«Гранты» грязи не боятся?
Под мобилизацию может попасть автомобильный транспорт, принадлежащий как организациям, так и частным лицам. Пока признаков того, что эта мера будет применена, нет. Но и исключить подобной возможности нельзя. Поэтому мы решили разобраться в ситуации и прояснить некоторые основные аспекты этой темы.
Как нам пояснили в военкомате РД, правовым основанием для мобилизации автотранспорта является Указ Президента РФ 02.10.1998 г. № 1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности». В 2015 г. указ был расширен и дополнен. Также с 2014 года действует приказ министра обороны № 151 с перечнем транспортных средств, подлежащих мобилизации в первую очередь. Это большегрузные и специальные автомобили. Но гражданские автомобили тоже могут реквизировать в случае необходимости. «Этот комплекс мероприятий нужен для качественного и своевременного обеспечения автомобилями Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований», – сообщили в военном комиссариате республики.
Стоит отметить, что весь зарегистрированный автотранспорт находится на учете в военкоматах. Все данные поступают автоматически в Минобороны из ГИБДД. В военкоматах есть собственная база данных по видам и типам транспорта, маркам и госномерам.
Как на практике будет проходить этот процесс в случае принятия соответствующего решения?
В военкомате пояснили, всё будет идти четко по правилам, но каковы эти правила, не уточнили. Юристы, к которым мы обратились за пояснениями, считают, что однозначного ответа на этот вопрос нет. «Раньше таких мероприятий в нашей стране не проводилось, поэтому сказать, какой будет правоприменительная практика, затрудняюсь. В существующих нормативных актах я также не увидел четко установленного порядка действий. На мой взгляд, конкретный порядок всего процесса будет устанавливать региональный штаб по проведению мобилизации», – считает юрист Гаджи Рахменов, специализирующийся на вопросах автомобильного права.
Как и в случае с гражданами, в отношении автотранспорта также существуют категории, подлежащие первоочередной мобилизации. Это касается автотранспорта, находящегося на балансе федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления и подведомственных им организаций. Далее по списку идут коммерческие и некоммерческие организации. И в самую последнюю очередь это коснется физических лиц.
Как отметили в военкомате, мобилизации автотранспорта предшествует подготовительная работа: определяются места, где будут храниться автомобили, формируется пакет документов, которые будут выдаваться собственникам при сдаче машины. Назначаются ответственные за дальнейшую судьбу автомобиля.
Немаловажный вопрос: предусмотрена ли компенсация владельцу машины, если она будет повреждена или уничтожена?
«Устанавливается размер минимальной компенсации на этот случай. Процедура должна быть указана в региональных приказах о мобилизации. Пока она не регламентирована в регионах, никто не может самовольно прийти и забрать машину у ее владельца», – отмечает Рахменов.
Следует также сказать, что большая часть гражданских автомобилей, скорее всего, избежит мобилизации по техническим причинам, так как будет малопригодна для использования в военно-полевых условиях. Какой толк от легковушки в условиях бездорожья?
Какое наказание полагается за уклонение от автомобилизации?
Это указано в Кодексе об административных правонарушениях. Предусмотрен штраф по статье 19.25 КоАП: для физических лиц — 300–500 рублей, юридических лиц — до 20 тысяч. Уголовная ответственность в случае непредоставления автомобиля по требованию военного комиссариата не предусмотрена.