В январе 2025 года мировой судья в Каспийске оштрафовал 18-летнего водителя, который, управляя автомобилем Porsche Cayenne, намеренно выехал на встречную полосу и снимал поездку на видео. По ст. 267.1 УК РФ он был оштрафован на 180 тыс. руб.
Статья 267.1 УК описывает опасное и агрессивное вождение. Это понятие включает в себя дрифт, езду по встречке и прочие хулиганские выходки. За такое правонарушение назначаются разные виды наказаний – от штрафов до реальных тюремных сроков. Ранее эта статья практически не использовалась, но с начала года начала складываться новая правоприменительная практика.
Ввести особое наказание для агрессивных водителей власти пытаются в течение 10 лет. В 2016 году в ПДД ввели отдельный термин – «опасное вождение». Статья 267.1 была введена в апреле 2017 года. Внося соответствующие поправки в Госдуму, депутаты собирались бороться с хулиганами и дебоширами на авиационном и железнодорожном транспорте. Однако все последующие годы статья применялась редко.
С началом 2025 года ситуация изменилась. За полгода было вынесено несколько таких решений. О том, что первопроходцем стал наш земляк, мы уже говорили. Последний приговор также связан с дагестанцем. Речь идет об автоблогере Гаджи Гаджиеве, который дрифтовал на парковке, не справился с управлением, въехал в толпу людей (двое пострадали) и скрылся с места ДТП.
В июле этого года Избербашский городской суд Дагестана по требованию прокуратуры конфисковал Lexus LX570 у мужчины, признанного виновным по ст. 267.1 УК РФ. По материалам дела обвиняемый привел в движение свой автомобиль с манекеном за рулем.
Вскоре уголовное наказание по ст. 267.1 УК будет ужесточено. Сейчас суд может назначить штраф 150–300 тыс. руб., ограничение свободы на срок до двух лет или лишение свободы на тот же срок. С 20 января 2026 года можно будет назначать и принудительные работы на срок до двух лет. Соответствующий закон Госдума приняла 8 июля, он уже подписан президентом и опубликован. У данной меры есть как сторонники, так и противники.
В Научном центре безопасности дорожного движения МВД России считают, что это адекватная реакция на выходки хулиганов за рулем: ««Практика квалификации по ст. 267.1 действий водителей, устраивающих из хулиганских побуждений дрифты на проезжей части, резкие перестроения, обгоны, подрезания и другие маневры, демонстрирующие игнорирование безопасности окружающих и создающие угрозу безопасной эксплуатации транспорта, уже получила распространение. Применение ее является оправданным и перспективным направлением формирования ответственности за опасное вождение».
Некоторые эксперты в этой сфере, наоборот, считают данную меру избыточной, указывая, что за нарушение ПДД в УК есть специальные статьи (в том числе ст. 264, 264.1, 268), в них описана ответственность за нарушение разнообразных норм из области дорожного движения.
Депутат Государственной Думы Ярослав Нилов уверен, что за подобные нарушения сначала должна применяться административная ответственность, а уже потом, при явном умысле и повторности, можно использовать и уголовную: «Уголовная ответственность – это серьезные последствия для последующей жизни, при трудоустройстве. А человек, может, один раз прокатился всего».
Другие говорят, что понятие «опасное вождение» в действующих ПДД очень размыто и получить за него наказание могут чуть ли не большинство автолюбителей.
К слову, еще в 2022 году заместитель главы ГИБДД Владимир Кузин заявил, что Госавтоинспекция России пока не имеет технической возможности отслеживать опасное вождение на дорогах страны. С тех пор мало что изменилось.