Протянуть руку помощи
_ Как свидетельствует статистика, в нашей стране большинство из тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, ранее уже попадали за решётку. Горбатого могила исправит, скажет кто-то. Но на самом деле проблема глубже. Многих толкает на повторное преступление не укоренившаяся привычка к злу, а социальная неустроенность. Выйдя из заключения, они сталкиваются с многочисленными трудностями: поиск работы, жилья, создание семьи и т. д. Не у всех получается найти себя в свободной жизни, и тогда опасность рецидива возрастает. Задача общества – помочь таким людям адаптироваться к новым условиям.
В России действует система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Её правовая основа регулярно совершенствуется. Так, в апреле этого года вышло поручение Президента страны о принятии дополнительных мер по социальной адаптации таких лиц. Во исполнение этого поручения Правительством РД 27.04.2021 года издано распоряжение с указанием конкретных мер.
Однако, как показывает анализ, не везде органы власти и ведомства, ответственные за исполнение распоряжения, отреагировали на него должным образом. Работа в этом направлении носит формальный характер.
Об этом шла речь на очередном заседании Совета при Главе РД по развитию гражданского общества и правам человека. На нём обсуждался вопрос, как поставлена работа по адаптации и реабилитации лиц, освобождённых из мест лишения свободы в Кизилюрте и Кизилюртовском районе.
По словам председателя Общественной наблюдательной комиссии Республики Дагестан по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания Омара Омарова, в ходе выездной проверки был выявлен ряд серьёзных упущений. Так, ответственные работники городской и районной администрации оказались не осведомлены об уже упоминавшемся распоряжении Правительства РД. Соответственно, никакой работы во исполнение поручения проведено не было.
«Фактически мы не нашли в указанных муниципалитетах должностных лиц, ответственных за работу по адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Такая работа проводится в отношении тех, кто ранее совершил преступления террористической направленности. Таких в городе и районе 6 человек. По остальным и социальные службы, и правоохранительные органы, и работники администрации работу по адаптации не проводят», – отметил О. Омаров.
Ключевым вопросом социальной адаптации является трудоустройство бывших осуждённых. Согласно данным, предоставленным Центром занятости МО «Кизилюртовский район», с 2018 года по июль 2021 года к ним по вопросам трудоустройства обратился 21 человек, освобождённый из лишения свободы, из которых 5 были трудоустроены. Остальные от услуг ЦЗН отказались. Как обстоят дела в Кизилюрте, вообще осталось неизвестным, поскольку такие данные в городском ЦЗН не смогли предоставить.
Таким образом, можно констатировать, что в данных муниципалитетах работа по адаптации проводится слабо или вообще не проводится. Участники заседания выразили надежду, что с приходом новых лиц, ответственных за проведение данной работы в Кизилюрте, ситуация изменится.
В этом их заверил ведущий специалист АТК администрации Кизилюрта Салимхан Иразханов. По его словам, он не так давно занимается этим направлением, но обещал учесть все замечания в своей работе и исправить упущения.
Есть вопросы у правозащитников и к другим ответственным ведомствам, в частности к республиканскому УФСИН и органам внутренних дел. Согласно правилам, в течение полугода после освобождения управление должно контролировать, чем занимается бывший осуждённый. Этого не делается.
Участковые уполномоченные полиции обязаны посетить местожительство отбывшего наказание, установить его родственные связи, что также не практикуется.
К сожалению, представители УФСИН и МВД не откликнулись на приглашение организаторов обсуждения и не пришли на встречу, поэтому вопросы по их работе остались без ответов.
По итогам заседания были выработаны рекомендации по совершенствованию работы по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В частности, было предложено обратить внимание на профессиональную ориентацию осуждённых в исправительных учреждениях, что поможет им в дальнейшем трудоустроиться. Также было намечено активизировать работу по развитию государственно-частного партнерства в вопросах создания инфраструктуры ресоциализации бывших осуждённых.