На земле, воде и в воздухе
Учитывая особую социальную значимость перевозок пассажиров и народнохозяйственных грузов, в транспортных организациях республики проводится серьезная работа по усилению охраны объектов. С этой целью разработаны Комплексная программа по обеспечению безопасности населения на транспорте и планы мероприятий по устойчивому развитию отрасли. Общую характеристику положения дел в этой сфере дает советник председателя Комитета по транспорту РД Шахбан Магомедов.
— На наш взгляд, к вопросам транспорта подход должен быть особым, поскольку любое отклонение или проявление безответственности может привести к человеческим жертвам. В этой связи принимаются дополнительные усиленные меры по обеспечению безопасности на объектах особой важности, в местах массового пребывания людей: на вокзалах, железнодорожных путях, в аэропорту, в морском порту. Там установлен жесткий пропускной режим, особое внимание уделяется вопросам оснащенности средствами охранной связи. Совместно с правоохранительными органами проводится работа, направленная на повышение эффективности транспортной безопасности.
Транспорт, как известно, ввиду специфики своей работы сам по себе является потенциальным источником опасности. Когда же происходит противоправное вмешательство в его функционирование, то угроза становится реальной, причем с тяжелейшими последствиями. Поэтому вся наша работа нацелена на практическую реализацию Указа Президента РФ и Федерального закона «О транспортной безопасности». Для обеспечения постоянного контроля над усилением безопасности и охраны особо важных объектов Комитетом регулярно проводятся выездные совещания в трудовых коллективах.
На всех легально действующих объектах транспортной инфраструктуры проведена работа по обеспечению безопасности граждан. Установлены видеокамеры круглосуточного наблюдения, работающие в режиме записи. Общее количество действующих видеокамер составляет 114 единиц. Установлены системы громкоговорящего оповещения граждан, тревожные кнопки. Ведется работа по установке дополнительных камер видеонаблюдения.
В этой связи следует рассказать о принимаемых мерах по обеспечению безопасности в каждой организации. По информации Махачкалинского филиала ФГУП «Администрация морского порта Астрахань», в настоящее время судоходные гидротехнические сооружения Махачкалинского морского порта со стороны моря и гавани не соответствуют антитеррористической защищенности (не осуществляется государственная охрана).
В ведении порта имеется система управления движением судов, которая осуществляет контроль в акватории порта за судами, стоящими на внешнем рейде и в ожидании захода в порт. В перечень охраняемых объектов Управлением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ включен и морской порт Махачкалы. Сейчас ими охраняется 5 КПП, службой безопасности ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» охраняется 5 КПП, осуществляется внутреннее патрулирование и охрана грузов совместно с сотрудниками милиции Махачкалинского линейного управления внутренних дел на транспорте.
Имеется утверждённый Минтрансом РФ план охраны «Нефтяной терминал», предусматривающий организационные и технические мероприятия. В связи с тем, что реконструкция морского порта Махачкалы не завершена и строительство ряда его объектов продолжается, разработанного и утверждённого в Минтрансе России плана охраны грузового терминала не имеется. Внешние границы морского порта по периметру не охраняются.Далее Шахбан Магомедов перешел к Махачкалинскому аэропорту.
— Существующая в аэропорту «Махачкала» система обеспечения авиационной безопасности (АБ) осуществляется в тесном сотрудничестве САБ (служба авиационной безопасности) с линейным управлением внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) и отделом вневедомственной охраны МВД по РД в соответствии с действующим законодательством.
Допуск членов экипажей ВС, авиаперсонала и работников предприятия, лиц сторонних организаций и автотранспорта на территорию аэропорта осуществляется через контрольно-пропускной пункт (КПП), который оборудован средствами досмотра, системой видеонаблюдения и видеозаписи, телефонной и радиосвязью, турникетом, металлическими воротами с дистанционным управлением, установлена автоматизированная система контроля доступа персонала. На въезде КПП установлено устройство принудительной остановки автотранспорта (на привокзальной площади создана 50-метровая зона безопасности) для пресечения попыток проникновения террористов-смертников и осуществления других актов незаконного вмешательства. Обслуживается КПП сотрудниками вневедомственной охраны.
Кроме того, приобретены приборы нового поколения: детектор паров взрывчатых веществ и портативный прибор безопасности для дистанционного обнаружения опасных жидкостей в закрытых емкостях. В соответствии с предстоящей реконструкцией аэропорта «Махачкала» предполагается установить по всему периметру видеонаблюдение и электронное устройство обнаружения и подачи сигнала при преодолении ограждения, с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта проложить дорогу с искусственным покрытием — 1400 м.
И в завершение беседы Ш. Магомедов рассказал о мерах безопасности, предпринимаемых на железнодорожном транспорте:
— В рамках проекта «Транспортная безопасность» инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2010 году проведена модернизация технических средств охраны на железнодорожных вокзалах станций Махачкала II — порт, Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр и Дербент, а также железнодорожных мостах через р. Сулак, 2225 км. С целью увеличения плотности обходов наиболее криминогенных участков железнодорожного пути увеличена численность работников. Данная мера позволила в текущем году выявить и обезвредить 5 самодельных взрывных устройств, заложенных в железнодорожное полотно. Имеются паспорта безопасности и охраны важных объектов Махачкалинского отделения СКЖД, предусматривающие организационные и технические мероприятия по охране данных объектов.
Также на Северо-Кавказской железной дороге принят ряд мер по исключению движения поездов, следующих по территории республики на участке Госграница — Артезиан в ночное время. Движение осуществляется с предварительным проездом участков поездами прикрытия. После совершенных на железнодорожных объектах, расположенных в Республике Дагестан, террористических актов был проведен ряд совещаний с приглашением сотрудников МВД РД, СК УВДТ, департамента безопасности ОАО «РЖД». По итогам разработан план мероприятий по усилению антитеррористической защищенности на железнодорожных участках. Сотрудники УФСБ и УВДТ проводят дополнительные инструктажи с работниками отделения железной дороги.
Несмотря на то, что железнодорожные вокзалы не относятся к перечню охраняемых объектов, силами работников Махачкалинского ЛУВДТ в постоянном режиме осуществляется обеспечение общественного порядка на вокзалах, в том числе и с помощью технических средств и систем видеонаблюдения, — заключил Ш.Магомедов.