«Неправильные» правильности
В одном направлении со мной в городском потоке движется велосипедист. Едет в крайнем правом ряду, на голове шлем, на руках и ногах защитные приспособления, одет в светоотражающий жилет. И все бы ничего, если бы не регулярная жестикуляция верхового…
Этот яркий во всех смыслах участник дорожного движения, казалось, предупреждал соседей по трафику не только о малейшем своем маневре, что делал чрезмерно часто, но и о том, какая погода ждет нас завтра. Беда в том, что говорил он на одном ему понятном языке жестов: не знаком дагестанский водитель с дорожным сурдопереводом, не обучали его этому. У нас, замечу, чему-либо неизведанному человек радуется нечасто. Чаще всевозможные неясности вызывают либо полный пофигизм по отношению к странному явлению, либо неадекватную раздражительность. Как бы то ни было, мириться со всякими непонятностями большинство не желает.
Вот эту самую раздражительность вызывал и чрезмерно правильный велосипедист. Отвлекая своих четырехколесных товарищей от необходимости наведения обычной вакханалии на дороге, он в ярко-оранжевом шлеме создавал своей правильностью… аварийную ситуацию. Я в числе прочих тоже был очень заинтересован происходящим. Мне, как и остальным «неправильным» водителям, было крайне необходимо хотя бы попытаться понять символику жестов двухколесного коллеги. Равно как и догадаться, с какой это радости пришло ему в голову вести себя как полагается? Ведь все происходящее на дороге выглядело неправильно что ли. Да что там «что ли», неправильно – и все тут!
Вести себя на дороге правильно у нас неправильно: создается некая несуразность, возникает откровенное недопонимание, когда один из соседей по трафику вовремя и аккуратно перестраивается, включает указатели поворота, пропускает везде, где положено, пешехода, не проскакивает на желтый (и даже нередко красный) сигнал светофора… И это уже давно стало дурной привычкой – быть как все, не отличаться от табуна, несущегося во всех возможных направлениях.
Ну где это видано, чтобы один Магомед ковылял в конце свадебной процессии, состоящей из табуна немецко-японских «лошадей», когда второй Мага борется за «почетное» второе место за машиной жениха? Третий Мага, сидящий за рулем авто, увозящего новобрачных в светлое будущее, с ужасом наблюдает в зеркало заднего вида за выкрутасами тезки, молясь Всевышнему перед неизбежным ДТП. Ну или правильно ли дать ходу пешеходу, замешкавшемуся между табунами и магами и не успевшему проскочить на «правильный» зеленый? Нет! Наглец достоин участи стать на неопределенное время одной из вертикальных полос «зебры» – нечего пешеходу мешать мчаться на чистокровных скакунах вершить великие дела! Да и водитель автобуса вместе с пассажирами может сколько угодно включать свои поворотники, все равно он тронется с остановки, когда ему позволит это сделать один из «неправильных» водителей…
Что напрягает? Да то, что дагестанские дорожные выкрутасы из серии «а-ля кренделя», точнее их махачкалинская разновидность, стали для многих водителей неким руководством к действию. Вот пример. Друг с 22-летним стажем вождения, опытный дальнобойщик, катаясь со мной по Дербенту, негодует: «Ты посмотри, чё творят!» – «Так в Махачкале покруче будет», — пытаюсь я оправдать земляков. «В Махачкале, может быть, и так. Там каждый наперед знает, какой фортель водила сбоку, спереди или сзади выкинет, и готов к любому его маневру. А тут? Я тебе так скажу: хорошо не то, что коровы не летают, счастье, что машины пока по земле носятся. Представь, что б в небе творилось!»
Между тем это самое «управляемое» безобразие проецирует запредельную агрессию. Пешеходов на «зебре» уже лупят – за их правильность, за упрямое желание переходить дорогу там, где положено. А водилы в лучшем случае попросту дубасят друг друга. В худшем – отправляют к праотцам. Мостовая же копит негатив, с завидной регулярностью возвращая автомобилистам их «саморегулируемую» неуправляемую ауру.
В целом по России ситуация не лучше. ГИБДД прогнозирует резкий скачок смертности на дорогах после 2018 года. Правительственная комиссия, занимающаяся вопросами безопасности движения, считает, что старение автопарка и самих водителей, неконтролируемая автомобилизация населения и увеличивающийся разрыв между ее темпами и развитием дорожно-транспортной сети станут причиной гибели порядка 30-33 тысяч человек на дорогах уже ближе к 2022 году. Страшные цифры! Есть кому и над чем задуматься. Но есть и на кого равняться – наш правильный велосипедист.
Не знаю, сколько времени понадобилось ему, чтобы добраться до пункта назначения. Одно знаю точно: из пункта А он выехал благословленный достойными родителями, воспитавшими в сыне уважение ко всему и вся. А в пункте Б его наверняка ждут такие же «неправильные» по современным меркам люди, добрые, отзывчивые и любящие окружающих. И я искренне надеюсь, что, покрывая жизненные километры, сталкиваясь с непониманием «правильных», он и ему подобные не свернут с избранного ими пути!
Может быть, и мы тогда захотим равняться на таких велосипедистов? Давно пора. Ведь страшными цифры делаем мы сами. Счетчик потерянных жизней нужно обнулить и в этом положении зафиксировать его. Хотя бы уже только потому, что всех нас ждут в пункте Б.