Заданный сюжет: федерализация – трансформация — коммюнике
В последнее время внимание мировых СМИ было приковано к переговорам «нормандской четверки» в Париже. Накануне этого события министр иностранных дел РФ С. Лавров прокомментировал, что контакт, безусловно, будет полезен даже после всех неоднозначных, противоречивых заявлений, прозвучавших из офиса Зеленского.
Как же легла украинская карта, разыгрываемая множеством игроков, преследующих свои далеко идущие цели? Кто оказался в проигрыше, а кто наконец решился на мир, пусть и призрачный, промежуточный, поскольку у него столько противников, смешивающих партии, мечущих крапленые карты так, что трудно предсказать ход событий?
Эксперты изначально были уверены, что парижская встреча может стать серьезным шагом по федерализации юго-запада, который позволит Донбассу вернуться к мирной жизни. Ведь пошла же Украина на разведение сил и средств в трех стратегических укрепрайонах, восстановлен мост, соединяющий два враждебных лагеря, вернули корабли, задержанные в Керченском проливе. Да, несмотря на судьбоносную встречу в рамках «нормандской четверки», очевидно желание украинских националистов, надавив на Зеленского, дистанцироваться от минских соглашений. Это ни у кого уже не вызывает сомнений, как и риторика официального Киева, настойчиво предлагающего обсудить конкретные сроки передачи границы с Россией в Донбассе под юрисдикцию «незалежной», несмотря на то, что это возможно только после проведения в Донбассе выборов по украинскому законодательству. Остается открытым вопрос о продлении действующего закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
К сожалению, с Зеленским, который то и дело пасует не по своей вине, произошла обычная история короля, который царствует, но не правит. Слишком многое укоренилось в сознании самостийной Украины, далекой от представлений от «ридной матки», для которой невозможно было представить Россию в качестве врага, а еще лицезреть потомков Великой Отечественной, вставших под знамена нацистов, националистов. Да и Донбасс, с лихвой натерпевшись от украинских воинствующих гвардейцев, весьма настороженно относится к закону об особом статусе, по-прежнему невыполняемым Киевом минским соглашениям. Он-то ждал от встречи в нормандском формате решения прежде всего о международном статусе, который позволил бы региону почувствовать себя полноценным партнером, например, в международной торговле, восстановлении политических, гражданских прав донбассцев.
Формальные перемены хоть и произошли, а всё равно продолжают постреливать с украинской стороны, и, кажется, этому не будет конца. Недремлющая оппозиция Зеленского делает свои ставки, рассчитывая на возможный пересмотр минских соглашений, которого так добивалась украинская сторона, а, главное, пытается тянуть время, решая вопрос с возможным принятием Украины в НАТО. А это совсем другой расклад событий. А если затронуть еще и газовый сюжет, много лет остающийся предметом торга, то становится понятным, что «евроформат» стал очередной многоходовкой, с одной стороны, оправданной, с точки зрения партнеров четверки, с другой, скорее, заданной, завязанной на принуждении украинской стороны к мирному урегулированию конфликта.
Да что скрывать, фигура Зеленского многими украинскими политиками рассматривается как переходная. Но не так прост этот парень, заручившийся поддержкой народа. Он, да, лавирует между Сциллой и Харибдой, но у него нет пока другого выхода. Слишком мощные силы задействованы в большой украинской игре. Сорос, Коломойский, Пинчук – это фигуры не второго плана, с ними невозможно не считаться. Подливают масла в огонь земельная реформа и разгоревшиеся страсти вокруг нее. И на этом весьма сложном политическом фоне реинтеграция Донбасса представляется весьма противоречивым, длительным действом. Продолжится ли разведение сил и как это может повлиять на предстоящие выборы в ДНР-ЛНР, которые могут совпасть с выборами на самой Украине? Это вопрос вопросов, на него пока не может ответить и сам Зеленский. Со слишком мощным противостоянием ему пришлось столкнуться внутри страны, заставив многое пересмотреть в своей выборной программе, а она ведь была поистине революционной. И, как оказалось, далекой от существующих реалий.
Сегодня Украине приходится считаться с Россией, обозначившей свои условия на парижском саммите, настаивающей на документальном подтверждении формулы Штайнмайера, выполнении рамочных соглашений об отведении сил от линии соприкосновения, согласовании предметных нюансов итогового заявления.
Но котом в мешке остается решение официального Киева о подготовке нового закона об особом статусе Донбасса. Кремль уверен, что это возможная интерпретация полномочий автономии Донбасса. И здесь Зеленский балансирует в возможных ожиданиях евроигроков, поставивших на него как на угодного электорату народного президента. В это же самое время Госдеп США настаивает на давлении на Россию, мотивируя тем, что наша страна должна выполнять минские соглашения, начать процесс восстановления полной власти Украины над Донбассом, что станет первым шагом к восстановлению территориальной целостности Украины в международно признанных границах. Еще более однозначно США заявляют, что Зеленский «делает разумные, но трудные шаги на пути к реформам и достижению мира». Более чем красноречивая риторика. А еще раньше и сам Зеленский заявлял, что готов привлечь к нормандскому формату США, если саммит «не будет работать».
В то же время националисты грозят Зеленскому новым майданом, подзабыв, что сегодня иная политическая ситуация и народ так просто на улицы Киева не выйдет. Для самой же Украины важно подписать договор с Россией по транзиту газа сроком аж на десять лет. А это 2,5-3 млрд долларов в год. И это даже не столько экономический, сколько политический вопрос.
Каков же итоговый документ России и Украины и как дальше будут развиваться отношения между двумя странами? Центральной темой переговоров Путина и Зеленского, как и ожидалось, стала тема урегулирования конфликта на юго-востоке. И, как было озвучено на итоговой пресс-конференции, Россия и Украина договорились о выполнении минских соглашений. Путин отметил необходимость синхронизации процесса достижения перемирия с проведением на Украине предусмотренных здесь политических реформ. «В первую очередь, — заметил российский лидер, — речь идет о внесении в конституцию страны изменений, закрепляющих особый статус Донбасса на постоянной основе». Путин и Зеленский также договорились об обмене удерживаемых лиц по схеме «всех на всех». Как заметил один из членов российской делегации, Зеленский на закрытых переговорах «произвел благоприятное впечатление и говорил о необходимости закончить войну». В свою очередь европосредники уверены в необходимости сохранения минских соглашений, прекращения огня в Донбассе, где продолжаются взрывы, гибнет местное население.
Следующий саммит намечен через четыре месяца. И хотя, как признают эксперты, многие вопросы остались нерешенными, Путин оптимистично смотрит в будущее российско-украинских отношений. Главное, он разглядел в Зеленском не комика, а политика, точно осознающего, с кем должна выстраивать свои отношения Украина. Но каков будет дальнейший расклад минского процесса, пока не может предугадать никто.