Купить PDF-версию
22:27 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:18 16.01.2019

Вместо самоуправства – местное самоуправление

Повышение эффективности муниципальной власти и качества жизни населения напрямую связано с развитием демократии в муниципальных образованиях. Именно на эти цели и направлена проводимая в стране муниципальная реформа, в рамках которой существенное значение отводится расширению возможности непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, правовому закреплению различных форм осуществления населением права на местное самоуправление. О том, как реализуются эти принципы, о состоянии, проблемах и перспективах развития местного самоуправления (МСУ) в республике мы беседуем с депутатом районного Собрания, кандидатом экономических наук Абсалитдином Мурзаевым (на снимке). Поводом для нашего интервью стало его награждение за  многолетнюю плодотворную общественно-политическую деятельность почетным знаком Народного Собрания «За вклад в развитие парламентаризма».

— Как восприняли награждение вас высшим знаком отличия парламента республики?

— Глубоко благодарен Народному Собранию РД за оказанную мне честь. В первую очередь эту награду я связываю с моей деятельностью, направленной на становление и развитие местного самоуправления в республике. Более 10 лет я возглавлял общественный совет села Доргели, избирался членом Общественной палаты РД 3-го созыва и Общественного совета при Полномочном представителе Президента РФ в СКФО 1-го созыва. Кроме того, муниципальная реформа, пути превращения формального в реальное местное самоуправление находятся в сфере моих научных интересов. Мною опубликовано более 30 материалов по данной тематике с их апробацией на различных научно-практических конференциях.

— Каким вам представляется развитие парламентаризма в нашей республике? Ваша оценка состояния МСУ на сегодняшний день?

— Демократическое общество выстраивается не сверху. Именно на уровне местного самоуправления формируется та основа гражданского общества, та гражданская активность, без которых нельзя представить современное государство. В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль должна принадлежать представительному органу, так как он в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Сегодня роль собраний депутатов муниципальных районов и городских округов сведена к декларативной роли послушного большинства.

Так, председателей представительных органов обязали работать на общественных началах и только заместителей предусмотрели на постоянной основе, что привело к формализму в их деятельности. Как правило, в подобной ситуации ни один вопрос, выносимый на повестку дня сессии, не обсуждается на комиссиях, как этого требует регламент, так как не могут обеспечить явку членов комиссии для кворума. Такая беззубость создает условия, когда многие главы районов до сих пор продолжают действовать по принципу «как хочу, так и ворочу».

— На декабрьской сессии Народного Собрания Глава Дагестана Владимир Васильев, подводя некоторые итоги проделанной работы, подчеркнул: «Мы не должны оценивать наши результаты по статданным, которые растут (спасибо за это, это важно), мы должны оценивать по ощущениям людей». Как, на ваш взгляд, складывается ситуация с «ощущениями людей» в сфере деятельности местного самоуправления?

— Если судить по сводному докладу о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов РД по итогам 2017 года, то у нас все прекрасно.

Удовлетворительную оценку деятельности органов местного самоуправления (от 40% до 59% опрошенного населения) получило большинство муниципальных районов и городских округов (36 МО). Удовлетворенность населения деятельностью ОМСУ (более 60% от числа опрошенных) установлена в 10 МО, а Каякентский район и Карабудахкентский район даже достигли и превысили 65%.

Выясняли этот уровень оценки с помощью социологических опросов, проведенных по тендеру, объявленному Министерством экономики и территориального развития РД на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Определение уровня удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД в отдельных сферах деятельности». Поставщиком этой услуги было определено ООО «АС» (г. Москва). В их задачу вошло опросить в течение месяца 21547 респондентов в возрасте от 18 и старше, причём во всех городах и районах Дагестана.

Удивительно, но на фоне острой нехватки мест в детских садах, жалоб на поборы в школах, проблем предоставления услуг в сфере культуры, а также массовых проблем в ЖКХ почти каждый второй респондент по результатам заказанного Минэкономики РД соцопроса показал… высокий уровень удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления. Такой опрос, внушительный как по числу респондентов, так и по географии проведения, остался, во-первых, незамеченным населением, по крайней мере Карабудахкентского района, а во-вторых, лёг в основу результатов оценки эффективности глав МО.

У жителей достоверность этих результатов вызвала сомнения. Приукрашивание же ситуации на местах ведет к дальнейшему отторжению жителей от властей. Получив самостоятельность, органы местного самоуправления превратились в органы местного самоуправства, и нужды избирателей отходят на второй план.

К примеру, в Карабудахкентском районном Cобрании депутатов не соблюдается регламент, хотя в основе своей это и есть нормативно-правовой документ, определяющий общий порядок деятельности, процедуру и основные правила работы депутатского корпуса, каждого из его комиссий и депутатов. На официальном сайте Карабудахкентского района даже нет раздела «Районное Cобрание депутатов».

— Здесь возникает вопрос о разграничении полномочий органов местного самоуправления как одного из значимых направлений развития местного самоуправления.

— Разграничение компетенции между органами местного самоуправления в полной мере позволит распространить на муниципальный уровень публичной власти принцип разделения властей, на котором согласно ст. 10 Конституции РФ основано осуществление только государственной власти. В нашей республике система сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом не срабатывает.

— Каким образом депутат должен служить тем, кто его избрал?

— Советом, поддержкой и помощью. Предельно сокращаю ответ, но суть именно такова. Правда, помощь эта не с лопатой или отбойным молотком в руках, не во главе бригады сантехников или дорожников. Она заключается в четком знании: кто, как и каким образом должен делать ту или иную работу, чтобы население не испытывало неудобств. Основной работой депутата является разработка нормативных актов, регулирующих любую деятельность на территории муниципального района. Как раз для того, чтобы у людей не возникало оснований для жалоб и недовольства.

В большинстве муниципальных образований республики все непосредственно делегируемые населением полномочия во многих случаях реализуются выборным высшим должностным лицом.

Порой собрания депутатов в муниципальных образованиях не выполняют свою миссию – стать тем самым механизмом, который приводит в действие административную машину. Исполнительная власть во многих муниципалитетах полностью подчинила себе власть законодательную в лице представительного органа, превратившегося в придаток администрации.

Сегодня с обновлением власти в РД возникла реальная потребность и возможность приблизить муниципальную власть к населению, повысить активность местного населения, усилить его ответственность за процессы, происходящие в сфере местного самоуправления. Необходимы разработка и закрепление правовых механизмов, позволяющих жителям муниципального образования ощущать себя единым коллективным субъектом власти (местным сообществом), способным реально влиять на происходящие в сфере местного самоуправления процессы, объективно оценивать эффективность деятельности муниципальных органов и должностных лиц. 
- Как добиться непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления?  Выполняется ли в настоящий момент главная функция местного самоуправления – быть властью, наиболее близкой к народу?

— Два десятка лет назад, когда в нашей стране формировались принципы местного самоуправления, его чаще всего называли формой народовластия, возлагая на местные органы большие надежды по развитию демократии в стране. Прошедшие годы энтузиазма поубавили, выявив огромный ком проблем в сложившейся ныне системе. Складывающаяся тенденция последних лет в области местного самоуправления позволяет судить о том, что на современном этапе не только население не готово к эффективному взаимодействию с местной властью, но и значительная часть муниципальных чиновников не осознает особенностей работы с населением, не может и не хочет относиться к населению как к равноправному партнеру и первоисточнику власти. Таким образом, можно констатировать, что сегодня существует явная недооценка ценностей и возможностей местного самоуправления.

Основная цель проводимой сегодня реформы в этой части — переход от местного самоуправства, состояния свободы органов местного самоуправления, их забюрократизированности, коррупционности и лоббировании частных интересов к местному самоуправлению как формы реализации населением свой власти, реализации коллективных интересов, достижения поставленных совместных целей. Однако ключевым элементом события данного перехода по-прежнему должен выступить источник власти — местное сообщество, от расстановки приоритетов которого во многом зависит и результат проводимых реформ в государстве. С другой стороны, участию жителей могут служить и механизмы общественного контроля, и общественные палаты, различные советы при органах местного самоуправления.

— Почему жители муниципальных образований, по вашему мнению, не пользуются предоставленными им широкими конституционными правами по жизнеустройству своих территорий?

— Большинство населения пока неотчетливо представляет себе систему властных отношений, сложившихся в ходе реформы муниципального управления. Они не в полной мере знают свои права, не умеют, как правило, их защищать, не осознают своей роли в контроле за деятельностью местных органов власти.

— Какими вы видите перспективы развития местного самоуправления?

— Да, на сегодняшний момент есть еще проблемы, причем не только на уровне субъекта Федерации, но и на уровне всей страны. Успех местного самоуправления зависит от слаженной работы и понимания между органами представительной и исполнительной власти, от поддержки и активности населения. В этом случае перспективы развития местного уровня власти будут самыми благоприятными.

Статьи из «Политика»

Нам важен результат

18
В эти дни в Дагестане широко обсуждается закон от 12 ноября 2024 года, касающийся изменения...

Воевать за Родину – честь для мужчины

55
Абдулкадир Гамзатов (на снимке) всегда мечтал о...

Боевой врач

45
Фельдшер наркодиспансера из Кизляра Арсен Шахбанов (на снимке) уже два года служит на...

Трамп: ва-банк по-американски

6
Америка только приходит в себя после победы Трампа, а администрация нового президента спустя десять дней после выборов уже сформировала костяк команды. В то же...

Махачкалу ждет оптимизация местного самоуправления

52
На тридцать седьмой сессии Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва, прошедшей в октябре,...

История настоящего мужества

1606
Эта история потрясла всех. Наш земляк сапер-разведчик Закарья Алиев (на снимке) – боец СВО –...

Выборы в США и переломный момент

13
Вот и завершились в США выборы президента, к которым было приковано внимание, без преувеличения, всего мира. Выборная система там...

Будущее покажет завтра

390
Дагестанцы ежедневно пополняют ряды добровольцев, контрактников, отправляющихся в зону...

Всё для победы

7
Дагестанцы Санкт-Петербурга совместно с друзьями и коллегами продолжают оказывать помощь и...