Великий разлом: деэскалация, трансформация
Кажется, войны на земле никогда не закончатся, люди так и будут грозить друг другу страшным оружием, способным разворотить мир. Современные завоевательные кампании, так напоминающие побоища за обладание чужими землями, приобретают все более совершенные формы, казалось бы, далекие от доисторической каменной палицы, но так напоминающие человекоподобных нового тысячелетия, движимых инстинктами, жаждой покорить мир любой ценой, неисчислимыми жертвами.
Получившая краткую передышку Сирия вновь переживает тяжелые времена, немеряно льется кровь, Идлиб напоминает преисподнюю, в которой во всепожирающем огне гибнет мирное население, а обескровленная страна, преодолевая яростное сопротивление, находит в себе силы отражать атаки террористов. Их поддерживает Турция, вошедший в раж турецкий лидер, требующий от России отдать ему на растерзание Сирию. Прибегая к объективным, как ей кажется, доводам, Турция торопится смешать карты, сведя на нет прежние договоренности, казавшиеся незыблемыми, в которых она выступала как российский союзник, но никак не противник урегулирования сирийского вопроса. И взоры сирийской стороны устремлены на Россию, выступающую как гарант сохранения мира на Ближнем Востоке.
И вот уже дипломаты разводят руками, а тайные и явные сторонники войны в Сирии, впервые не достигнув цели в последовательной цепи цветных революций, берут реванш, озабоченные вопросом разгосударствления одной из нефтеносных территорий, желанием вернуть Сирию в состояние прежней ослабленной страны, готовой пойти под нож американских завоевателей.
Понимает ли Эрдоган, что операция по принуждению Сирии к покорности невозможна хотя бы потому, что за ее спиной стоит Россия, с которой он, казалось бы, договорился следовать Сочинским соглашениям. Турция уже понесла громадные потери, человеческие жертвы. Не удалось скрыть и то, что турецкие военные находились среди террористов на северо-западе Сирии. И они, похоже, никак не ожидали такой резвости от сирийцев, поднаторевших за время войны, научившихся бить точно, расчетливо.
Россия не могла остаться в стороне, на что последовали информационная атака, нападки, что, мол, «режим Сирии и России допустил бойню». А горячие головы турецких националистов вообще предложили Эрдогану объявить Москве войну.
Турецкий лидер явно не рассчитал свои силы, пытаясь усидеть на двух стульях, подыгрывая то США, то России. Путин же выразил крайнюю обеспокоенность резкой эскалацией обстановки в этом районе Сирии
Но Эрдоган – прагматик и слишком хорошо понимает, во что это может вылиться. В то же самое время турецкие националисты, закусив удила, потребовали от него «идти на Дамаск», прибегая к залежавшимся в чулане имперским трафаретам о былом величии Турции. Они даже называют окончательную дату свержения Асада. И только ей, Турции, должны принадлежать Северная Сирия и Северный Ирак.
Да, надо отдать должное, Эрдоган умело маневрирует между Вашингтоном и Москвой, договариваясь, но не выполняя взятых на себя обязательств. Но в Идлибе он решил проявить решимость, обстреливая как сирийские военные объекты, так и российские самолеты из зенитно- ракетных комплексов. И один бог знает, как Эрдоган собирается оправдываться перед Путиным на предстоящей встрече в Москве и объяснить, зачем, воюя с Сирией российскими С-400, Турция запросила у США комплексы «Пэтриот» для размещения на границе Идлибской зоны конфликта для возможного ответа российских ВКС.
Это война или тактика имитации войны для слабонервных? Это обычное состояние Эрдогана, привыкшего вести закулисные игры, скрывшись в густой листве, сквозь которую проглядывается узнаваемый облик «султана Сулеймана». Он запросто прибегает как к традиционным методам войны, так и к информационным побоищам, психологическим акциям и кибератакам, нацеленным на поднятие боевого духа турок. Как результат, Россия и Турция, длительно выстраивающие диалог после дикого расстрела в воздухе российского летчика, убитого на глазах у всего мира российского дипломата, одномоментно пришли в состояние почти нерукопожатости.
Эксперты же считают, что опасная игра Анкары оказалась горькой пилюлей прежде всего для самой Турции, пытающейся играть ва-банк на территории сирийской провинции, которую частично контролируют мятежники. Упорно подталкиваемые США турки напористо ведут там войну против правительственных войск, требуя, чтобы сирийская армия вернула террористам половину Идлиба. И невозможного – чтобы Дамаск смирился с планами Турции. Может ли Москва согласиться со столь наглыми притязаниями? Нет, конечно, и Эрдоган уже нарвался на достойный отпор.
А Путин взял паузу, после которой Эрдоган вряд ли сумеет вернуть прежнее расположение российского лидера. Турецкой стороне не стоит забывать и о том, что в России находятся более 100 турецких строительных компаний. Ну а о туризме вообще говорить не приходится, большую часть доходов в этой сфере приносят именно россияне. Под раздачу может попасть строительство Россией атомной электростанции Аккую. А если вспомнить, что две страны связывает газопровод «Турецкий поток», то и вовсе рождаются мысли, а вменяем ли руководитель страны, экономика которой находится чуть ли не в прямой зависимости от северной державы.
Понятное дело, до бесконечности Москва не намерена терпеть выходки Эрдогана, с легкостью предающего ключевого игрока. Турецкий лидер явно не рассчитал свои силы, пытаясь усидеть на двух стульях, подыгрывая то США, то России. Путин же выразил крайнюю обеспокоенность резкой эскалацией обстановки в этом районе Сирии. И, несмотря на совершенно недопустимые шаги со стороны Турции, российская сторона предприняла все необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность турецких военнослужащих на наблюдательных постах. Эрдоган должен понимать, что Россия, вложив немало усилий в освобождение Сирии от террористов, намерена стоять на своем и не собирается отказываться от поддержки Асада. Это вопрос принципиальный. И Анкара, призадумавшись, отвечает Москве, что не имеет цели противостоять Москве в Сирии.
Одновременно командование группировки войск России не может гарантировать безопасность полетов авиации Турции в небе Сирии. На этом драматическом фоне границы Греции уже штурмуют толпы сирийских беженцев, от которых приходится чуть ли не отстреливаться. И Европа стонет, призывая неугомонного Эрдогана остановить спровоцированную, никому не нужную войну. Войной ради войны считают эксперты идлибский демарш, не находя ответа на вопрос: зачем надо было затевать Армагеддон, зная, что Россия никому не позволит распоряжаться сирийскими территориями? Более того, объявив войну запрещенной в нашей стране ИГИЛ, она достигла цели и не собирается останавливаться в борьбе с ее правопреемниками, террористическими группировками различного толка. Но одно очевидно, невидимые силы (читай – США) тормозят переговорный процесс, старясь внести смуту, договариваясь то с Израилем, то с Турцией, то с любимыми курдами, толкая их к бесконечной войне, которая может продолжаться десятилетиями.
Смогут ли Кремль и самый восточный член НАТО прийти к общему знаменателю? Аналитики уверены, что сирийский вопрос постепенно сойдет на нет. А Турция, оказавшись в более чем двусмысленном положении и получив щелчок по носу, в очередной раз задумается над тем, что поддержка радикалов не самый лучший политический ход.
Так что, турецкая карта бита? Россия должна быть готова к очередному признанию в любви турецкого лидера? Ну, что ж, время покажет….