится, созовёт Совбез ООН? Как бы не так. Как отмечают эксперты, финансово Катар полностью привязан к доллару, в его казне находятся американские активы на 475 млрд долларов. Любая попытка «отомстить» приведёт к заморозке этих активов, как это было с Россией и Ираном. Армия Катара оснащена американским оружием, а военная база США Аль-Удейд стала гарантией того, что это государство никогда не посмеет поднять руку на Израиль или США. Потому что в любой момент американцы могут «перекрыть кислород»: отключить ПВО, заблокировать порты, арестовать элиту.
Мир еще раз убедился: дружба с США всегда и для всех заканчивается унижением и оскорблением. Разве не унижение для Катара, когда его «крыша» устами президента Трампа заявляет: «Это решение принял премьер-министр Нетаньяху, а не я». И ни слова осуждения, ни слова сочувствия родственникам погибших. И еще такое унижение: якобы израильские власти предупредили США и Катар перед нанесением ударов по лидерам движения, которые находились в катарской столице. Но власти Катара заявили, что это предупреждение поступило через 10 минут после нанесения удара.
Какой вывод из этого должны сделать арабские монархии и другие государства, плывущие в фарватере США? Что это государство – не гарант вашей безопасности, оно – хозяин вашего дома. В любой момент США могут позволить своему «верховному союзнику» Израилю унизить вас, бомбить ваши города, убивать ваших гостей, но вы при этом ничего не сможете сделать.
По утверждению Трампа, он как бы ни при чём, но уже никому не секрет, что без его одобрения такие вещи невозможны в принципе. Дав добро на военные удары по своему союзнику, Вашингтон отстранился от прямой ответственности.
Некоторые эксперты утверждают, что Трамп «сознательно разрушает последние опоры «американского мира» – не потому, что он «плохой», а потому, что реалист. Он знает: этот мир уже мёртв. И чем быстрее он рухнет, тем быстрее можно строить новый. Даже если для этого нужно бомбить союзников.
Трудно не согласиться с тем, что на Ближнем Востоке, в странах глобального Юга начинает формироваться новая эра. Именно здесь гегемон теряет своё влияние, а арабские монархии – иллюзии, где ШОС усиливает влияние. Когда рушится старый мир, под его обломками могут оказаться и правые, и виноватые, и униженные, и хамовитые. И в начале строительства нового миропорядка правила придётся писать по ходу дела. Вся надежда на то, что растущее влияние Москвы и Пекина может выступить мощным сдерживающим фактором.