X

Законсервированный фашизм

Человечество вновь переживает, казалось бы, давно забытые атавизмы войны прошлого века, сохранившиеся в памяти как изуверство над человечеством, уничтожение неполноценных наций. Тогда, в 30-е годы прошлого века, теоретики фашистской идеологии твердили, что война – высшая цель и смысл жизни нации. И на свет появились лагеря смерти Освенцим и Майданек, в которых было сожжено несколько миллионов заключенных. И ныне апелляция к фашизму, полемические приемы, все чаще используемые среди политиков нового века, вызывают тревогу возможной реконструкцией самой идеологии нацизма, эдакой модернизированной моделью сверхчеловеков, определяющих статус-кво в мире.

Оголтелость высказываний официальных лиц из Польши и других европейских стран иной раз вводит в ступор откровенной пропагандой нацизма. А бесстрастные кадры, где националисты крушат в Одессе барельеф Жукову, выкрикивают угрозы в адрес России, вызывают оторопь невиданной жестокостью, цинизмом. Украинский неонацизм не исчез с приходом Зеленского и по-прежнему связан с невиданной радикализацией общественного сознания, превращая молодое поколение в управляемую силу, идеологию насилия, которое молотит по юго-востоку, не испытывая никакого стыда. Глава ЛНР Леонид Пасечник, который уже не верит ни в какие Минские соглашения, заявляет, что «украинская власть все также готова убивать жителей республик». А киевские силовики продолжают бить прямой наводкой по мирным кварталам населенных пунктов. Жители же прифронтовых населенных пунктов откровенно признаются, что с приходом Зеленского к власти обстрелы даже участились.

Да, разочарование неприсоединившихся республик очевидно, как и то, что Украиной продолжают править националисты, саботирующие новую команду Зеленского, который мечется между двух огней. Он, с одной стороны, пытается противостоять сторонникам Порошенко, с другой – сталкивается с казнокрадством, предательством уже в своей команде. Вот и в Раде нет согласия внутри партии «Слуги народа». А эксперты все чаще задаются вопросом: сможет ли Зеленский переломить ситуацию или «законсервированный политический режим» поглотит его, превратив в марионетку, двойника Порошенко. Не зря ведь многие упрекают президента в том, что риторика его выступлений мало чем отличается от «шоколадного короля». Он так же, как и Порошенко, настаивает, чтобы Украину приняли в Евросоюз, НАТО. А тут еще недавнее заявление о равной ответственности СССР и Германии за начало Великой Отечественной войны. Решив удружить полякам, Зеленский добавил, что Польша первой почувствовала на себе «сговор тоталитарных режимов».

Нет сомнений в том, что сам Зеленский с брезгливостью относится к фашизму, войне, в которой воевал его дед. Но внутриполитический кризис, который не только не пошел на спад, но и разрастается, и противостояние это свидетельствует о том, что команда Зеленского проигрывает, так и не сдвинувшись ни на йоту в войне с оппозицией. И Порошенко, который не в первый раз приглашен в Генпрокуратуру для дачи показаний, несмотря на масштабное казнокрадство, продолжает депутатствовать, мало того, он чувствует себя защищенным, и его ничуть не пугает перспектива оказаться за решеткой. Что ж, ручное управление Украиной со стороны США не только не ослабло, оно усилилось. Америка продолжает управлять «незалежной», используя при этом самые запрещенные приемы.

Нет сомнений в том, что занесенная тридцать лет назад бацилла фашизма сработала и Украина переживает не лучшие времена, все глубже уходя в хаос, назревающий очередной политический кризис, стремительно падая в экономическую бездну. Социальный взрыв маячит перед новой властью. Но повязанная по рукам и ногам, она не в состоянии разобраться, как ей выбраться из ловушки, как восстановить неэффективную экономику и как, наконец, обойтись без юго-востока, крупного промышленного центра. Так что, снова майдан? А почему бы и нет, рассуждают украинские националисты. Они готовы постоять за самостийность, пусть даже кровавой ценой. Нельзя забывать и о том, что затеянные молодым президентом непопулярные реформы так или иначе затрагивают крупные элитные группировки. А заявленные Зеленским меры по расширению влияния общества на власть, тот же отзыв избранного депутата до окончания срока его полномочий может обернуться в пользу оппонентов, готовых использовать свой протестный потенциал.

Может, не стоит сгущать краски? Аналитики напоминают в очередной раз молодому президенту, рассчитывающему на европейский рынок, инвестиции, что соседство с Россией и то, что большая часть украинского населения работает на сопредельной территории, и есть, пожалуй, самый выгодный инвестиционный проект, о котором стоит задуматься. Вопрос в том, как сделать тот первый шаг, что окажется решающим в драме, что разыгрывается на глазах у всего мира. Встреча Зеленского с Путиным с глазу на глаз оказалась для него моментом истины. Он заявил, что многое понял из разговора с российским лидером, и выразил уверенность, что Путин желает мира в Донбассе. Разговор этот, состоявшийся в Париже, наталкивает на размышления Зеленского. И многое из того, что осталось вне протокольной съемки, позволяет судить о том, что разворот в сторону России ожидаем, слишком многое связывает два неотделимых друг от друга народа, и искусственное разделение, ясное дело, никому добра не принесет. Он продолжает общение с Путиным, и разговор идет не только об обмене пленными, но и наверняка о Минских соглашениях. Но…

Но сегодня главной политической силой современной Украины остаются ультранационалисты, по-прежнему под фашистскими лозунгами стреляющие по мирному юго-востоку, не выполняющие приказа Зеленского, демонстрируя миру, что Минские соглашения не больше чем формальность. И украинский президент ничего с этим поделать не может, так и не подобравшись к вопросу о федерализации юго-востока, не разобравшись с представителями элиты, ведущих свою игру. Противоречивая внутренняя политика, ошибки, то и дело совершаемые Зеленским, не дают Украине ощутить равновесие, почувствовать себя если не самодостаточной, то по крайней мере устойчивой, определившей политические, экономические ориентиры страной. Но ей надо разобраться с идеологической составляющей своей страны, прекратить откровенную пропаганду фашизма, чествование Бандеры и других приспешников фашизма.

Статьи из «Власть и общество»