Транспортный коридор под надёжной защитой
Сотрудники транспортной полиции 18 февраля отмечают свой профессиональный праздник. Мы встретились с начальником Махачкалинского линейного управления МВД России на транспорте полковником полиции Абдулали Гасановым (на снимке) и попросили рассказать, какие задачи стоят перед транспортной полицией и как сотрудники выполняют их.
– Абдулали Зиявутдинович, что входит в зону обслуживания Линейного управления?
– В состав Махачкалинского линейного управления МВД России входят 4 линейных отдела полиции, дислоцированных на станциях Дербент, Хасавюрт, Кизляр и в аэропорту Махачкалы, в состав которых входят 4 линейных пункта полиции: на станциях Артезиан, Самур, Кизилюрт и в Махачкалинском морском торговом порту. Управление на транспорте осуществляет деятельность от государственной границы с Азербайджаном на юге, на севере – через Калмыкию до административной границы с Астраханской областью. Махачкалинское линейное управление МВД России на транспорте обслуживает более 600 км железнодорожных магистралей. Перед нами стоит действительно сложная задача – обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, покоя миллионам пассажиров на железнодорожном, воздушном транспорте, а также сбережение имущества пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Недавняя пандемия внесла свои коррективы в пассажирские перевозки. Пассажирское сообщение с Азербайджаном прекращено. По этой ветке идут только грузовые поезда. Даже в таких условиях в прошлом году пассажиропоток на объектах обслуживания Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте составил около 2,5 миллиона человек поездами дальнего следования и пригородного сообщения.
– Что вызывает наибольшее беспокойство, чему уделяете особое внимание?
– Исходя из того, что высшим приоритетом является человеческая жизнь, нас больше всего беспокоят несчастные случаи на транспорте, в результате которых страдают люди. Регулярно на объектах транспорта гибнут люди, в основном попадая под поезда при переходе железнодорожных путей в неположенном месте. Мы неоднократно выступали с разъяснениями о необходимости соблюдать правила безопасности. Особенно это касается детей, которые являются группой риска. Инспекторы ПДН нашего управления проводят лекции в школах, расположенных поблизости от железной дороги.
В последнее время появилась еще одна проблема, связанная с безопасностью граждан. Некоторые любители селфи поднимаются на железнодорожные вагоны, которые стоят в парках отстоя, и делают там фотографии. Но они не понимают, что в пасмурную погоду на расстоянии 2 метров линия электропередачи пробивает человека зарядом в 36 тысяч вольт. Вы представляете, что может быть с человеком, получившим такой заряд?!
Немало беспокойства вызывает крупный рогатый скот, бесхозно пасущийся вблизи железной дороги. Ежегодно регистрируются несколько десятков случаев наезда железнодорожным транспортом на крупный рогатый скот. Это на самом деле серьезная проблема, железная дорога при этом несет большие убытки.
Сегодня правительство республики планирует развивать пригородное железнодорожное сообщение и запускать новые направления. Но ситуация, связанная с выпасом скота, может препятствовать этим планам. Скотину не научишь переходить железную дорогу в установленных для этого местах. Здесь вина лежит на хозяевах, которые оставляют свой скот без присмотра. Сегодня нет нормы, которая позволяла бы привлечь к ответственности владельцев животных за такие случаи. Поэтому на последнем заседании АТК мы вышли с предложением разработать практику привлечения граждан к административной ответственности за незаконный выпас скота.
– Какое внимание в Линейном управлении уделяют вопросам антитеррористической безопасности?
– Благодаря совместным усилиям УФСБ по РД, МВД по РД, другим правоохранительным органам в последние годы на объектах транспортной инфраструктуры республики террористических проявлений зафиксировано не было. Тем не менее антитеррористическая деятельность остается в фокусе нашего внимания. Для недопущения террористических посягательств сотрудниками транспортной полиции проводится комплекс мероприятий. Так, сотрудниками управления на транспорте осуществляется 100-процентное сопровождение пассажирских поездов дальнего следования и пригородных поездов, курсирующих по территории республики. Только за 2022 год было сопровождено около 3,5 тысячи пассажирских поездов дальнего следования и поездов пригородного сообщения.
Досмотровые мероприятия на входе в здание вокзала Махачкалы осуществляются сотрудниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте с применением стационарных интероскопов, металлодетекторов, ручных устройств для досмотра и в тесном взаимодействии со службой безопасности вокзала и ЧОП. Большое внимание в этой работе уделяется взаимодействию с другими заинтересованными органами власти и предприятиями. На наиболее крупных железнодорожных станциях, таких как Махачкала, Кизляр,
Хасавюрт и Дербент, функционируют совместные специализированные группы из числа сотрудников транспортной полиции и ведомственной охраны железнодорожного транспорта с целью недопущения незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры.
Охрану правопорядка и безопасности Махачкалинское ЛУ МВД России на транспорте обеспечивает и в международном аэропорту Махачкала, в котором на прилет и вылет выполняется в среднем около 20–25 авиарейсов. Только за прошлый год обслужено более 13 тысяч авиарейсов, а пассажиропоток составил более 2,5 миллиона человек.
– Как вам удается осуществлять контроль за пассажиропотоком, выявлять злоумышленников?
– Прежде всего хочу отметить, что с целью обеспечения общественного порядка на транспорте сотрудники роты ППС Линейного управления осуществляют сопровождение всех пассажирских поездов, а также пригородных поездов. Сопровождение проходит до станции Артезиан, далее эти функции передаем нашим астраханским коллегам. Во время сопровождения они обходят весь поезд. Лица, представляющие оперативный интерес, подвергаются проверке. Кроме того, наблюдают, чтобы безбилетные пассажиры не попали в поезд, пресекают распитие спиртных напитков, чтобы не было хулиганства.
Нам удалось снизить количество преступлений в поездах дальнего следования и электричках. Присутствие сотрудника в форме предостерегает от этого. В прошлом году в зоне обслуживания Махачкалинского линейного управления было выявлено 384 преступления, из которых 110 – это тяжкие и особо тяжкие преступления.
Одним из наиболее распространенных видов преступлений на участке оперативного обслуживания является незаконный оборот наркотических средств. Всего за прошлый год в сфере незаконного оборота наркотиков было выявлено 186 преступлений, из незаконного оборота было изъято около 8 килограммов наркотических средств и различных лекарственных препаратов.
Большая работа проводится Махачкалинским ЛУ МВД России на транспорте в рамках профилактики детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта. Во взаимодействии с органами местного
самоуправления и общественностью принимаются организационно-практические меры, направленные на предупреждение и недопущение правонарушений в сфере безопасности движения поездов. В рамках реализации мер, направленных на борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями подростков, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних проводятся рейдовые мероприятия, лекции и беседы в учебных заведениях, приближенных к участкам железной дороги.
– Я помню истории, когда в самолетах и поездах, следующих из республики в другие регионы и за границу, находили крупные партии черной икры и красной рыбы. Сейчас такая проблема существует?
– Могу твердо сказать, что этого давно нет. Мы максимально ужесточили контроль за всеми грузами, которые перевозятся железнодорожным и авиатранспортом. Сейчас даже банку икры невозможно перевезти. Проводник поезда её у вас не возьмет. За транспортировку несанкционированного груза сотруднику железной дороги грозит незамедлительное увольнение.
– А как с другими видами незаконных грузов? Например, нелегальным золотом. Раньше его ввозили в большом количестве из Турции, Эмиратов именно на самолетах.
– Понимаете, сегодня логистика перевозки изменилась. Золото сейчас легче перевезти автомобильным транспортом. Их владельцы знают, что на вокзалах, в аэропортах усиленный контроль. Зачем им рисковать, гораздо безопаснее договориться с транспортной компанией.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех сотрудников и ветеранов транспортной полиции с профессиональным праздником и пожелать им крепкого здоровья, стабильности, достойно нести свою службу, чтобы служебные хлопоты были приятными, а наземный, воздушный и водный транспорт не давал сбоев в работе!