Настоящий инспектор – хороший психолог
Первый в истории штраф водителю был официально выписан в 1896 году в Англии. Некто Уолтер Арнольд из графства Кент 28 января 1896 года ехал по городской улице со скоростью примерно 13 км/ч, притом что в этом месте действовало ограничение – 3,2 км/ч. Увидевший это страж порядка бросился вдогонку на велосипеде. Погоня завершилась успешно. Лихач был задержан и оштрафован на один шиллинг. С тех самых пор полицейские ловят нарушителей Правил дорожного движения. Правда, теперь в их распоряжении современные технические средства, да и штрафы выросли.
А вот инспектор ДПС Нух Исмаилов считает, что сотрудник ГИБДД должен быть прежде всего хорошим психологом, поскольку он постоянно сталкивается с людьми, у которых, как известно, разные характеры. И к каждому надо найти подход.
– Я делю нарушителей на три вида: умышленные, случайные и те, кто ошибается по незнанию. И разговариваю соответственно на разном уровне. Если наказывать человека, не вникая в причины нарушения, это не приведет к его исправлению. А наша задача прежде всего – профилактика правонарушений. Я стараюсь спокойно объяснить водителю, в чем состояло его нарушение, советую не допускать этого в дальнейшем.
– А как реагируют водители, когда их останавливает сотрудник ГИБДД и выписывает штраф?
– Одни сознают вину, другие настаивают на своей невиновности, даже если им показывают видеозапись. Иногда бывает, что человек теряет адекватность, начинает вести себя агрессивно. Всем известно, что в Дагестане люди не очень-то любят признавать свою неправоту. Но как бы ни вел себя водитель, инспектор ГИБДД должен сохранять терпение. Лично я не вхожу в конфликт. Даю время, чтобы человек пришел в себя. Все мы живые люди и понимаем, что ситуации могут быть разными: у кого-то семейные проблемы или проблемы со здоровьем… Если проявить терпение, то и водитель постепенно успокаивается. Конечно, встречаются такие, на кого никакие уговоры не действуют и они продолжают вести себя дерзко, вплоть до сопротивления сотрудникам. В этом случае вызываем наряд ППС, который работает с такими субъектами.
– Как бы вы оценили поведение наших водителей на дорогах? Действительно ли они такие беспредельщики, как принято считать?
– Процент беспредельщиков, как вы говорите, на самом деле не такой большой. Просто иногда дорожная ситуация складывается таким образом, что человек невольно идет на нарушение. К примеру, в Махачкале количество жителей и автомобилей неуклонно растет. Из-за сверхплотной застройки дорогам расширяться уже некуда. Поэтому нередки пробки, особенно в час пик. Чаще всего нарушения происходят в это время. Люди едут на работу, попадают в затор. Чувствуя, что не успевают, они нарушают правила. Или, наоборот, возвращаются с работы усталые, хотят поскорее попасть домой, чтобы отдохнуть. Руководству муниципалитетов надо внимательнее относиться к состоянию дорожной инфраструктуры.
– Часто ли водители предлагают «решить вопрос» за деньги?
– И такое случается. Многие люди думают, что ГИБДД – самая коррумпированная служба. Но в этом плане Управление собственной безопасности МВД по РД, республиканское УФСБ проводят очень жесткий контроль. Кроме того, сами водители имеют возможность фиксировать все действия инспекторов и выкладывать затем видео для широкого доступа. Инспектор знает, что, поддавшись соблазну, он рискует потерять больше. Поэтому могу уверенно сказать, что сейчас фактов коррупции в нашей службе стало гораздо меньше, хотя они до сих пор случаются.
– Есть мнение, что средства видеофиксации могут со временем заменить инспекторов. Они не ошибаются, не берут взяток, у них нет знакомых и родственников…
– Это в определенной степени утопия. Видеокамера человека не заменит, к сожалению, а может быть, к счастью. Ведь на дорогах бывают не только нарушения. Там случаются аварии, отключение светофора и много других случаев, где вмешательство человека обязательно. Хотя, конечно, система видеофиксации оказывает огромный эффект. Прежде всего профилактический. Водитель, зная, что за ним ведется видеонаблюдение, остережется нарушать ПДД. Поэтому хотелось бы, чтобы камер на наших трассах было больше. Пока же их
недостаточно.