Экзамен на права: не в тепличных условиях
С начала этого месяца действуют изменения в порядке сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. О том, какие это изменения и как они практически отразятся на экзаменующихся, рассказал на пресс-конференции начальник УГИБДД МВД по РД Александр Шалагин. В разговоре также участвовал начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы Шамиль Набиев.
«Изменения в регламент сдачи экзаменов внесены неспроста. Они связаны с некачественной подготовкой водителей. По-прежнему с участием молодых водителей, а к таковым мы относим тех, у кого водительский стаж менее двух лет, совершается немало ДТП», – сказал А. Шалагин.
Самое важное изменение состоит в том, что отныне навыки вождения будут оцениваться не в тепличных условиях площадок, а в городской среде.
«Ранее порядок сдачи был таким: теория – площадка – город. Сейчас из этой цепочки исключили площадку. Вождение будет оцениваться в городских условиях. Для этого мы используем улицы с малоинтенсивным движением или тупиковые участки», – отметил начальник Управления ГИБДД.
Смысл нововведения состоит в том, чтобы допускать к вождению в реальных условиях уже подготовленных водителей, а не учеников, которые будут набираться практического опыта по ходу дела. Правда, в некоторых случаях площадка при сдаче экзамена все же будет использоваться. Например, для выполнения таких упражнений, как «змейка» или «поворот под прямым углом». Это сделано из соображений безопасности, поскольку их выполнение в реальных условиях городского трафика может создать аварийную ситуацию.
Но четыре основных упражнения: въезд на эстакаду, въезд в бокс задним ходом, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве – переносятся в город. Правда, с одним уточнением: если городские условия не позволяют выполнить какое-либо из этих упражнений, его можно перенести на закрытые площадки или в автошколы. Например, отметил А. Шалагин, на улицах Махачкалы затруднительно найти подходящую эстакаду, поэтому въезд на нее будет проводиться в закрытых условиях.
В отличие от предыдущего, новый регламент не предусматривает публикацию информации о предстоящем маршруте, чтобы ученик не смог его заучить заранее. Обозначается лишь участок автомобильных дорог, а о маршруте станет известно лишь непосредственно перед началом испытаний.
На экзамен отводится 30 минут. Сохраняется балльная система начисления штрафов. Пять баллов и более означает провал. Причем провалить экзамен можно еще до того, как заведется двигатель, если ученик перед началом движения не пристегнул ремень. И это также новшество, которое А. Шалагин назвал очень важным и своевременным. Отныне к процедуре сдачи экзамена допущены и общественные наблюдатели. Правда, для этого нужно согласие экзаменующегося.
Журналистов интересовал вопрос: в случае если в ходе экзамена произойдет ДТП и пострадают автомобили, кто будет нести материальную и административную ответственность?
По словам Ш. Набиева, кандидат в водители уже прошел профессиональное образование в автошколе, получил соответствующее свидетельство. И если во время сдачи экзамена по его вине произошло ДТП, нести административную ответственность будет он. Что касается ответственности материальной, то автомобиль, используемый при экзамене, застрахован по системе ОСАГО, поэтому вопрос о возмещении ущерба не возникнет.
«С начала года в Дагестане 75 человек погибли в результате ДТП. Это на 12 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя за последние три года количество погибших пусть ненамного, но снижалось. Парадокс в том, что снижается количество ДТП и раненых, но растет тяжесть последствий. Причина в том, что половина автоаварий – это выезд на полосу встречного движения. Переломить кардинально ситуацию нам пока не удалось. Но будем работать в этом направлении. Радует то, что все больше граждан готовы помогать нам в этом. Они шлют видео с регистраторов с зафиксированными нарушениями правил дорожного движения. Обращений так много, что за сутки мы не успеваем их все обработать», – отметил А. Шалагин.
По мнению начальника УГИБДД, качество подготовки водителей после всех этих изменений должно улучшиться. Все это прямым образом отразится на ситуации с аварийностью, которая сегодня оставляет желать лучшего.