Смертельный фактор
В Хасавюртовском районе 55-летний местный житель, управляя автомобилем «ВАЗ-211440», выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «ВАЗ-2106» под управлением 22-летнего жителя того же района. В результате ДТП водители обоих транспортных средств и 23-летний пассажир «ВАЗ-2106», также проживавший в Хасавюртовском районе, скончались от полученных тяжких телесных повреждений. Пассажир «ВАЗ-2106», 25-летняя девушка, госпитализирована с различными травмами.
В Карабудахкентском районе 62-летний водитель автомобиля «KIA Sorento» выехал на полосу встречного движения и столкнулся с газовозом «Volvo», который от удара опрокинулся. В результате автоаварии на трассе образовался многокилометровый затор. Жертв и пострадавших нет.
***
В Махачкале 22-летний местный житель, управляя автомобилем «Mercedes-Benz Е430», не справился с управлением и совершил наезд на дорожные ограждения, после чего съехал на обочину попутного направления и опрокинулся. В результате ДТП водитель автомобиля от полученных тяжких телесных повреждений скончался на месте происшествия.
***
В Махачкале 41-летний местный житель, управляя автомобилем марки «Nissan Teana», проявив невнимательность, совершил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода. В результате ДТП 63-летний житель поселка Шамхал-Термен от полученных тяжких телесных повреждений скончался на месте происшествия.
***
В Буйнакском районе 25-летний водитель, управляя автомобилем «ВАЗ-210930», выехал на полосу встречного движения и столкнулся с движущимся во встречном направлении автомобилем «ЛАДА-217050» под управлением 24-летнего молодого человека. В результате ДТП с различными телесными повреждениями доставлены в ЦГБ Буйнакска водители обоих транспортных средств, а также двое пассажиров «ЛАДА- 217050».
***
В результате ДТП в Сулейман-Стальском районе погиб 1 человек и 1 получил ранения. По информации пресс-службы МВД по Дагестану, на 970 км ФАД «Кавказ» 51-летний житель Докузпаринского района, управляя автомобилем «BA3-21104», выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «KIA Cerato» под управлением 33-летнего жителя Махачкалы. В результате ДТП пассажир «ВАЗ-21104» 64-летний житель Докузпаринского района от полученных тяжких телесных повреждений скончался на месте происшествия. Пассажир «KIA Cerato» 70-летняя жительница Махачкалы с травмами различной степени тяжести доставлена в больницу.
Это лишь малая часть дорожно-транспортных происшествий за последний месяц. С начала же года на дорогах республики совершено более 720 ДТП, в которых погибли 147 человек, что на 29 % больше аналогичного периода прошлого года, в том числе 13 детей. Но и эти цифры не окончательные – редко когда новостные ленты обходятся без сообщений об автоавариях.
О неутешительной статистике в сфере безопасности дорожного движения на недавнем совещании говорил и Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов. «Только вдумайтесь в эти цифры! Они говорят о том, что меры, принимаемые в настоящее время по повышению безопасности дорожного движения, не совсем эффективны», – сказал премьер-министр и отметил необходимость усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения со стороны соответствующих структур, выработать комплекс дополнительных мер, направленных на улучшение данной ситуации, снижение количества ДТП и смертности на дорогах.
Глава Дагестана Сергей Меликов в интервью РИА «Новости» высказал своё мнение о нарушителях правил дорожного движения, из-за чьей безответственности зачастую происходят ДТП: «Если 32-летний молодой человек садится за руль, разгоняет машину до 130 километров в час на том участке, где стоит ограничение 80 км, при этом находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушает правила обгона, наверное, власти в чем-то виноваты. Но я думаю, что тем, кто пытается показать себя крутыми стритрейсерами на улицах города, кто в 5 утра на мотоциклах без глушителей катается мимо домов, где спят пожилые люди и дети, нужно начать с себя. Хорошие кавказские качества у этих людей нивелировались до обычных понтов, которые приводят к трагедиям».
Руководитель республики добавил, что власти должны работать над совершенствованием дорожной сети, но и от граждан требуются самодисциплина и понимание того, что дорога и машина – это средства повышенной опасности.
О состоянии безопасности на дорогах шёл обстоятельный разговор и на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности под руководством заместителя Председателя Правительства РД Рамазана Джафарова. Были детально проанализированы состояние аварийности на дорогах республики за первое полугодие 2023 года, организация учебного процесса в учреждениях, осуществляющих подготовку и переподготовку водительских кадров, ситуация с аварийностью на железнодорожных переездах, утверждены правила организованной перевозки группы детей.
«Если коротко охарактеризовать ситуацию на наших дорогах за первое полугодие, то здесь хвалиться нечем, всё значительно хуже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе и по количеству дорожно-транспортных происшествий, и с числом погибших людей на дорогах, и по количеству людей, получивших травмы. Нам нужно принимать меры, и одна из них – финансирование соответствующих программ. Но при этом хочу сразу оговориться, что основная причина количества совершенных нарушений правил дорожного движения – человеческий фактор. Это связано не с плохими дорогами, не с плохой работой ГИБДД по РД, не с тем, что в муниципальных образованиях плохо работают. Прежде всего это недисциплинированность наших водителей», – подчеркнул вице-премьер.
В своём докладе врио начальника Управления Госавтоинспекции МВД по РД Мурад Османов сообщил, что в числе 40 регионов Российской Федерации, допустивших рост количества погибших в ДТП, Дагестан занимает 4-е место и является антилидером по числу погибших детей в стране.
По его словам, число детей, травмированных из-за аварий, невнимательности родителей или незнания ПДД, постоянно растет. С начала текущего года вследствие дорожно-транспортных происшествий погибли 13 и ранены 102 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, из них 11 погибших и 63 раненых ребенка получили травмы, будучи пассажирами транспортных средств. Это говорит о пренебрежительном отношении к правилам дорожного движения, непринятии мер безопасности при перевозке. ДТП с погибшими детьми зарегистрированы на территории Хасавюртовского, Карабудахкентского, Кизилюртовского, Буйнакского, Сулейман-Стальского, Каякентского, Ногайского районов и на федеральных автомобильных дорогах.
«Статистика детской смертности просто ужасает, а ответственность лежит прежде всего на родителях, на взрослых, которые не только должны прививать правила дорожного движения своим детям, но и личным примером показывать и неукоснительно соблюдать их.
Наибольшее количество погибших в ДТП, по сведениям Османова, зафиксировано на федеральных автодорогах, где с 31 декабря прошлого года были отключены 76 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, а также на территориях Карабудахкентского, Буйнакского, Хасавюртовского, Кизилюртовского районов и г. Махачкалы.
Главам названных и неназванных муниципальных органов местного самоуправления необходимо самим определить приоритетные направления деятельности в области безопасности дорожного движения и провести первоочередные мероприятия с учетом специфики района или города.
Много нареканий вызывает также процесс подготовки водителей. Как рассказала первый замминистра образования и науки РД Аида Далгатова в республике водителей готовят 45 организаций. Но не все они имеют соответствующую лицензию. «Минобрнауки совместно с ГИБДД по РД проводились совещания с руководителями автошкол, не имеющих лицензии», – сказала она, не уточнив, что же дало это совещание. По её словам, поднимался также вопрос повышения качества подготовки водителей. Отмечалась необходимость прививать не только профессиональные навыки и компетенции вождения, но еще и проводить соответствующую воспитательную работу среди обучающихся.
Аида Далгатова также проинформировала, что по итогам координационного совещания по обеспечению порядка было принято решение о проведении внеплановых проверок в отношении учреждений, которые создают угрозу или уже причинили вред здоровью и жизни граждан. Список таких учреждений создается Управлением ГИБДД по РД. В результате анализа дорожно-транспортных происшествий вычисляется, водители-выпускники каких автошкол совершают наибольшее количество ДТП.
А какова ситуация с ДТП на железнодорожных переездах? По словам заместителя начальника Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры по Махачкалинскому территориальному управлению СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Залимхана Джахбарова, в 2023 году, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество ДТП на железнодорожных рельсах Махачкалинского территориального управления снижено на 25 %.
«Если брать статистику за 2022 год, то было 17 дорожно-транспортных происшествий, в 2023 году 6 случаев. Количество пострадавших тоже снижено на 66 %», – уточнил он.
По его мнению, положительные изменения связаны с рейдовыми мероприятиями, которые проводились на железнодорожных переездах. Может быть, эти рейды и оказали какое-то воздействие на ситуацию, но всё же нужно признать, что на неё больше повлияло то, что поездов стало намного меньше. Если в полную силу заработает транспортный коридор «Север – Юг», то количество составов возрастёт кратно. Нетрудно предположить, что тогда на переездах образуются многокилометровые заторы. А готова к этому республика?
Правительственная комиссия РД рекомендовала МВД по РД проанализировать причины каждого ДТП с тяжкими последствиями, обратив внимание на соблюдение обязательных требований к транспортно-эксплуатационному состоянию улично-дорожной сети, обустройству пешеходных переходов и иных факторов, способствующих их совершению.