Права должников защитят
Деятельность некоторых коллекторов стала напоминать рэкет: шантаж, угрозы, психологическое воздействие за гранью фола. О необходимости поставить эту сферу услуг под контроль говорили давно.
В феврале этого года вступил в силу новый закон № 467-ФЗ, который внёс изменения в законы «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Как нам рассказали в Управлении Федеральной службы судебных приставов по РД, изменения весьма существенные, и они направлены прежде всего на то, чтобы защитить права граждан.
Закон установил, кого считать профессиональным взыскателем. К ним относятся коллекторские, микрофинансовые и кредитные организации. По новому закону в их названии должно быть указано, что это профессиональная коллекторская организация. То есть юридическое лицо, занимающееся возвратом просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр, обязано отразить этот статус в своем наименовании. При регистрации каждое коллекторское агентство обязано указывать электронный адрес для связи с должниками.
Как отметил главный судебный пристав по РД Алик Алилов, служба судебных приставов будет вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций, которые занимаются возвратом долгов, наряду с государственным реестром профессиональных коллекторских организаций.
Другое важное новшество – переговоры с должником надо записывать, а вести их будут автоматизированные интеллектуальные системы. По требованию неплательщика его должны переключить на сотрудника организации. Но взаимодействие с ним возможно только со специальным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет вести и хранить запись.
Ещё один способ – информирование через портал Госуслуг. Но тут необходимо, чтобы должник подтвердил своё согласие получать такие сообщения в личном кабинете. Для них введены ограничения: за месяц можно направлять через Госуслуги не более двух сообщений по одному обязательству. Дополнительный способ – почтовое письмо по месту жительства или пребывания должника.
Одной из наиболее частых жалоб на действия коллекторов была их назойливость. Они звонили в любое время суток. Теперь взаимодействие коллектора и должника будет происходить по графику. Встречаться взыскатель и неплательщик могут в будние дни с 8:00 до 22:00, а в выходной или праздничный – с 9:00 до 20:00. Но не более одного раза в неделю. Если говорить о телефонных переговорах, то они должны быть не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, также в будний день с 8:00 до 22:00, в выходной или праздничный день – с 9:00 до 20:00.
Если коллектор решил пообщаться с третьими лицами, например, членами семьи, то для этого ему необходимо согласие должника на такое взаимодействие и согласие самого третьего лица. Согласие с третьими лицами должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащего в том числе согласие должника на обработку персональных данных. Если какое-то из условий не выполнено, то взаимодействие незаконно.
Должник имеет право отказаться от встречи или общения с коллекторами, направив им такое заявление через нотариуса или же заказным письмом. Документ должен быть отправлен не ранее чем через четыре месяца со дня возникновения просрочки. После этого кредитору запрещается привлекать других лиц для взыскания долга.
Закон запрещает применять к должнику или другим людям физическую силу, угрожать насилием, использовать методы, опасные для жизни и здоровья людей, уничтожать или повреждать имущество или угрожать этим.
Незаконны и психологическое давление, выражения и действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц. Коллектор не имеет права вводить должника и иных лиц в заблуждение о размере долга, причинах его появления, сроках погашения, передаче вопроса в суд, о последствиях невыплаты, мерах административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.
За нарушение требований к работе коллектора закон устанавливает ответственность, вплоть до уголовной. Административный штраф для физических лиц – от 5000 до 50 тыс. рублей; для должностных лиц – от 20 тыс. до 200 тыс. рублей. Их могут также дисквалифицировать на срок от шести месяцев до одного года. Штраф для юридических лиц – от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.
В случае нарушения своих прав со стороны коллекторов УФССП по Дагестану рекомендует обратиться непосредственно в их службу, к специалистам по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Для этого надо написать заявление в Службу судебных приставов, которое можно направить в электронном виде через интернет-приёмную на официальном сайте управления.
В круглосуточном режиме работает «телефон доверия» 8-8722-69-44-22.
Чтобы доказать факт нарушения, следует зафиксировать противоправные действия коллекторов. Например, с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов они звонят и пишут, кем представляются, в пользу кого. Понадобится заверенная детализация и аудиозаписи телефонных переговоров, копии почтовых отправлений, снимки с экрана мобильного телефона должника с сообщениями коллектора.
Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку, установить причастных лиц, правильно квалифицировать их действия и при наличии оснований принять меры.
В прошлом году служба судебных приставов по РД получила 44 обращения граждан с жалобами на коллекторов. Как отмечают в УФСПП, большинство оказались необоснованными. Одну кредитную организацию привлекли к административной ответственности.