Купить PDF-версию
X

Вот она, стратегия развития!

Наша недавняя история помнит несколько стратегий социально-экономического развития республики. В частности, рассчитанные до 2020 года, до 2025 года. Говорят, что сейчас идет работа над Стратегией-2030.

Однако, когда знакомишься с такими документами, невольно возникают сомнения: а адекватные­ люди их разрабатывают? Как можно на многие годы вперед рассчитать, на какую величину возрастет производство или потребление того или иного товара, тем более с точностью до сотых долей процента? Жизнь-то наша течет не с такой математической точностью. Кто мог предположить, разрабатывая Стратегию-2020, что мир столкнется с пандемией? Мы не знаем, что будет с нами завтра, какие новые катаклизмы ждут или же какие прорывные технологии предложат ученые, не говоря о дальней перспективе. Потому и неудивительно, что всё, что разрабатывали эти горе-стратеги, на бумаге и остается.

Примером тому является постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан», принятое по итогам Дней нашей республики в верхней палате парламента страны.

Трёх зайцев одним выстрелом

Саму идею проведения Дней Дагестана, от кого бы она ни исходила, нужно признать очень удачной. Во-первых, мы на федеральном уровне обозначили, что Дагестан разменял второй век своей автономии. Во-вторых, еще раз напомнили апологетам развала страны, что Кавказ (и Дагестан, само собой) – это неотъемлемая часть России, что мы вместе навсегда, это наша общая страна, а защита страны – в генах кавказцев, это для них святое, что не раз было продемонстрировано. И, в-третьих, Дагестан на федеральном уровне заявил о своих болячках. И там, в Москве, о них не только узнали, не только, как любят выражаться чиновники, приняли к сведению, но и попытались найти лекарства от этих болячек.

Некоторые заседания комитетов Совета Федерации на сайте палаты транслировались в прямом эфире. В них принимали участие наряду с врио Главы РД Сергея Меликова руководители некоторых республиканских министерств и ведомств, комитетов Народного Собрания Дагестана. Наблюдая за развернувшимися там дебатами, невольно поймал себя на мысли, что, оказывается, и наши министры умеют коротко, четко, по-деловому излагать не только суть проблем, волнующих дагестанцев, но и возможные пути решениях этих проблем. Могут ведь, если захотят, или скорее получат такую установку.

На заседаниях виртуально (в режиме ВКС) присутствовали некоторые руководители федеральных структур, в руках которых находится микстура от наших болячек. Их выступления говорили о том, что они в теме, знакомы с нашими проблемами и готовы помочь. Это в свою очередь свидетельствует о том, что для организации Дней была проведена огромная работа, невидимая простому обывателю.

Проблемы и решения

Итак, что же делегация Дагестана обозначила в качестве наиболее злободневных, первоочередных задач, для решения которых желательно вмешательство федерального центра? Было отмечено, что на развитие экономики и социальной сферы негативно влияют ухудшение экологической ситуации, подверженность территории экзогенным геологическим процессам, невысокая инвестиционная активность, высокий уровень безработицы и низкий уровень оплаты труда, отток сельского населения из горных районов республики, неразвитость инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, недоступность качественной медицинской помощи.

И нас там, в стольном граде, услышали. В своем постановлении Совет Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассмотреть вопрос о выделении в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» бюджетных ассигнований на строительство больницы (II очередь) в Избербаше, родильного дома в Кизилюрте и реконструкцию центральной больницы Ахтынского района.

В Москве сочли целесообразными предложения Правительства Дагестана о необходимости второго этапа реконструкции нашего аэропорта; переселения граждан, проживающих в оползневых зонах, в районы с благоприятными условиями проживания; проведения на территории республики работ по сейсмическому зонированию; разработки плана комплексного социально-экономического развития Дербента на период до 2030 года.

Верхняя палата парламента страны также предложила федеральному правительству выделить Дагестану бюджетные ассигнования на разработку проектной документации и строительство участков автомобильных дорог федерального значения в обход Махачкалы и Дербента; на реконструкцию канала имени Октябрьской революции в черте Махачкалы, в том числе по строительству водовода из труб большого диаметра.

Также признано целесообразным­ выделить нашей республике средства на софинансирование затрат, предназначенных на строительство или реконструкцию улично-дорожной сети с благоустройством и инженерными коммуникациями переселенческого Новолакского района, канализации Кизляра, канализационных очистных сооружений Южно-Сухокумска и водовода Кайтаг – Дербент. Отдельной строкой проходят средства на софинансирование первого этапа расширения и реконструкции канализации Махачкалинско-Каспийской агломерации.

Для поддержки агропромышленного комплекса нашей республики Совет Федерации рекомендует Министерству сельского хозяйства Российской Федерации софинансировать затраты Дагестана, связанные с виноградарством и виноделием; выделить средства для проведения почвенного, агроэкологического и геоботанического обследования земель Кизлярских пастбищ и их восстановления и улучшения; использовать механизм государственно-частного партнерства для восстановления и дальнейшего развития Аракумских и Нижне-Терских нерестово-выростных водоемов.

С верой и надеждой

Если в течение двух-трех лет республика сможет решить обозначенные в постановлении Совета Федерации проблемы – какая еще нужна стратегия развития? Решим эти проблемы – потом также точечно можно приступать к решению и других. Но возникает вопрос: а не останется ли всё это в очередной раз на бумаге? И тут оптимизм вызывает тот факт, что Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в период осенней сессии 2021 года будет информировать палату о реализации настоящего постановления, а в сентябре и федеральное, и республиканское правительства будут отчитываться о ходе реализации предусмотренных этим документом мероприятий.

После опубликования постанов­ления Совета Федерации в соц­сетях промелькнула мысль, что это всего лишь благие намерения, рекомендации и потому особо не стоит обольщаться. Что можно сказать по этому поводу? Только то, что рекомендации исходят ведь не от обывателей, а от одной из ветвей законодательного органа власти. Может ли исполнительный орган не прислушаться к рекомендациям законодателей? Тем более что принятые недавно поправки в нашу Конституцию наделяют парламент страны огромными полномочиями в вопросе формирования состава правительства. Так что будем обольщаться. И надеяться. И верить.