В Дагестане стартовало строительство дороги в объезд Хасавюрта
Республика испытывает острую необходимость в комплексной реформе общественного транспорта. И в ближайшие годы эта задача будет решена.
Об этом заявил заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов на дискуссионной сессии «Безопасность, качество, цифровизация, экология» в рамках научно-практической конференции по развитию общественного транспорта на период до 2030 года. Руководители отечественной автодорожной и транспортной отрасли, ведущие эксперты в области функционирования общественного транспорта обсудили ключевые аспекты развития отрасли на ближайшие 6 лет.
«Работа в этом направлении начата, в прошлом году запущен межмуниципальный маршрут «Каспийск – Махачкала – Ленинкент» с привлечением 30 автобусов. В рамках инвестпроекта по обновлению городского пассажирского транспорта, который входит в нацпроект «Безопасные качественные дороги», в декабре 2023 года в Дагестан поступило 47 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе и адаптированных для перевозки маломобильных групп населения», – сказал Ризван Газимагомедов.
Заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Дмитрий Беликов рассказал о перспективном развитии безопасных и качественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщениях на примере соседних регионов.
Начальник Махачкалинского участка Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Захар Адамов сообщил о развитии инфраструктуры и поставке нового подвижного состава пригородных поездов. По его словам, Махачкалу и Грозный в обозримом будущем может связать скоростной поезд.
Управляющий отделением Национального Банка России по РД Мурад Идрисов проинформировал, что за два года количество транспорта, оборудованного устройством безналичной оплаты, выросло с 82 в 2022 году до 500 единиц в 2024 году.
Затем состоялось пленарное заседание научно-практической конференции, в котором принял участие Глава РД Сергей Меликов.
В числе участников масштабного мероприятия – руководитель Росавтодора Роман Новиков, представители Минтранса России и профильного министерства Чеченской Республики, Росавтотранса, РЖД, органов власти Республики Дагестан, транспортных предприятий, научно-образовательных организаций.
Более 800 человек, заинтересованных в развитии транспортной системы, обсудили вызовы и перспективы, имеющиеся в отрасли.
До начала заседания Сергей Меликов осмотрел выставку современных транспортных средств и специального оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения. Образцы техники были представлены на площадке перед Домом дружбы.
Сергей Меликов, приветствуя собравшихся, поблагодарил гостей конференции за визит и отметил, что на конференции будут решаться стратегические задачи республики в области транспортной коммуникации.
«Сегодня день, который может быть ознаменован новыми вехами. Здесь мы будем решать стратегическую задачу – открывая транспортный обход города Хасавюрта, мы тем самым открываем систему транспортной коммуникации, связанную с объездом Махачкалы и Дербента, что создает иную транспортную стратегию в развитии всей экономики Дагестана и Северного Кавказа. Мы все живем в единой транспортной агломерации. И все субъекты СКФО, безусловно, зависят друг от друга в сфере предоставления услуг населению в плане межрегиональных перевозок», – отметил он.
По словам Главы республики, это масштабная работа, которая решает множество проблем, и сегодня республика вплотную занимается этим вопросом.
Сергей Меликов, говоря о проводимой реконструкции федеральной трассы Р-217, подчеркнул: «Кто-то говорит, что динамика развития транспортной системы региона связана с увеличением туристического потока. Кто-то связывает это с иными причинами. Но хочу отметить, что здесь главенствует здравый смысл – мы просто делаем комфортную трассу для дагестанцев. Нам необходимо удобно, качественно и безопасно выстроить транспортное сообщение по всей нашей республике».
По словам Главы Дагестана, трасса очень важна для республики и «сегодня состоится открытие её трёх участков. На эту трассу выходят дороги горных и предгорных районов. А её реконструкция создаёт удобное и безопасное транспортное сообщение для граждан. Поэтому работы по ремонту дороги будут продолжены».
Касаясь дорожной сети, Сергей Меликов отметил, что основной упор делается на развитие общественного транспорта. Большое внимание этому направлению уделяет и руководство страны, о чем было сказано в Послании Президента России.
«По программе обновления общественного транспорта мы рассчитываем на меры поддержки из федерального бюджета, но всё-таки самое главное – это наша с вами работа. Проблемы, которые сложились в наших государственных автотранспортных предприятиях, в том числе связанные с убогим состоянием техники, никто, кроме нас с вами, решить не сможет. Инициатива в части решения задачи по обеспечению качественными транспортными услугами населения в нашей компетенции, в том числе муниципалитетов», – сказал Глава РД.
Роман Новиков констатировал, что задача, поставленная главой государства по обеспечению граждан общественным транспортом, выполняется. На сегодняшний день в целом по стране более 5900 единиц поставлены в субъекты и работают на линиях. Параллельно с обновлением транспорта ведутся работы по благоустройству дорог по маршрутам.
Руководитель Росавтодора подчеркнул, что Дагестан – один из лидеров в стране в части оценки жителями показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«Дагестан в последние годы поддерживает набранный темп. По нашим прогнозам, по итогам 2024 года нормативное состояние опорной сети дорог республики, а она составляет 1091 километр, перевалит за 75 %», – отметил он.
Роман Новиков вручил Сергею Меликову диплом Минтранса России за прогресс в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
В республике, по его словам, приводится в порядок региональная дорожная сеть, уделяется внимание реконструкции федеральной дороги «Кавказ», пунктов пропуска на госгранице, строятся дороги в обход крупных городов. По всем направлениям работа идёт без срывов.
«Росавтодор готов оказывать нам методическую помощь, в том числе в развитии придорожной сети, логистических комплексов. Ну и, конечно, финансовая поддержка. То финансирование, которое мы получаем или на которое можем гарантированно рассчитывать, является определяющим не только для развития транспортной отрасли, но и всей экономики республики. При этом важно не только получить эти деньги, но и качественно освоить», – подчеркнул Сергей Меликов.
Председатель Ассоциации «Национальные системы управления» Ирина Зарипова подвела итоги работы дискуссионной сессии. На ней говорили о состоянии и обновлении парка общественного транспорта, мерах поддержки и обеспечении отрасли кадрами, о безопасности пассажирских перевозок и качестве дорог, внедрении цифровых технологий в общественном транспорте.
Ирина Зарипова разделила существующие проблемы на несколько блоков. Среди предложений по части решения задач – транспортное планирование, аудит имеющихся информационных систем и реализация вопросов программного обеспечения, обновление подвижного состава.
Кроме того, председатель Ассоциации инициировала вопрос поощрения для водителей общественного транспорта, в том числе программу льготной ипотеки и специальную награду. По мнению эксперта, в республике есть проблема с низким престижем профессии.
«Многие водители считают свою работу недостаточно престижной и при иной возможности покидают её. С этим нужно работать в долгосрочной перспективе. И, наверное, одна из таких задач – это обращение к Минтрансу России. Было бы здорово, если бы появились медали для отличившихся водителей. Важно, конечно, вводить и программу поддержки водителей. Это те важные вещи, которые могли бы привлечь людей в профессию», – высказала мнение Зарипова.
Гостья отметила уникальность региона. «В него невозможно не влюбиться. Хотелось бы еще большего взаимодействия по всем направлениям», – выразила она готовность продолжить работать с Дагестаном.
Сергей Меликов согласился, что определение стартовых позиций в любой сфере очень важно. «Дорожная отрасль подразумевает только комплексный подход. Главная наша задача – вопрос безопасности и прежде всего воспитание культуры вождения и поведения на дорогах», – в очередной раз напомнил руководитель республики. Он также поручил включить вопрос повышения престижа рабочих профессий в Концепцию программы развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года.
Сергей Меликов отметил, что тема является обширной, требующей комплексного подхода со стороны всей государственной системы, её необходимо обсуждать и совместно искать пути решения этой задачи.
С концепцией программы развития общественного транспорта Дагестана ознакомил участников конференции вице-премьер республики Ризван Газимагомедов.
Документ подготовлен по поручению Главы РД и определяет ряд задач. Среди них: обновление транспорта и обеспечение безопасности перевозок, совершенствование тарифной политики, создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом и мониторинг его функционирования, формирование единой маршрутной сети и её оптимизация, снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду.
Как отметил Ризван Газимагомедов, на сегодняшний день маршрутная сеть Дагестана состоит из 718 маршрутов регулярных перевозок. Общее количество задействованного в пассажирских перевозках транспорта составляет порядка 3,3 тыс. единиц автобусов различного класса и троллейбусов.
Основным направлением развития общественного транспорта республики является существенное «омоложение» подвижного состава. Благодаря Минтрансу России приобретено 47 автобусов большого класса, которые с января обслуживают три магистральных маршрута г. Махачкалы.
Среди важных направлений курирующий вице-премьер выделил пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Они осуществляются по 3 маршрутам. В настоящее время проведено ускорение поездов на всех маршрутах, добавлены дополнительные пары поездов, увеличена их составность с 4 до 6 вагонов.
В 2024 году запланирована поставка 4 составов современных электропоездов для курсирования на участке Хасавюрт – Махачкала – Дербент. Новые поезда будут оборудованы системами микроклимата салона и адаптированы для посадки и проезда маломобильных граждан.
Для обеспечения транспортной доступности, заметил Газимагомедов, важно предусмотреть железнодорожное сообщение с аэропортом Уйташ.
До 2030 года предлагается рассмотреть возможность организации регулярного пригородного сообщения на следующих направлениях: Махачкала – Каспийск, Махачкала – Кизляр, Махачкала – Грозный.
В ходе конференции заместитель председателя Комитета НС РД по здравоохранению, труду и социальной политике Гасан Османов поблагодарил руководство республики за создание комфортных условий и транспортной доступности для людей с ограниченными возможностями.
О создании транспортно-логистических центров на территории региона проинформировал участников мероприятия министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов. Он озвучил 8 локаций, определенных для размещения таких центров в республике.
Глава Дагестана акцентировал внимание на том, что логистический центр сегодня – это не только склад временного хранения различной продукции, это в том числе развитая придорожная инфраструктура. Не исключено здесь и создание современных торговых площадей, выведенных из городов.
Роман Новиков согласился с Главой республики: развитая дорожная инфраструктура – это не просто инженерное сооружение, в современных условиях речь идет о комплексной услуге. «Важно определиться с приоритетами и обеспечить безопасность», – подчеркнул он.
На конференции студент одного из профильных вузов спросил у Сергея Меликова, правда ли, что в республике появится метро.
Глава Дагестана напомнил о сейсмичности региона, которая не позволяет строить подземку.
«Мы лучше будем говорить о развитии современного наземного транспорта, в том числе скоростного железнодорожного, который будет связывать все субъекты СКФО. Потенциал огромный», – сказал он.
Своим мнением поделился и Роман Новиков: «Я не первый раз в Дагестане.Сегодня Махачкала встретила нас ярким солнцем. И я бы никогда не полез под землю, понимая, как красиво в Дагестане. На ближайшие шесть лет у нас уже все расписано, что нам делать на земле».
«Транспорт не может замыкаться на строительстве дорожного полотна. Когда мы говорим о дорогах, мы говорим не только о заасфальтированном участке. Дорога – это линия жизни, которая обеспечивает многие направления деятельности. Это туризм, грузовые и пассажирские перевозки. Это точки, где можно разместиться на ночлег, где можно поесть, помолиться, приобрести какие-то товары, заправить свой автотранспорт. Дорожные сети мы будем развивать комплексно, уделяя внимание вопросам безопасности», – еще раз подчеркнул в заключение Глава Дагестана.