«Футбол» не по правилам
Не секрет, что некоторые сотрудники полиции, работающие с заявлениями граждан, всеми силами пытаются заявителей отфутболить. Их поведение нередко диктуется позицией непосредственного начальства, которое не заинтересовано в снижении качественных показателей на подведомственном им участке.
Полицейское руководство высшего уровня было вынуждено признать эту проблему. Для пресечения подобных фактов министром внутренних дел страны несколько лет назад было дано указание установить в дежурных частях аудиозаписывающие устройства, которые фиксировали бы каждый поступивший телефонный звонок. В ежегодных директивах руководства МВД РФ, где подводятся итоги ушедшего года и ставятся задачи на предстоящий, укрепление учётно-регистрационной дисциплины определяется как одна из приоритетных задач.
О защите прав граждан при их обращении в органы внутренних дел с заявлением, сообщением о преступлении мы беседуем с начальником отделения учётно-регистрационной дисциплины Штаба МВД по Республике Дагестан полковником внутренней службы А. БЕГОВЫМ.
– Опросы общественного мнения показывают, что у жителей республики имеются претензии к деятельности органов внутренних дел, в том числе при рассмотрении сообщений о происшествиях. Как строится данная работа в МВД в части соблюдения законности при рассмотрении сообщений и принятии по ним решений?
– Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Это объективный показатель уровня доверия к органам внутренних дел в целом. Когда граждане обращаются в полицию за помощью, это означает, что они доверяют и надеются на реальную помощь. В целом за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту обращений населения в органы внутренних дел.
Гражданин с полицией сталкивается чаще всего на стадии подачи заявления о совершённом преступлении. И то, как заявление принимается и насколько оперативно рассматривается, во многом определяет благоприятное или неблагоприятное отношение граждан к сотрудникам полиции.
Согласно закону, в течение трёх дней со дня регистрации заявления по результатам его рассмотрения должно быть принято решение, о чём заявитель уведомляется в течение 24 часов с момента его принятия.
Поэтому вопросам правильной организации деятельности по приёму информации, её регистрации, проверке обстоятельств случившегося и принятию законного решения уделяется постоянное внимание.
В структуре МВД существует подразделение, чья деятельность целиком направлена на укрепление и совершенствование учётно-регистрационной дисциплины. В ведомственных нормативных актах практически пошагово описаны действия сотрудников и должностных лиц полиции, непосредственно занимающихся этой работой.
К сожалению, ещё встречаются факты укрытия от учёта обращений граждан под различными предлогами, мы с этим постоянно боремся, и ситуация меняется в лучшую сторону, хотя не так быстро, как хотелось бы.
– В чём особенности работы по осуществлению контроля за учётно-регистрационной дисциплиной?
– Основной задачей является обеспечение защиты прав граждан, ставших жертвами противоправных действий и обратившихся за помощью в полицию с заявлением, сообщением о преступлении или происшествии, контроль за деятельностью сотрудников органов внутренних дел, непосредственно работающих с поступившими сообщениями, а также принятие мер по предупреждению нарушений со стороны этих сотрудников и реагирование на факты таких нарушений.
В этих целях постоянно проверяется деятельность органов внутренних дел по приёму, учёту и рассмотрению заявлений и сообщений, проводится работа с гражданами, чьи права на этой стадии были нарушены. В этой сфере деятельности мы активно взаимодействуем с прокуратурой республики, другими контролирующими подразделениями МВД, проводим совместные проверки.
Во всех дежурных частях горрайорганов установлены многофункциональные регистраторы речи, которые фиксируют все телефонные звонки, поступающие в дежурные части, и по которым легко выявить факты укрытия сообщений от регистрации. Так что всё меньше лазеек остаётся для недобросовестных сотрудников полиции, которые ещё имеют соблазн спускать на тормозах обращения граждан.
– Каков порядок обращения граждан в органы внутренних дел, ведь не каждый знает, к кому и как обращаться со своей проблемой?
– Существует единый для всех правоохранительных органов порядок организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утверждённый руководителями этих ведомств.
Заявления и сообщения о происшествиях принимаются дежурной частью органов внутренних дел круглосуточно. Заявление можно принести лично, передать через кого-нибудь, направить по почте, сообщить по телефону «02». Кроме того, у граждан появилась возможность сообщить о случившемся происшествии через информационную сеть «Интернет», на сайт www.gosuslugi.ru.
Граждане вправе подавать обращения в ходе личного приёма граждан должностными лицами органов внутренних дел и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Заявитель должен указать в обращении сведения о себе.
Если заявление в дежурную часть органа внутренних дел подаётся при личном обращении гражданина, то дежурный обязан выдать заявителю под роспись талон-уведомление о его принятии. Невыдача талона-уведомления – серьёзное правонарушение.
В административных зданиях всех органов внутренних дел имеются стенды, на которых размещены правовые акты, регламентирующие порядок приёма сообщений о происшествиях, а также указаны номера телефонов и местонахождение должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с отказом в приёме сообщений о происшествиях.
Обжаловать действия сотрудников по приёму и регистрации сообщений о происшествиях можно руководителям органов внутренних дел в ходе личного приёма или по почте.
– Как поступить в случае отказа от приёма заявления?
– Отказ в приёме заявления – нарушение, и оно влечёт ответственность для сотрудника, который отказал в его приёме. Даже если объяснили заявителю, почему не принимают заявление, это не значит, что всё кончено. Гражданин вправе обжаловать отказ в приёме заявления прокурору, в суд или должностным лицам органов внутренних дел.
Рекомендую в таких случаях обязательно позвонить на телефон горячей линии (8722) 98-48-48 и оставить информацию, в том числе и по непринятому у вас ранее заявлению. Этот звонок в обязательном порядке будет рассмотрен в кратчайшие сроки и по изложенным фактам принято соответствующее решение.
– А как гражданин может узнать о результатах рассмотрения своего заявления?
– Согласно закону, в течение трёх дней со дня регистрации заявления по нему должно быть принято решение. В установленном порядке этот срок может быть продлён до 10 дней, потом до 30.
О принятом по сообщению решении заявитель в обязательном порядке письменно уведомляется в течение 24 часов с момента его принятия. Если уведомление по почте не поступило, можно поинтересоваться о дальнейшей судьбе заявления, обратившись лично или позвонив в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел.
В случае несогласия с принятым решением по результатам рассмотрения заявления его можно обжаловать руководству органа внутренних дел, прокурору или в суд.