«Спускать на тормозах»
Не секрет, что некоторые сотрудники полиции, работающие с заявлениями граждан, всеми силами пытаются заявителей отфутболить. Их поведение нередко диктуется позицией непосредственного начальства, которое не заинтересовано в снижении качественных показателей на подведомственном им участке.
Полицейское руководство высшего уровня было вынуждено признать эту проблему. Для пресечения подобных фактов министром внутренних дел страны несколько лет назад было дано указание – установить в дежурных частях аудиозаписывающие устройства, которые фиксировали бы каждый поступивший телефонный звонок. В ежегодных директивах руководства МВД РФ, где подводятся итоги ушедшего года и ставятся задачи на предстоящий, укрепление учётно-регистрационной дисциплины определяется как одна из приоритетных задач.
О защите прав граждан при их обращении в органы внутренних дел с заявлением, сообщением о преступлении мы беседуем с начальником отделения учётно-регистрационной дисциплины Штаба МВД по Республике Дагестан полковником внутренней службы Арамисом БЕГОВЫМ.
– Арамис Юнусович, опросы общественного мнения показывают, что у жителей республики имеются претензии к деятельности органов внутренних дел, в том числе при рассмотрении сообщений о происшествиях. Как строится данная работа в МВД в части соблюдения законности при рассмотрении сообщений и принятии по ним решений?
– Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Это объективный показатель уровня доверия к органам внутренних дел в целом. Когда граждане обращаются в полицию за помощью, это означает, что они доверяют и надеются на реальную помощь. В целом за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту обращений населения в органы внутренних дел.
Гражданин с полицией сталкивается чаще всего на стадии подачи заявления о совершённом преступлении. И то, как заявление принимается и насколько оперативно рассматривается, во многом определяет благоприятное или неблагоприятное отношение граждан к сотрудникам полиции.
Согласно закону, в течение трёх дней со дня регистрации заявления по результатам его рассмотрения должно быть принято решение, о чём заявитель уведомляется в течение 24 часов с момента его принятия
Поэтому вопросам правильной организации деятельности по приёму информации, её регистрации, проверке обстоятельств случившегося и принятию законного решения уделяется постоянное внимание.
В структуре МВД существует подразделение, чья деятельность целиком направлена на укрепление и совершенствование учётно-регистрационной дисциплины. В ведомственных нормативных актах практически пошагово описаны действия сотрудников и должностных лиц полиции, непосредственно занимающихся этой работой.
– В чём особенности его работы по осуществлению контроля за учётно-регистрационной дисциплиной?
– Основной задачей является обеспечение защиты прав граждан, ставших жертвами противоправных действий и обратившихся за помощью в полицию с заявлением, сообщением о преступлении или происшествии, контроль за деятельностью сотрудников органов внутренних дел, непосредственно работающих с поступившими сообщениями, а также принятие мер по предупреждению нарушений со стороны этих сотрудников и реагирование на факты таких нарушений.
В этих целях постоянно проверяется деятельность органов внутренних дел по приёму, учёту и рассмотрению заявлений и сообщений, проводится работа с гражданами, чьи права на этой стадии были нарушены, в целях их восстановления и т. д. В этой сфере деятельности мы активно взаимодействуем с прокуратурой республики, другими контролирующими подразделениями МВД, проводим совместные проверки.
Во всех дежурных частях горрайорганов установлены многофункциональные регистраторы речи, которые фиксируют все телефонные звонки, поступающие в дежурные части, и по которым легко выявить факты укрытия сообщений от регистрации. Так что всё меньше лазеек остаётся для недобросовестных сотрудников полиции, которые ещё имеют соблазн спускать на тормозах обращения граждан.
– Каков порядок обращения граждан в органы внутренних дел, ведь не каждый знает, к кому и как обращаться со своей проблемой?
– К сожалению, ещё встречаются факты укрытия от учёта обращений граждан под различными предлогами, мы с этим постоянно боремся, и ситуация меняется в лучшую сторону, хотя не так быстро, как хотелось бы.
Существует единый для всех правоохранительных органов порядок организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утверждённый руководителями этих ведомств.
Заявления и сообщения о происшествиях принимаются дежурной частью органов внутренних дел круглосуточно. Заявление можно принести лично, передать через кого-нибудь, направить по почте, сообщить по телефону «02».
Кроме того, у граждан появилась возможность сообщить о случившемся происшествии через информационную сеть Интернет, на сайт www.gosuslugi.ru.
Граждане вправе подавать обращения в ходе личного приёма граждан должностными лицами органов внутренних дел и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Заявитель должен указать в обращении сведения о себе.
Если заявление в дежурную часть органа внутренних дел подаётся при личном обращении гражданина, то дежурный обязан выдать заявителю под роспись талон-уведомление о его принятии. Невыдача талона-уведомления – серьёзное правонарушение.
В административных зданиях всех органов внутренних дел имеются стенды, на которых размещены правовые акты, регламентирующие порядок приёма сообщений о происшествиях, а также указаны номера телефонов и местонахождение должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с отказом в приёме сообщений о происшествиях.
Обжаловать действия сотрудников по приёму и регистрации сообщений о происшествиях можно руководителям органов внутренних дел в ходе личного приёма или по почте.
– Как поступить в случае отказа от приёма заявления?
– Отказ в приёме заявления – нарушение, и оно влечёт ответственность для сотрудника, который отказал в его приёме. Даже если объяснили заявителю, почему не принимают заявление, это не значит, что всё кончено. Гражданин вправе обжаловать отказ в приёме заявления прокурору, в суд или должностным лицам органов внутренних дел.
Рекомендую в таких случаях обязательно позвонить на телефон горячей линии (8722) 98-48-48 и оставить информацию, в том числе и по непринятому у вас ранее заявлению. Этот звонок в обязательном порядке будет рассмотрен в кратчайшие сроки и по изложенным фактам принято соответствующее решение.
– А как гражданин может узнать о результатах рассмотрения своего заявления?
– Согласно закону, в течение трёх дней со дня регистрации заявления по нему должно быть принято решение. В установленном порядке этот срок может быть продлён до 10 дней, потом до 30.
О принятом по сообщению решении заявитель в обязательном порядке письменно уведомляется в течение 24 часов с момента его принятия. Если уведомление по почте не поступило, можно поинтересоваться о дальнейшей судьбе заявления, обратившись лично или позвонив в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел.
В случае несогласия с принятым решением по результатам рассмотрения заявления его можно обжаловать руководству органа внутренних дел, прокурору или в суд.