Усилить правовой, социальный статус
Можно ли утверждать, что поправки в Конституцию в большей степени рассчитаны на мировоззрение россиян нового поколения? Скептики много спорят об этом. Сами же реформаторы настаивают на том, что преследуют другую цель – приблизить свод канонизированных статей Основного Закона к существующей реальности, в которой пребывают различные группы населения. И изменения необходимы для электората, испытывающего на себе западные санкции, инфляционные скачки, негативно отражающиеся на жизни рядового человека, на плечи которого легли тяжкое бремя социальных проблем, экономическая, политическая нестабильность. И конституционные поправки по-прежнему продолжают обсуждать ученые, политологи, эксперты, общественники. Свое отношение к поправкам высказывает член Общественной палаты РД, профессор ДГУ Бика Алиева.
– Бика Шапиевна, что, на Ваш взгляд, является главным в пакете поправок?
– Многие воспринимают поправки как инструментарий власти, использующей по полной административный ресурс. Но если оценочно охарактеризовать пакет поправок, то можно убедиться в том, что они ориентированы на россиян в условиях сложной экономической политики, на поддержку среднего класса, укрепление институтов гражданского общества. И хотя бы поэтому оппонентам не стоит читать между строк и вылавливать компромат. Ведь даже при поверхностном ознакомлении с документом можно убедиться в том, что Основной Закон давно требовал корректировки с точки зрения существующих реалий. Осовремененный поправками, вызванными существующим миропорядком, статусом нашей страны, ее обороноспособностью, строительством гражданского общества, что особенно важно, он приобретает иное звучание, точно расставляя смысловые акценты.
Закрепление роли НКО в формировании общественных институтов и социальной политике станет основой для активного диалога с муниципальными, государственными органами, бизнесом
На мой взгляд, поправки, касающиеся институтов гражданского общества, участия некоммерческих организаций в формировании социальной политики, являются настоящим прорывом во взаимоотношениях власти и общества. В новой редакции НКО по сути являются полноправными членами в выработке и реализации госполитики в нашей стране. И мне импонирует, что власть берет на себя обязательства развивать и поддерживать, например, добровольчество, формировать социальную политику при непосредственном участии НКО, тем самым усиливая роль институтов гражданского общества. Должна сказать, что НКО уже сегодня участвуют в выработке государственной политики, что можно наблюдать на примере социальных инициатив с помощью президентских грантов. Более того, все больше функций социально ориентированным НКО передают и региональные власти. Уникальной формой является и практика встреч президента с общественностью, результатом которых становятся конкретные поручения правительству, органам власти. Как мне кажется, именно закрепление роли НКО в формировании общественных институтов и, что немаловажно, социальной политике станет основой для более активного диалога с муниципальными, государственными органами, бизнесом. И становление этого института нуждается в поддержке.
– К серьезным можно отнести и стратегические поправки.
– Да. Вы правы. Например, можно ли спорить в той части поправок, где говорится о приоритете Конституции РФ над международным правом, что означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Основному Закону. В настоящее время международное право выступает составной частью правовой системы. И если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
Меня, как профессора, педагога, не может не волновать и такой момент, когда российский Президент предложил включить патриотическое воспитание в обязательную школьную программу, что направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности. Вообще должна сказать, что поправки – это не такая уж новация. В 2009 году в Основной Закон были внесены более существенные коррективы. А в 2014 г. своевременными оказались изменения, связанные с объединением воздушных и космических сил, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя. Не могу не сослаться на Путина, который, комментируя необходимость поправок, не раз отмечал необходимость повышения роли гражданского общества и политических партий, подчеркивая, что смысл поправок в том, чтобы обеспечить дальнейшее развитие России как правового, социального государства.