Война и мир: от управляемого хаоса к равновесию…
Выборный год еще не стартовал, а степень политизированности зашкаливает. Активизировалась либеральная оппозиция, снова замелькали говорящие головы, риторика которых навязла на зубах от бесконечного повторения привычных тезисов, адресованных власти: ненужная война в Сирии, аннексия Крыма.
Складывается ощущение, что политиканствующим маргиналам прямо-таки на руку и безобразный скандал с участием российской команды в зимней Олимпиаде, и усиливающаяся экономическая блокада, и даже то, что неугомонный Трамп объявил Иерусалим столицей Израиля, делая ставку на очередной виток напряженности с непокорным Ираном. Да и степень насыщенности соцсетей, блогов, всевозможных чатов информационными вбросами террористической направленности столь велика, что впору говорить об угрозе национальной безопасности нашей страны.
Насколько велик гнет информационных атак, можно судить по количеству молодежи, оказавшейся в путах террористических организаций. И сегодня вопрос вопросов – удержать молодое поколение, за которое разгорелась нешуточная война в интернет-пространстве, превратив виртуальное поле во вполне реальное, вовлекая в смертоносные игры все большее количество рекрутируемых, бездумно обращающих свой взор в далекие от традиционных представлений идеи джихада, необыкновенные по силе жестокости расправы с теми, кто сражается против искусственно созданных анклавов, яростно уничтожая единоверцев только за то, что иначе думают, иначе живут.
Что же должно стать решающим фактором в необъявленной войне? Как противостоять мощному давлению идеологов джихада, придумывающих сотни, тысячи комбинаций по зомбированию неподготовленного сознания молодежи, оказавшейся тем материалом, из которого лепятся «солдаты свободы». Этим вопросом сегодня задаются эксперты, журналистское сообщество, приглашая к непростому разговору власть, общественников, СМИ, имеющих определенный практический опыт, точно знающих, что кроется за фальшивыми идеями и лозунгами, сентенциями о справедливости и добре, замешанных на человеческой крови.
Опыт работы российского журналистского цеха в борьбе с идеологией террора свидетельствует о том, что необходимо выстраивать новый контент, не запаздывая, а работая на опережение кровавых идеологем, навязываемых молодому поколению. Главная причина отставания от интернет-технологов состоит в том, что сегодня виртуальные интервенты оказываются более мобильными, изобретательными в конструировании новых моделей поведения, обработке сознания, обретении совершенно иных представлений и взглядов на происходящие войны за чистый ислам, идущий в противовес с традиционным, призывающим к миру, а не к войне. Так что же делать? Как избежать террористических угроз?
Ключевым направлением работы должна стать четкая и ясная цель – парировать удар более убедительными аргументами, заставляющими осмысленно перерабатывать информацию, задумываясь о том, насколько губительны идеи всеобщей фашизации государства, нарисованного рукой виртуальных идеологов, пытающихся откреститься от жестоких заповедей боевиков. Тому есть пример Украины, погрязшей в нацистской идеологии, призывающей к пропаганде идеи сверхчеловека. Не поверите, но теперь это укры, от которых произошел мир. И не знаешь, плакать или смеяться над людьми, потерявшими человеческий облик, торгующих оружием с террористическими организациями.
Что же должно стать главной идеей в противодействии террора? И что можно этому противопоставить? Это прежде всего идея гражданского мира, тождественных ценностей, составляющих основу великого государства с тысячелетней историей. Причем пропагандистские методики должны носить конкретный характер с огромным количеством контрнарративов, сопровождающих откровения очевидцев, столкнувшихся с реальной картиной беспощадной расправы с теми, кто попытался откреститься от идей лжепророков, целью которых является покорение мира различными путями – от организации терактов в центре Европы до военных операций на территории Сирии. В этом случае демонстрация журналистских исследований, а именно на них ложится трудная задача по информационному противодействию террору, должна основываться на конкретном анализе природы возникновения запрещенной в России ИГИЛ, ее корнях, сетевых организациях, вброс которых по силе воздействия равен удару мощного оружия нового поколения.
В целом эффективность СМИ в противодействии ИГИЛ основывается на параметрах, определяющих прогнозируемый результат. Что немаловажно, так это наточенность журналиста на прямой контакт с интернет-резидентами, чьи порталы зашифрованы и доступ для обычного потребителя информационного продукта в электронных и частных СМИ к ним ограничен. Но поле для деятельности любого журналиста, сделавшего попытку раскрыть запечатанную бутыль с адской смесью, более чем предостаточное. Одно из основных направлений – точечная работа с конкретным человеком, которого необходимо вести, не оставляя без внимания. Важна символика, определенная знаковость для тех, кто уже знаком с методами обработки сознания. Это касается и только завербованных юнцов, и неофитов, сознательно идущих на контакт в виртуальном пространстве с международными террористическими группировками. Существует необходимость создавать группы и по визуализации кадров, демонстрирующих расправы ИГИЛ с военопленными, детьми, женщинами.
Все это необходимо для того, чтобы понять, с кем мы боремся и на что необходимо обращать внимание, учитывая психологический фактор, привлекая к противодействию ИГИЛ общественные организации, контактируя с НАК, федеральными ведомствами, ведущими борьбу с бандгруппировками, воюющими против собственного народа, отрицающими традиционный ислам, призывающими к сопротивлению власти, созданию мирового халифата. Эксперты бьют тревогу, утверждая, что различные вбросы игиловских контрагентов в различные аккаунты, твиттеры достигают до пяти тысяч в день. Как правило, это абсолютно новые материалы различной идеологической направленности.
Что же можно этому противопоставить? Конечно же, не количество, а качество. Но кто бы спорил с тем, что качество должно переходить в количество. Только альтернативные установки – аналитические, программные – могут стать разъемом в слипшемся металле, из которого необходимо отливать новое, более совершенное по конструкции оружие – эффективное, метко стреляющее на поражение заговоренной пулей.
Здесь, может, и нет готовых рецептов. Но важно, объединив усилия СМИ, органов госвласти, найти ту дорогу, по которой пойдет поколение будущего, кто сумеет преодолеть натиск интернет-тисков, в коих оказалась часть рекрутируемой молодежи, совершившей ошибку, которую иной раз так трудно исправить. Но сегодня у нашей страны есть все для того, чтобы выстоять, победить. Главное, у нас есть безоговорочный лидер, которому народ верит.